Пантеон (Pantheon).
В 1744 г. Людовик XV тяжело заболел, и медицина XVIII в. была бессильна помочь ему. Король принялся страстно молится св. Женевьеве, прося об исцелении. Болезнь чудом отступила, и Людовик, исполняя молитвенный завет, распорядился начать строительство на холме Святой Женевьевы новой величественной церкви, посвященный небесной покровительнице Парижа.
В 1755 г. архитектор Ж. Суфло начал работу над проектом здания. В 1764 г. Людовик XV и наследник престола заложили первый камень в фундамент вотивной церкви. Ее первый архитектор и строитель скончался (1780), так и не увидев одно из самых значимых своих творений. Работы заканчивал архитектор Ромдле, которому понадобилось еще 10 лет для того, чтобы справится с трудностями, возникшими при монтаже купола.
Не прошло и года после освящения церкви, как к власти во Франции пришли революционеры. Величественный неоклассицистический храм Св. Женевьевы с его почти античным стилобатом и коринфским портиком (22 колонны) северного фасада показался маркизу де Билетту идеальным для того, чтобы превратить его в "храм Отечества" и разместить под его сводами "статуи великих людей"-обожествленных героев революции.
В 1791 г. архитектору К. де Кинси было поручено приспособить здание к его новой роли. Чтобы превратить церковь в место поклонение погребенным героям, он заложил почти все ее окна, позволив свету проникать лишь сквозь световой фонарь купола.
В Древнем Риме святилище, где поклонялись всем божествам, называли пантеон (греч. pantheon-храм всех богов). Единственный сохранившийся римский пантеон (Пантеон Агриппы, с 609 г. храм Санта-Мария-ад-Мортирис) представляет собой ротонду с глухими стенами, покрытую куполом, свет в которую проникает через отверстие в центре свода. Постепенно название языческого святилища закрепилось за храмом Отечества, а позже места массовых захоронений героев также стали называть пантеонами.
Вскоре в храм Отечества (Пантеон) внесли прах первого великого человека-Мирабо, которого, по распоряжению Робеспьера, сменил Марат, впоследствии выброшенный в сточную канаву.
В 1806 г. Наполеон вернул здание пантеона Церкви, и его вновь освятили во славу св. Женевьевы. Церковь просуществовала до 1832 г., когда здесь снова возник Пантеон. Наполеон III в очередной раз передал храм Церкви в 1851 г., однако в 1885 г. (похороны В. Гюго) власти окончательно решили, что светская усыпальница национальных героев Франции нужнее.
Пантеон (длина 110 м, ширина 87 м, высота 83 м) в плане представляет собой равноконечный (греческий) крест, увенчанный куполом. Главный (северный) вход увенчан коринфским 22-колонным портиком. Скульптурная композиция "Триумф Родины" (Д. д'Анже, 1837), ныне размещенная на его фронтоне, изображает Родину, венчающую своих великих детей триумфальными венками. Декор фронтона менялся 4 раза.
Сейчас в крипте Пантеона находится 71 захоронение. Самое интересное из них у Ж.-Ж. Руссо-деревянный саркофаг, на торце которого изображена приоткрытая дверца, откуда выглядывает рука с горящим факелом. Считается, что наибольшей эстетической ценностью обладает надгробие Вольтера, украшенное статуей работы Гудона.
В 1995 г. французы внесли в Пантеон Марию Склодовскую-Кюри и ее мужа Пьера Кюри-открывших радий. Именно Марию принято считать первой француженкой (на самом деле она полька, из-за чего ее отказывались избрать в Академию), внесенной в Пантеон. Однако задолго до нее в крипте Пантеона покоился прах другой дамы. Это супруга химика Бертло, завещавшего похоронить себя только вместе с женой. но ее просто похоронили, а не внесли в Париж.
Могила Рафаэля Санти в римском Пантеоне, читайте здесь...
Захоронения известных людей в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, читайте здесь...
Шекспир похоронен в Стратфорд-на-Эйвоне, Центральная Англия, читайте здесь...
Гробница Наполеона I в Соборе Дома инвалидов, в Париже, читайте здесь...