Каждый раз, когда я задаюсь каким-либо серьезным вопросом, я ищу человека, который потратил всю свою жизнь на ответ по этому вопросу. Это позволяет мне получать ответы чаще, чем раз в жизни.
Вопросы:
1. Как получить от печенья с шоколадной крошкой безграничный восторг?
2. Как инвариативная репрезентация портит вкус любимого печенья?
3. Чем сознание похоже на плазменный шар?
4. Какие практики, кроме дыхательной, использует медитация?
5. Какие позитивные эффекты ждать от медитации?
Сегодня нас ждут ответы Даниэля Сигеля о практике медитации. Я считаю, что самые обстоятельные и взвешенные ответы люди дают не в интервью, не в постах, не в журнальных статьях, а в книгах. Поэтому сегодня рассмотрим ответы из книги «Внимательный мозг».
1-й вопрос. Шестое, седьмое и восьмое чувство. Что это такое?
Обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Часто, эти пять чувств воспринимаются нами как исчерпывающий набор, но это заблуждение.
Шестое чувство — это проприоцепция, ощущение тела в пространстве. Такую информацию мы получаем от мышц, суставов, кожи и т.д.
Седьмое чувство — это информация, созданная внутри нас, продукт деятельности нашего мозга: мысли, чувства, намерения, концепции, отношения, образы, надежды, убеждения, мечты.
Восьмое чувство — чувство принадлежности социальной группе. Не ясно каким местом, но мы чувствуем, как к нам относятся другие люди, мы способны сонастраиваться с ними. И это тоже важная информация.
Обладая таким арсеналом чувств, сложно хоть что-нибудь не заметить вокруг себя. Но палки в колесо вставляет инвариативная репрезентация. Об этом следующий вопрос.
2-й вопрос. Как инвариативная репрезентация портит вкус любимого печенья?
Информацию со всех этих источников, внутренних и внешних, мы склонны упаковывать в слова. Во-первых, так проще. Например, 180 тонов палитры Пантон мы называем словом «синий». Во-вторых, это позволяет быстрее соображать. В-третьих, давая какому-либо явлению имя, мы дистанцируемся от него, чувствуем себя в большей безопасности. Сильнее всего нас пугает то, что выходит за рамки явлений, имеющих название. Режиссеры фильмов ужасов охотно эксплуатируют эту особенность нашей психики. Но у вербализации есть обратная сторона. Назвав что-либо словом, мы перестаем замечать все нюансы этого чего-то. Чем больше в нашем лексиконе слов, обозначающих цвета, тем большее количество цветов мы способны различать. Это же касается запахов, вкусов, эмоций и всего прочего.
Мозг получает несравненно больше информации от органов чувств, чем транслирует в наше сознание. Фактически, наше мышление ограничено нашим словарным запасом, причем ограничено фатально. На наших глазах словно появляются очки, линзы которых с годами все сильнее мутнеют.
Чем старше становится человек, тем в большие «сумерки» он погружается. Его уже ничего не удивляет, в любой ситуации он чувствует себя как дома. Он уже знает, где стоит комод, а где диван и даже в полной темноте не ударяется мизинцем о ножку кровати. Лишь изредка он включает фонарик и освещает им какие-то детали, чтобы не споткнуться или направить свет в то место, откуда донёсся незнакомый звук, или где появился непонятный силуэт. Это оптимизирует наши усилия. Но лишает возможности наслаждаться красотой любимой мебели, узором на обоях, картиной на стене. Мы утрачиваем способность видеть картинку целиком, теряем чувство присутствия.
Медитация позволяет воспринимать информацию со всех восьми источников напрямую, без обращения в общие категории. Осознавать мысли, эмоции, факты прежде, чем мозг наклеит на них какой-либо распространенный ярлык. Соответственно мы получаем возможность подмечать мелкие детали состояния нашего тела и психики, взаимодействие с другими людьми становится более насыщенным, полным, ярким, и даже любимое печенье с шоколадной крошкой начинает дарить нам десятки новых ощущений.
3-й вопрос. Чем сознание похоже на плазменный шар?
Плазменный шар — отличная метафора осознанности. Мы находимся в центре этого шара и полностью изолированны от внешнего мира. Поверхность шара — это все восемь наших чувств. В произвольном порядке, совершенно непредсказуемо для нас, между нами и отдельными органами чувств возникает связь, как разряд статического электричества.
Сознательный человек сам определяет, на какой источник информации ему сейчас обратить внимание. За пределами этого шара не всегда все безоблачно. Во внешнем мире происходит много страшных вещей. Но медитация помогает понять, что мы все еще внутри этого шара. Негативные эмоции, страх и прочее — это не мы, это только то, что мы наблюдаем за пределами шара.
4-й вопрос. Какие практики, кроме дыхательной, использует медитация?
