Найти тему

Фридрих Ницше и Витя Малеев

Оглавление

Прежде, чем рассказать об одной из самых гениальных, на мой взгляд, книг о школе, я должен прояснить контекст. Иначе я буду либо не понят, либо истолкован неверно.

О скромности - с детсадовского горшка

Нас с молодых ногтей, с детсадовского горшка приучают к скромности. Зачем?

"Нескромность" - побочный эффект сильного, независимого мышления.

Согласуется ли это с главной задачей массовой школы - думайте сами. В виде намека отсылаю вас к надоевшему высказыванию Министра образования Фурсенко о переориентации российского образования на "воспитание квалифицированных потребителей".

"Независимость - удел немногих. Она - привилегия сильных".
Фридрих Ницше

Точно- не "квалифицированных потребителей".

Быть скромным = быть управляемым

"Каждый сверчок знай свой шесток"

Гениальными принято считать вождей. На крайний случай ученых-ядерщиков или писателей с философским уклоном. Однако последние обязательно должны быть "ушедшими".

Нас приучают называть гениальными исключительно тех, на кого указали. "Гениальный вождь мирового пролетариата" - пожалуйста.

Я, кстати, и не против.

Встречаются гении даже среди руководителей. Правда редко.

Они рождаются раз в столетие, даже, говорят, в два столетия. Но ведь ста лет еще не прошло? Срок истекает как раз в 2024 г.? )) Остальным дозволено быть "хорошими специалистами", "обладать компетенцией".

Показалось, что я играю в слова? Отнюдь

Подумайте: управление людьми осуществляется именно через слова! Затворы взводят в исключительных ситуациях, когда "слов вообще не понимают". Подумайте об этой расхожей фразе: вы наверняка её используете в воспитании своих детей. ))

Мораль - мощный фактор подавления личности.

"Нет вовсе моральных феноменов. Есть только моральное истолкование феноменов". Фридрих Ницше

"Гениальность" - это слово-манок, включающее рефлекс. "Лампочка" собаки Павлова.

С детства нас воспитывают так, чтобы услышав "гениально", мы реагировали предопределенным образом. Слышим: "гениальный" - перестаем думать и начинаем восхищаться. Педагоги, как представители одной из самых неточных и бездоказательных наук, (если вообще науки) широко используют этот прием.

"Гениальный, всемирно известный Лев Симхович Выготский".

И вот уже подтягиваются ученики: Д.Эльконин, В.Давыдов ...

Даже тень гениальности многое прощает. И еще больше позволяет. Позволяет избежать серьезной критики оппонентов, избежать серьезной доказательной базы.

... Совсем недавно "Доказательством" считалось цитирование гениальных классиков марксизма-ленинизма. В ходу была логика "учение всесильно потому что верно!" (с)

Гениальный прием. Хотя и логически бессмысленный. Поэтому, вероятно, предмет "Логика" ненадолго задержался в советской школе ...

И вот уже сотню лет педагогика съезжает все ниже - если судить по результатам. Но ... попробуйте оспорить гениальность!

Возможно, я по-прежнему в иллюзии, но мне глубоко, далеко и смачно наплевать на разрешение что думать и как чувствовать. Обхожусь своим умом, не избегая и общения с другими - но по собственному выбору, а не по указке.

И не по манку.

Ницше определил гениальность как способность

"... взяв знакомую, может быть обыкновенную тему, будничную мелодию, придать ей остроумную форму, поднять ее, возвысить на степень всеохватывающего символа и таким способом дать почувствовать в первоначальной теме целого мира глубокомыслия, мощи и красоты"
Фридрих Ницше "О пользе и вреде истории для жизни"
Рискнете заявить, что это не гениально? Разбежаться, упасть и проехаться на пузе по льду! (мое фото)
Рискнете заявить, что это не гениально? Разбежаться, упасть и проехаться на пузе по льду! (мое фото)

"Виктор Малеев в школе и дома"

Книга "Виктор Малеев в школе и дома" совершенно точно относится к разряду гениальных произведений о школе. Хотя она - и не глубокомысленно-философское упражнение в стиле Эльконина - Давыдова.

