16,8K подписчиков

Мои старые видео-кассеты: вечеринка с лучшими подружками

122K прочитали

Очередное путешествие по дальним, тёмным, таинственным углам моих кладовок живо напомнило мне о том, какие художественные фильмы в конце 80-х - начале 90-х прокручивал мой первый "видак" - "пишущий" (о чем сообщал рукописный магазинный ценник) плейер "Funai"...

Мой первый "видак" - Funai. Как гордо гласит надпись на передний панели, "сделан в Японии".
Мой первый "видак" - Funai. Как гордо гласит надпись на передний панели, "сделан в Японии".

Надо сказать, что в то время культура кино-видео-потребления, система нового кинопроката только формировались. Домашний видеопросмотр перестал считаться чем-то запретно-богемным. Разнокалиберные аппараты для воспроизведения видеокассет появились практически в каждом доме., что подорвало бизнес хозяев публичных видеосалонов.

Кстати, видеосалон я посетил лишь однажды. Тот находился в здании Музея изобразительных искусств имени Крамского, а смотрел я там, вместе с десятком других киноманов "Поезд-беглец" Андрея Кончаловского. Изображение и обстановка не впечатлили. Хотя фильм понравился. Вот тогда-то, твердо решив углубляться и дальше в искусство кино, я пошел и купил себе видео-плейер.

Видеосалон 80-х.
Видеосалон 80-х.
Честно говоря, во время проката на больших экранах "Пролетая над гнездом кукушки" я оценить не смог. Понимание пришло позже, во время просмотра сто первой "тряпичной" копии на видеокассете. Мерцающий экран, невнятное бульканье в начале картины не помешали мне досмотреть её до конца и воскликнуть "шедевр". На снимке моя вторая, лицензионно-"фабричная" кассета с приличным изображением.
Честно говоря, во время проката на больших экранах "Пролетая над гнездом кукушки" я оценить не смог. Понимание пришло позже, во время просмотра сто первой "тряпичной" копии на видеокассете. Мерцающий экран, невнятное бульканье в начале картины не помешали мне досмотреть её до конца и воскликнуть "шедевр". На снимке моя вторая, лицензионно-"фабричная" кассета с приличным изображением.


А кино-жизнь в стране и головах отдельных граждан, которые чуть позже превратятся в кино- и видео-манов, закипала. - Снималось "с полок" что-то наше ("Андрей Рублёв" Андрея Тарковского), что-то западное показывалось впервые и широким экраном ("Амадей" Милоша Формана), что-то модное, "чернушное", о котором сейчас уже и не вспоминают, успешно продавалось на волне " гласности", самообличения и самобичевания ("Покаяние" Тенгиза Абуладзе, "В стреляющей глуши" Владимира Хотиненко).

Волну душевного и физического стриптиза, цунами вожделения подняли "Маленькая Вера" Василия Пичула, ставшая культовой "Интердевочка" Петра Тодоровского...

Кадр из к/ф "Маленькая Вера". 1988 г.
Кадр из к/ф "Маленькая Вера". 1988 г.
Кадр из к/ф - экранизации повести Бориса Кунина "Интердевочка". 1989 г. Тут я ещё вспомнил бы и нашумевшую в 1988 году повесть Юрия Полякова "ЧП районного масштаба".
Кадр из к/ф - экранизации повести Бориса Кунина "Интердевочка". 1989 г. Тут я ещё вспомнил бы и нашумевшую в 1988 году повесть Юрия Полякова "ЧП районного масштаба".
Кто в то время не пользовался услугами видеопроката!
Кто в то время не пользовался услугами видеопроката!

Состарившуюся, по-прежнему добрую "Эммануэль" смотреть практически перестали.В своё время за домашний просмотр "Эммануэль" можно было нарваться на большие неприятности. А сейчас смотришь: да что здесь ТАКОГО?!

Очередное путешествие по дальним, тёмным, таинственным углам моих кладовок живо напомнило мне о том, какие художественные фильмы в конце 80-х - начале 90-х прокручивал мой первый "видак" - "пишущий"-7

Кстати, мой новенький " видак" Funai занял почетное место в гостиной, под телевизором той же марки. Оба предмета в траурно-черных корпусах были водружены на тумбочку, изготовленную вот этими вот руками и стилизованную под упомянутую ранее стенку "Воспоминание" Сомовской мебельной фабрики.

