"Кодекс бесчестья" (Россия, 1993)
Один из самых плодовитых российских режиссеров 1980-х-1990-х годов Всеволод Шиловский свой очередной опус посвятил разоблачению финансовых комбинаций правящей кремлевской элиты.
Известные актеры мастеровито разыграли привычные по целому косяку "разоблачух" сцены заграничных вояжей поборников народовластья, кабинетных интриг, попоек и убийств слишком много узнавших людей.
Порой происходящее на экране грешит нелогичностью (нелепый способ убийства жены одного из персонажей и т.п.). Но в целом фильм не хуже, но и не лучше многих иных экранных конкурентов.
У В.Шиловского были ленты и похуже ("Миллион в брачной корзине", "Аферисты")...
"Миллион в брачной корзине" (СССР, 1985)
Пока в комедии "Миллион в брачной корзине" известные актеры натужно и нелепо изображали итальянцев, в моей голове назойливо вертелась одна и та же мысль: зачем было хорошему актеру Всеволоду Шиловскому переквалифицироваться в сценаристы и режиссеры?
В итоге получился совсем несмешной фарс, где основным источником шуток почему-то стали отхожее место, нижнее белье и гримасы на уровне самой невзыскательной художественной самодеятельности.
Правда, режиссер убеждал читателей популярного киножурнала, что в его фильме "довольно сильны и социальные мотивы".
Увы, мне лично не удалось обнаружить в "Миллионе..." даже следов этих мотивов, так же, как, впрочем, изящной любовной истории.
Зато в кадре царит непрерывный шум. Все герои постоянно кричат, передвигают разнообразные предметы, отчаянно жестикулируют.
Все это, наверное, могло бы стать материалом для пародии на плохие итальянские комедии, если бы не было так натужно и непрофессионально поставлено...
Александр Федоров, 1986
"Аферисты" (СССР, 1990).
Вы можете представить себе плохую художественную самодеятельность? Можете? Ну, тогда представьте, что бывает еще хуже...
Не верите? Тогда посмотрите так называемую комедию "Аферисты"...
Известный актер Всеволод Шиловский оказался удивительно плодовитым режиссером: за один только год сумел поставить три фильма.
Признаться, я всегда скептически относился к его лентам. Однако "Аферисты", на мой взгляд, получились эталонными в смысле низкого художественного качества.
К примеру, давно уже я не видел, чтобы так беспомощно, натужно, фальшиво и совсем несмешно играли хорошие, в общем-то, актеры.
Но впрочем, удивляться не приходится: пропахший крепким нафталином сюжет о четырех жуликах, вознамерившихся облапошить деревенскую старушку, чтобы присвоить ее ценные иконы, построен на штампах как минимум двадцатилетней давности.
Картина расползается по швам во всех направлениях: по ритму, темпу, безликому изобразительному решению, монтажу...
Несмотря на присутствие якобы политически и социально острых фраз в диалогах, фильм кажется нелепым мутантом, рожденным в спешке "новорусского" кинобизнеса.
Между тем, определенную пользу можно, наверное, получить и от этого опуса. К примеру, если демонстрировать его в качестве учебного пособия студентам института кинематографии. В разделе "Так снимать нельзя"...
Александр Федоров, 1991