Завтра была война. СССР, 1987. Режиссер Юрий Кара. Сценарист Борис Васильев (по собственной повести). Актеры: Сергей Никоненко, Нина Русланова, Вера Алентова, Ирина Чериченко, Наталья Негода, Юлия Тархова, Владимир Заманский и др. 13,5 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Самоубийство старшеклассницы, у которой по ложному обвинению арестован отец. Директор школы, снятый с работы за "пособничество дочери врага народа". История наивной и чистой девушки Искры, воспитанной суровой матерью в традициях "военного коммунизма", но с каждым шагом убеждающейся в жестоком несоответствии лозунгов и официальных слов с происходящими вокруг трагическими событиями...
Драма Юрия Кары "Завтра была война", поставленная по повести Бориса Васильева, несет, на мой взгляд, следы ученического экзерсиса, которые особенно проступают в сценах загородного пикника или в некоторых эпизодах школьной жизни.
Возникает впечатление, что многие молодые актеры не чувствуют атмосферы предвоенного времени, не могут отрешиться от штампов "школьной серии" студии Горького...
Но есть в фильме и удачи. Прежде всего темпераментно сыгранная Ниной Руслановой роль матери Искры. "Железный комиссар" в юбке, она безуспешно пытается убедить себя и других, что все идет, как надо, что жертвы были и будут, что без них невозможно движение вперед...
Или властная классная руководительница по кличке Валендра в колоритном исполнении Веры Алентовой. Актрисе удалось передать жестокость и беспринципность своей героини, готовой ради очередного "мероприятия" пожертвовать человеческой судьбой.
На примере судьбы одного из старшеклассников авторы фильма показывают, что "учителя", подобные Валендре, воспитывали себе подходящую "смену": конформистов, предателей и подхалимов...
В этой атмосфере поступок Вики Люберецкой, отказавшейся отречься от арестованного отца, можно с полным основанием назвать подвигом. Он помогает Искре окончательно прозреть, отказаться от прекраснодушных иллюзий.
Да, в фильме есть шероховатости и недостаток вкуса. Но создателям картины не откажешь в искренности и честности...
Дальнейшая кинокарьера Юрия Кары оказалась противоречивой.
Он поставил коммерчески успешный фильм "Воры в законе" (1988).
Затем экранизировал булгаковский роман "Мастер и Маргарита", но в итоге фильм вышел на экраны с большим опозданием.
В XXI веке снял, увы, без какого-то заметного успеха, ленты на космическую тему ("Королев", "Главный")...
Александр Федоров, 1988, 2020