И началась погоня изголодавшегося по киноискусству ещё советского среднестатистического гражданина за шедеврами мирового кинематографа, которые в очереди к моему "Фунаю" копились десятилетиями...

Первые сумки с видеокассетами я привозил из столицы. Покупал в магазине кино-фототоваров "Юпитер", что располагался на Калининском проспекте/Новом Арбате, или на Кузнецком мосту. Кассеты были хоть ещё и не "лицензионные", но уже фирменные.

Продавцы видеокассет специально, чтобы удостоверить покупателя в высоком качестве записи,  оставляли обертку фирменного ленточного носителя. Позже, на "фирменных" фильмы были записаны вообще не поймешь на чем. Акулы бизнеса использовали плёнку "ноу нэйм", что снижало издержки и повышало их прибыль.
Продавцы видеокассет специально, чтобы удостоверить покупателя в высоком качестве записи, оставляли обертку фирменного ленточного носителя. Позже, на "фирменных" фильмы были записаны вообще не поймешь на чем. Акулы бизнеса использовали плёнку "ноу нэйм", что снижало издержки и повышало их прибыль.
Очередное путешествие по дальним, тёмным, таинственным углам моих кладовок живо напомнило мне о том, какие художественные фильмы в конце 80-х - начале 90-х прокручивал мой первый "видак" - "пишущий"-9
Кассеты ещё с машинописными названиями картин. Куплено в магазине "Юпитер" на Калининском проспекте/Новом Арбате.
Кассеты ещё с машинописными названиями картин. Куплено в магазине "Юпитер" на Калининском проспекте/Новом Арбате.
Московский магазин "Юпитер". Среди кино-фотопринадлежностей, высоченные, во все витрины стопки с видеокассетами и компакт-дисками.
Московский магазин "Юпитер". Среди кино-фотопринадлежностей, высоченные, во все витрины стопки с видеокассетами и компакт-дисками.
Затаривался в основном киноклассикой. Постепенно в продаже стали появляться и красиво оформленные "лицензионные" издания.
Затаривался в основном киноклассикой. Постепенно в продаже стали появляться и красиво оформленные "лицензионные" издания.

В поле зрения стали появляться новые имена, стали меняться приоритеты, формироваться новые кино-интересы. Так, например, именно в то время пришел и прочно занял место в моей киноколлекции режиссёр Вуди Аллен...

"Фирменные" кассеты с фильмами Вуди Аллена пришли на смену точно таким же, но записанным на "тряпичных" копиях. Позже к ним добавились и замечательные книги рассказов американского режиссёра.
"Фирменные" кассеты с фильмами Вуди Аллена пришли на смену точно таким же, но записанным на "тряпичных" копиях. Позже к ним добавились и замечательные книги рассказов американского режиссёра.

По мере погружения в мировое киноискусство и ужесточения требований к качеству изображения обновлялся и технический парк. Простенький "Фунай" был заменён на более серьёзный видеомагнитофон "Panasonic", телевизор "Funai" уступил место пусть и самому дешёвому, но "Sony".

Новенький Panasonic лучше держал "картинку" и звук. Это было важно, т.к. в коллекции начали появляться музыкальные VHS-кассеты.
Новенький Panasonic лучше держал "картинку" и звук. Это было важно, т.к. в коллекции начали появляться музыкальные VHS-кассеты.

Что-то из фильмов покупал, а что-то записывал и с теле-эфира. Так, например, однажды, практически наугад "закатал" на кассету, как потом оказалось, совершенно замечательный, светлый и талантливый фильм Лидии Бобровой "Ой, вы, гуси!".
Помню, перед показом этой картины в рамках какого-то киноцикла на ТВ (
А у меня уже всё было в готовности "номер один" к записи. Записывал, т.к. другого способа пересмотреть понравившуюся картину не было) в рамке экрана появилась какая-то плохо одетая женщина, в войлочных, кажется, сапогах и мохеровой кофте и заявила, мол, она - продолжательница "дела Шукшина"... Признаюсь, чуть было не отменил запись. Но что-то подсказало: погоди, если что, потом сотрёшь...

И я ни разу не пожалел позже, что картина Бобровой "Ой, вы, гуси!" осталась в моей видеотеке! И пусть изображение было "так себе", но содержание покрывало все технические огрехи.
Стану ли я пересматривать "гусей" сейчас? Ведь типичная беспросветная чернуха тех лет, грязь, бытовое убожество, безысходность... Конечно буду! Ради света и чистоты в этой замечательной, скромной, черно-белой киноработе. А после него Боброва по сути ничего равновеликого уже и не сняла. - Жаль.