Но, согласитесь, если бы я предварительно не обрисовал контекст, это прозвучало бы смехотворно.

  • - "Гениальная" книжка! Про школу! Сказанул .. "Остапа несло". Имя-то какое несерьезное! А фамилия? Будто специально, чтобы даже намека на гениальность не возникало: Витя Малеев!".
  • - "Ха.Ха.Ха".

О различии "лжеобразования" и Образования

Если бы меня попросили в краткой, понятной и интересной форме (то есть гениально) показать отличие советского образования от нынешнего "лжеобразования" (по выражению Ницше), я бы отправил читать эту книгу.

А если совсем нет времени, то главу, в которой Витя Малеев решал задачи по арифметике за свой, 4-й класс. А потом - для знакомой девочки за 3-й, сильно сокрушаясь, как страдают третьеклассники, которым дают такие сложные задачи. Как сумел-таки Витя распутаться и как именно научился Витя решать арифметические задачи, с которыми нынче значительная часть школьников не справляется и в старших классах.

А потом для контраста и понимания (потому что именно так работает наш ум) посоветовал бы открыть любой современный учебник по математике. И узреть разницу между Методом и тем, что великий ниспровергатель "образования евнухов" Фридрих Ницше называл лжеообразованием. Которое и завело массовую школу в тупик, из которого она никогда не выберется.

В нынешнем виде - точно никогда не выберется.

Нет смысла цитировать великую книгу о школе. Вы можете набрать в поисковике "Как Витя малеев решал задачи" и прочитать совершенно бесплатно. Николай Носов, книга которого была переведена на 23 языка (между прочим - о гениальности) был бы не против.

И вот еще доказательство гениальности произведения - критика книги "известными писателями", обладающими, как широко известно, сильным "чувством локтя", высоко моральных и всегда готовых порадоваться за творческий успех собрата по перу.

Сергей Михалков, сильно расстроился, что в книге вожатые и педагоги представлены серыми, невыразительными личностями, резонерами, которые

"... появляются лишь для того, чтобы прочитать скучную нотацию, кого-то поправить, что-то водворить на своё место. Этим недостатком страдают даже лучшие повести для детей (например „Витя Малеев в школе и дома“ Н. Носова"

Цитировать крупные произведения можно для иллюстрации других мыслей, но не для понимания самих произведений.

Как можно процитировать, к примеру, "мадонну с младенцем" Леонардо? Сама попытка выглядела бы глупо. Но разве текст - это не полотно, не картина?

Текст и переводится как "ткань, полотно", нечто единое. От ткани можно отрезать кусок, чтобы использовать для чего-то полезного. Чтобы сшить костюм, например.

Если мы вырвем из книги "Витя Малеев в школе и дома" метод решения задач и попробуем его применить, то,

  • во-первых, это будет возможно лишь в домашнем обучении, но не в школе.
  • А во-вторых, этот фундаментальный метод, который можно объяснять очень долго, привлекая исследования Ж.Пиаже, например, несмотря на все усилия, не сработает в школе. Он является частью более широкого контекста. Другого контекста. Другой школы. Другого общества
"Все живое нуждается в известной окружающей его атмосфере, в таинственной пелене тумана. Если мы отнимем у него эту оболочку, если мы заставим какую-нибудь религию, какое-нибудь искусство, какого-нибудь гения кружить в пространстве, подобно созвездию без атмосферы, то нам не следует удивляться их быстрому увяданию, засыханию и бесплодию. Так дело обстоит со всеми великими вещами"
Фридрих Ницше

Как роза не вырастет на болоте, так и метод "Вити Малеева" не приживется в современной схоластической, оторвавшейся от реальности школе. Его можно и нужно применять в других условиях - более подходящих для обучения.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Очень советую книжку тем, кто занимается обучением собственных детей. Или тем, кто задумывается о переходе на семейное образование.