Глаза. Россия, 1992. Режиссер и сценарист Валентин Ховенко. Актеры: Сергей Стеблов, Инга Ильм, Светлана Крючкова, Клара Лучко, Леонид Кулагин, Галина Петрова и др.
Режиссер Валентин Ховенко (1940-2003) сумел поставить всего шесть полнометражных игровых фильмов, два из них – мелодрама «Глаза» (1992) и комедия «Пистолет с глушителем» (1993) принесли ему известность.
...Паренек с подбитым глазом попадет в больницу и там влюбляется в слепую девушку. Вскоре его собираются выписать домой, но он, чтобы остаться с любимой, силой грандиозного самовнушения... слепнет.
Через пару дней девушке делают операцию, и она обретает зрение. Увы, увидев своего недавнего возлюбленного, она предпочитает ему другого.
Ослепший парень от горя хочет покончить с собой. Но мать чуть ли не насильно заставляет девушку прийти к нему на свидание. После ночи любви он снова видит...
Каков сюжетец? Режиссер этой мелодрамы В. Ховенко ("Пистолет с глушителем") откровенно эксплуатирует чувство зрительского сострадания, нажимая на сентиментальные педали.
Бесспорно, делается это на уровне мыльной оперы. Но зато изо всех сил.
На месте мексиканских или бразильских продюсеров я бы заинтересовался сценарием "Глаз". Может, стоит его купить, перенести действие в Латинскую Америку и превратить в душещипательный телеплей?
Александр Федоров, 1993, 2020
Пистолет с глушителем. Россия, 1993. Режиссер и сценарист Валентин Ховенко. Актеры: Сергей Юрский, Владимир Винокур, Сергей Гармаш, Галина Петрова, Владимир Ерёмин, Евгений Весник, Валерий Носик, Борис Романов, Михаил Светин, Армен Джигарханян, Анатолий Равикович и др.
Легко ли снимать пародии? Для режиссера этого фильма вопрос, очевидно, имеет однозначный ответ: легко. Вполне достаточно показать, что два американских шпиона, выполняя задание в России, очутились на территории психбольницы. И ее обитателей и тамошние порядки приняли за посткоммунистическую перестройку.
Но... такого рода пародийно-эксцентрический сюжет требовал от авторов филигранной разработки каждого гэга, каждой реплики персонажей, каждого жеста, великолепного знания шпионской киноклассики и т.д.
Увы, в "Пистолете..." ничего этого нет. Валентин Ховенко ("Глаза") искренне полагал, что зрителей на протяжении всего фильма можно смешить однообразными ужимками обитателей сумасшедшего дома и украинской речью одного из шпионов. Тот якобы выучил украинский, принимая его за русский...
Сравнение России с огромным дурдомом уже обыграно, обсосано, отработано десятками писателей-сатириков и артистов-юмористов. Как, впрочем, и мысль, что иностранцам никогда не понять русских порядков и обычаев.
В итоге фильм, по-моему, получился не смешным, а просто скучным. Даже несмотря на участие талантливого актера Сергея Юрского, блеснувшего когда-то в комедии "Золотой теленок" в роли любимца отечественной публики - обаятельного афериста Остапа Бендера...
Александр Федоров, 1994, 2020