"Ой, вы, гуси!" - это просто шило под сердце. После просмотра ещё долго не можешь отдышаться. Но это - потрясающая чистота, доброта русского человека и... действительно большой талант создательницы картины.
"Ой, вы, гуси!" - это просто шило под сердце. После просмотра ещё долго не можешь отдышаться. Но это - потрясающая чистота, доброта русского человека и... действительно большой талант создательницы картины.
VHS-коллекция разрасталась...
VHS-коллекция разрасталась...

... Горизонты расширялись: Бертолуччи, Антониони, Джейн Кемпион со своим "Пианино", озвученным прекрасным композитором Майклом Найманом...

Давайте послушаем в исполнении Мюнхенского Филармонического оркестра под управлением автора, Майкла Наймана фрагмент звуковой дорожки к фильму "Пианино" - The Heart Asks Pleasure First.

Естественно,такая музыка на экране потянула за собой расширение и моей музыкальной коллекции! Помню, как в том же "Юпитере" с ликованием приобрёл за немалые деньги свой самый-самый первый компакт-диск - сборник лучших кино-композиций Эннио Морриконе. Естественно, с той самой потрясающей мелодией - тогда ещё она звучала не из каждого утюга! - Chi Mai... Тот случай, когда музыку услышал раньше, чем посмотрел фильм.


С удовольствием и не по одному разу пересматривал советскую военную классику...

Очередное путешествие по дальним, тёмным, таинственным углам моих кладовок живо напомнило мне о том, какие художественные фильмы в конце 80-х - начале 90-х прокручивал мой первый "видак" - "пишущий"-17

Громко и с радостными возгласами, словно бутылки шампанского, открывал для себя превосходные, легкие работы Сотэ и Лелуша, философские Феллини и Бунюэля, наслаждался актёрским работами Пикколи, Делона, Роми Шнайдер, Ива Монтана, заново открыл для себя Депардье...

Кино-классика хлынула, как из рога изобилия!
Кино-классика хлынула, как из рога изобилия!
... А вот"Интервенцию" после большого экрана, в формате видео принять не смог. Как, впрочем, и "Амадея" Милоша Формана. - Не хватило оркестрового размаха, звука, мощи моцартовских произведений... И главное - в кинотеатре картина шла не в полном дубляже, а с параллельным переводом. Как и на тех самых, первых кассетах VHS. И в этом их неоспоримое преимущество!
... А вот"Интервенцию" после большого экрана, в формате видео принять не смог. Как, впрочем, и "Амадея" Милоша Формана. - Не хватило оркестрового размаха, звука, мощи моцартовских произведений... И главное - в кинотеатре картина шла не в полном дубляже, а с параллельным переводом. Как и на тех самых, первых кассетах VHS. И в этом их неоспоримое преимущество!

Вспомним одну из заключительных сцен фильма: Сальери записывает под диктовку умирающего Моцарта части Реквиема in D Minor. "Друг" композитора не успевает фиксировать на бумаге потоки сознания Гения...
Это должно звучать БЕЗ полного дубляжа, чтобы слышать голоса актёров, шелест бумаги, интонации, напряжение в голосах.
Слышать -
в лучшем случае! - через динамики кинотеатра... Но все-таки попробуем послушать и здесь, сейчас. Намеренно без перевода. Всё будет понятно и так...
Поясню лишь, что в чёрной карете возвращается жена Моцарта, чтобы... чтобы прервать, по версии режиссера, работу над последним шедевром композитора и выставить высокопоставленного, теряющего разум завистника вон. - К лучшему ли?

"Амадей" Формана - подлинный киношедевр!

Ранние издания "Амадея" Формана милы мне ещё и тем, что в то время еще не была выпущена в продажу "режиссерская", более длинная версия этой картины. Я наслаждался и продолжаю наслаждаться вариантом 1985 года вариатом, принесшим его создателю сразу восемь "Оскаров"!
Ранние издания "Амадея" Формана милы мне ещё и тем, что в то время еще не была выпущена в продажу "режиссерская", более длинная версия этой картины. Я наслаждался и продолжаю наслаждаться вариантом 1985 года вариатом, принесшим его создателю сразу восемь "Оскаров"!

Пересматривал неоднократно "Рублёва" и "Офицеров". С родителями и младшей сестрой - классические советские фильмы...