Когда мы учимся наблюдать за своими мыслями, мы тренируем способность лучше понимать мысли других людей. За эти процессы отвечает один и тот же участок мозга. Если кто-то пьет воду и мы наблюдаем это, мы запускаем те же группы нейронов, что и человек со стаканом в руке. И никакая вода нам для этого не нужна. Мозг — социальный орган. Наше сознание свободно контактирует с сознанием других людей за счет восьмого чувства. Более того, мы осознаем не только то, что видим, но и чувствуем намерения другого человека.
Восьмое чувство важнее для психического здоровья, чем все остальные. Сонастройка — базовая потребность человека, главный навык выживания с первых минут жизни. Сонастройка — это когда мы чувствуем, что нас чувствуют.
Дистанционные форматы коммуникации позволяют эффективно обмениваться информацией, но лишены возможности сонастройки.
Тренировка внимательности во время медитации позволяет более точно интерпретировать микромимику собеседника. Внимательность дает возможность слушать не слова собеседника, а то, что собеседник пытается донести до нас с помощью слов. Внимательность — это возможность быть заботливым и добрым.
Занятным мне показалось явление транспирационной интеграции. Это когда люди ощущают целостность друг с другом. Где-то подсознательно мы понимаем, что являемся неотделимой часть общества, будто все люди — это некий «монолит». Каждый отдельный человек вовсе не отдельный человек, а область этого монолита. Когда мы делаем нечто доброе для другого человека, это доброе распространяется на весь «монолит» людей. Каждый наш поступок находит отражение в жизни каждого человека, как в системе связанных шестеренок. Обижать других людей все-равно что вгонять иглы в свое же тело. На этом базируется практика любящей доброты, которая, как и дыхательная практика, является важной составляющей медитации.
5-й вопрос. Какие позитивные эффекты ждать от медитации?
Я скрупулёзно собрал в один список все, что размазано по 350-ти страницам.
- Объективность и глубина мыслительного процесса, отсутствие импульсных реакций. Мы многое делаем на автопилоте: занимаемся одним, а думаешь о другом. Автопилот — спонсор чувства опустошенности. Автоматическое мышление создаёт ощущение скуки. Главный враг внимательности — кажущаяся определенность. Настоящей определенности в сегодняшнем мире не существует. Мы верим в иллюзии, лишая себя внимательности. Внимательность — это сознание моментов повседневной жизни. Это противоположно жизни на автопилоте.
- Устойчивость к стрессу.
- Рост качества отношений с другими людьми.
- Глубокое обучение.
- Анализ результативности методики MBSR в Массачусетском медицинском центре показал улучшение физического здоровье . Внимание способствует росту синапсов и кровеносных сосудов в определенной части мозга. Соответственно эти части растут и развиваются. Во многом это те участки мозга, которые отвечают за позитивные эмоции и иммунитет.
- Психологическое здоровье. Медитация учит относиться к происходящим событиям с точки зрения любопытства, что уменьшает риск разрыва реальности и ожиданий.
- Терпеливость.
- Рост качества вербализации ощущений. Описание и обозначение словами — фундамент внимательного осознавания. Я сейчас думаю о..., я сейчас вспоминаю..., я сейчас чувствую..., интересно, какая мысль придет следующей... Это то, о чем писал Стивен Кови про проактивность. Если умеешь словесно описывать внутреннее состояние, то ты способен на эмоциональное равновесие и проактивное поведение.
- Неосуждающее отношение. Осознавание сложно сделать безоценочным. Если мы что-то подмечаем, мы сразу же это интерпретируем. Если не удается избавиться от интерпретаций, то нужно хотя бы позаботиться об их позитивной формулировке. Ударился ногой о камень — осознал свою боль и обиду. Дальше можешь интерпретировать это как «Я такой растяпа» и тогда моральная боль будет сильнее физической. «Хорошо, что я вовремя осознал свою обиду, теперь она не отравит мой день, а в следующий раз прихвачу с собой фонарик». Смотреть на себя сверху, не из своей головы, а с дерева. Когда мы никак не оцениваем происходящее, мы не оцениваем его, в том числе и стереотипным образом.
- Критическое мышление в работе с информацией, умение находить логические ошибки и несоответствие, способность доносить свою точку зрения.
Не рекомендую
Книга Даниэля Сигеля «Внимательный мозг» забирает больше, чем дает. Она написана ужасным научным языком. Более отвратный стиль письма я встречал лишь раз. Это была моя диссертация. Автор явно не позаботился обо мне, когда писал свою книгу. Но она подарила мне 2239 слов собственных мыслей. Если ты уверенный переводчик с научного на русский и у тебя есть месяца полтора на эту книгу, обязательно читай ее и рассказывай, на какие вопросы она ответила тебе.