Найти в Дзене

«Олександра»: «Прости меня, Олександра. Возьми к себе жить». (урок жизни четвертый – умение прощать).

фото автора
Сегодня я начну с благодарности вам, читатели! За то, что не остался незамеченным весь цикл статей про давние времена – про бабушку мою, Шуру, Александру. Или «Олександру» - как называли ее в деревне. А вот и продолжение!
Я уже училась на втором курсе, когда нашу родню всколыхнула невиданная новость – бабушка вышла замуж! В 69 лет! Уточню: официально она не вышла, но да, обрела
фото автора
фото автора

Начало

Сегодня я начну с благодарности вам, читатели! За то, что не остался незамеченным весь цикл статей про давние времена – про бабушку мою, Шуру, Александру. Или «Олександру» - как называли ее в деревне. А вот и продолжение!

Я уже училась на втором курсе, когда нашу родню всколыхнула невиданная новость – бабушка вышла замуж! В 69 лет! Уточню: официально она не вышла, но да, обрела спутника жизни. Но вначале предыстория…

Видным мужчиной был Николай. Дом – полная чаша, три сына, жена красавица. Сам – председатель колхоза. Начальство.

А у Александры подросли дочери, расцвели девушки – невесты на выданье. Это были моя мама и тетушки. И стали сыновья Николая провожать моих тетушек с танцев, ухаживать за девушками. Не подумайте плохо – воспитание строгое, времена другие. О близких отношениях и речи не было.

Но ведь провожали, гуляли вечерами! А это, по тем временам – уже повод ждать в гости сватов. Не дождались, однако. Не одобрил Николай кандидатуры моих тетушек – красивые, да бедные, да свои, деревенские. Отправил сыновей в город – учиться. Там и невест искать наказал – городских, образованных. Осталась обида в сердце матери – Александры.

Разлетелись все. Девушки тоже уехали. Все выучились, приобрели профессии. Моя мама – ветеринар, тетя Галя окончила строительный техникум и осталась жить в Волгограде, Валентина – парикмахер. Все вышли замуж, родились дети – мои двоюродные сестрички и братишки.

Женились и сыновья Николая. И пролетели с тех пор десятилетия…

Один – одинешенек, остался на старости лет Николай. Овдовел давно. И ведь вся деревня его – Портюг – тоже вымерла. Одни заброшенные дома кругом, даже соседей нет. Кроме того, на инвалидности был уже мужчина. Попал в аварию, травма позвоночника, переломы. Упало зрение. Он был почти слепой и передвигался очень медленно, с палочкой.

Невмоготу жить одному в таком состоянии. Как покупать лекарства (а без них нельзя), продукты? Заготавливать дрова, топить печь? А сыновья, что сыновья? Не пожелали городские невестки забирать к себе старика. Ни одна не захотела. А вот денежек с пенсии просили подкинуть.

Отчаялся Николай. Собрал узелок и пошел на поклон к моей бабушке Александре. Менее, чем в километре была деревня Петровка, да дом Александры, но для него – дневной переход. Однако, добрался. И сказал:

- Виноват я перед тобой, Олександра. Не держи зла – пусти меня к себе жить. Пропаду ведь один!

Бабушка поняла, что если не примет, то этот человек проживет совсем недолго. Приняла. Сказала только:

- Коля, я зла не держу, живи. Бог все видит, он простит, он рассудит.

Но Александра была бы не Александра, если бы свои условия «семейной жизни» сразу не обозначила.

Во первых – пенсию ей отдавать. Она кормит, ведет хозяйство. Во вторых – никакой праздности. Помогать в меру своих сил по хозяйству – чем может. А уж она и за лекарствами сбегает (за 7 километров, в село), и накормит вкусно и сытно, и обстирает.

Эх, и хорошо они жили! Дедушка Коля умный был и рукастый – все в доме починил. Начиная с обуви, заканчивая ходиками с кукушкой. Для меня был другом, да и все наши его приняли.

Восстали против только дети Николая, невестки и сыновья. Им не нравилось, что прекратились переводы со стариковской пенсии. Но Александра всегда умела за себя постоять…

"Олександра": урок жизни 5 - здесь

Стихи
4901 интересуется