"Тихий Дон" - самая лучшая версия.
"Тихий Дон" - самая лучшая версия.
Тихонов, Баталов, Самойлова... Легенды!
Тихонов, Баталов, Самойлова... Легенды!
Неувядаемая классика! Наслаждаться которой лучше всего без рекламы.
Неувядаемая классика! Наслаждаться которой лучше всего без рекламы.

С особым чувством вспоминаю, как папа подпевал любимым песням из кинофильмов...

Н. Рыбников. Песня из к/ф "Весна на Заречной улице".

И великий фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" для выпуска на кассете VHS ещё никто не додумался раскрасить...

"Репетиция оркестра" - потрясающий фильм Федерико Феллини. Как видите, в моей коллекции видеокассет он соседствовал с модными в то врем "Куклами". Отличие одно: "Репетицию..." пересматриваю постоянно, а о шоу "Куклы" забыл напрочь.
"Репетиция оркестра" - потрясающий фильм Федерико Феллини. Как видите, в моей коллекции видеокассет он соседствовал с модными в то врем "Куклами". Отличие одно: "Репетицию..." пересматриваю постоянно, а о шоу "Куклы" забыл напрочь.
Снятый "с полки" гениальный фильм Алексея Германа меня покорил с первых же кадров. Замечательная картина "Зима в сердце"  Клода Сотэ, "Рэгтайм"  всё того же Формана, который очень любил музыку и дружил со многими "звёздами"...
Снятый "с полки" гениальный фильм Алексея Германа меня покорил с первых же кадров. Замечательная картина "Зима в сердце" Клода Сотэ, "Рэгтайм" всё того же Формана, который очень любил музыку и дружил со многими "звёздами"...
Над ещё родной для Формана Прагой: Джессика Лэнг, сам режиссёр, наш Владимир Высоцкий и его Марина Влади.
Над ещё родной для Формана Прагой: Джессика Лэнг, сам режиссёр, наш Владимир Высоцкий и его Марина Влади.
Видеоколлекция всё расширялась, в том числе и за счет работ плодовитого и талантливого Вуди Аллена. Куросава поразил не столько "Скрытой крепостью", сколько "Семью самураями".
Видеоколлекция всё расширялась, в том числе и за счет работ плодовитого и талантливого Вуди Аллена. Куросава поразил не столько "Скрытой крепостью", сколько "Семью самураями".
В "Герое-одиночке" довольно удачном римейке фильма Куросавы "Телохранитель" снялся Брюс Уиллис.
В "Герое-одиночке" довольно удачном римейке фильма Куросавы "Телохранитель" снялся Брюс Уиллис.

А что-то захотелось пересмотреть "из детства". Например, фильмы "про индейцев".

"Ностальгию" Тарковского смотрел дважды, но... так и не принял. Как и "Когда наступит конец света" Вендерса.
"Ностальгию" Тарковского смотрел дважды, но... так и не принял. Как и "Когда наступит конец света" Вендерса.

Это, конечно, далеко не все VHS-кассеты с фильмами, прошедшие через мои руки и сердце. Что-то затерялось, от чего-то избавился, вот эти, многие из которых любимые, остались. И где-то тихо, параллельно с "высоким разрешением", со всеуничтожающим "полным дубляжом", с поруганными "актуальным" раскрашиванием - "а то без него молодежь ничего не поймёт!" - черно-белыми шедеврами, с "режиссерскими" удлиннёнными версиями - живут! В чем я ещё раз, работая над этим материалом и убедился.

Встречался со своими старыми VHS-приятелями Лев КОМОВ.

И давайте вместе с Андреем Макаревичем вспомним, как бывало раньше, когда "видак" был редкостью и весьма престижной штуковиной...

Знаменитый отечественный видеомагнитофон "Электроника ВМ12".
Знаменитый отечественный видеомагнитофон "Электроника ВМ12".
"На всех на своих, на семнадцати плёнках // "Семнадцать мгновений весны". - Андрей Макаревич.
"На всех на своих, на семнадцати плёнках // "Семнадцать мгновений весны". - Андрей Макаревич.

Видеомагнитофон - Андрей Макаревич

Читайте ещё на канале "5 лучших!":

Прогулка по руинам отечественного музыкального масс-маркета: "Мелодия" на Калининском (Новом Арбате)
5 лучших!4 июля 2021
Прощай, Рафаэлла!
5 лучших!6 июля 2021