Очередное путешествие по дальним, тёмным, таинственным углам моих кладовок живо напомнило мне о том, какие художественные фильмы в конце 80-х - начале 90-х прокручивал мой первый "видак" - "пишущий" (о чем сообщал рукописный магазинный ценник) плейер "Funai"...
Надо сказать, что в то время культура кино-видео-потребления, система нового кинопроката только формировались. Домашний видеопросмотр перестал считаться чем-то запретно-богемным. Разнокалиберные аппараты для воспроизведения видеокассет появились практически в каждом доме., что подорвало бизнес хозяев публичных видеосалонов.
Кстати, видеосалон я посетил лишь однажды. Тот находился в здании Музея изобразительных искусств имени Крамского, а смотрел я там, вместе с десятком других киноманов "Поезд-беглец" Андрея Кончаловского. Изображение и обстановка не впечатлили. Хотя фильм понравился. Вот тогда-то, твердо решив углубляться и дальше в искусство кино, я пошел и купил себе видео-плейер.
А кино-жизнь в стране и головах отдельных граждан, которые чуть позже превратятся в кино- и видео-манов, закипала. - Снималось "с полок" что-то наше ("Андрей Рублёв" Андрея Тарковского), что-то западное показывалось впервые и широким экраном ("Амадей" Милоша Формана), что-то модное, "чернушное", о котором сейчас уже и не вспоминают, успешно продавалось на волне " гласности", самообличения и самобичевания ("Покаяние" Тенгиза Абуладзе, "В стреляющей глуши" Владимира Хотиненко).
Волну душевного и физического стриптиза, цунами вожделения подняли "Маленькая Вера" Василия Пичула, ставшая культовой "Интердевочка" Петра Тодоровского...
Состарившуюся, по-прежнему добрую "Эммануэль" смотреть практически перестали.В своё время за домашний просмотр "Эммануэль" можно было нарваться на большие неприятности. А сейчас смотришь: да что здесь ТАКОГО?!
Кстати, мой новенький " видак" Funai занял почетное место в гостиной, под телевизором той же марки. Оба предмета в траурно-черных корпусах были водружены на тумбочку, изготовленную вот этими вот руками и стилизованную под упомянутую ранее стенку "Воспоминание" Сомовской мебельной фабрики.
И началась погоня изголодавшегося по киноискусству ещё советского среднестатистического гражданина за шедеврами мирового кинематографа, которые в очереди к моему "Фунаю" копились десятилетиями...
Первые сумки с видеокассетами я привозил из столицы. Покупал в магазине кино-фототоваров "Юпитер", что располагался на Калининском проспекте/Новом Арбате, или на Кузнецком мосту. Кассеты были хоть ещё и не "лицензионные", но уже фирменные.
В поле зрения стали появляться новые имена, стали меняться приоритеты, формироваться новые кино-интересы. Так, например, именно в то время пришел и прочно занял место в моей киноколлекции режиссёр Вуди Аллен...
По мере погружения в мировое киноискусство и ужесточения требований к качеству изображения обновлялся и технический парк. Простенький "Фунай" был заменён на более серьёзный видеомагнитофон "Panasonic", телевизор "Funai" уступил место пусть и самому дешёвому, но "Sony".
Что-то из фильмов покупал, а что-то записывал и с теле-эфира. Так, например, однажды, практически наугад "закатал" на кассету, как потом оказалось, совершенно замечательный, светлый и талантливый фильм Лидии Бобровой "Ой, вы, гуси!".
Помню, перед показом этой картины в рамках какого-то киноцикла на ТВ (А у меня уже всё было в готовности "номер один" к записи. Записывал, т.к. другого способа пересмотреть понравившуюся картину не было) в рамке экрана появилась какая-то плохо одетая женщина, в войлочных, кажется, сапогах и мохеровой кофте и заявила, мол, она - продолжательница "дела Шукшина"... Признаюсь, чуть было не отменил запись. Но что-то подсказало: погоди, если что, потом сотрёшь...
И я ни разу не пожалел позже, что картина Бобровой "Ой, вы, гуси!" осталась в моей видеотеке! И пусть изображение было "так себе", но содержание покрывало все технические огрехи.
Стану ли я пересматривать "гусей" сейчас? Ведь типичная беспросветная чернуха тех лет, грязь, бытовое убожество, безысходность... Конечно буду! Ради света и чистоты в этой замечательной, скромной, черно-белой киноработе. А после него Боброва по сути ничего равновеликого уже и не сняла. - Жаль.
... Горизонты расширялись: Бертолуччи, Антониони, Джейн Кемпион со своим "Пианино", озвученным прекрасным композитором Майклом Найманом...
Давайте послушаем в исполнении Мюнхенского Филармонического оркестра под управлением автора, Майкла Наймана фрагмент звуковой дорожки к фильму "Пианино" - The Heart Asks Pleasure First.
Естественно,такая музыка на экране потянула за собой расширение и моей музыкальной коллекции! Помню, как в том же "Юпитере" с ликованием приобрёл за немалые деньги свой самый-самый первый компакт-диск - сборник лучших кино-композиций Эннио Морриконе. Естественно, с той самой потрясающей мелодией - тогда ещё она звучала не из каждого утюга! - Chi Mai... Тот случай, когда музыку услышал раньше, чем посмотрел фильм.
С удовольствием и не по одному разу пересматривал советскую военную классику...
Громко и с радостными возгласами, словно бутылки шампанского, открывал для себя превосходные, легкие работы Сотэ и Лелуша, философские Феллини и Бунюэля, наслаждался актёрским работами Пикколи, Делона, Роми Шнайдер, Ива Монтана, заново открыл для себя Депардье...
Вспомним одну из заключительных сцен фильма: Сальери записывает под диктовку умирающего Моцарта части Реквиема in D Minor. "Друг" композитора не успевает фиксировать на бумаге потоки сознания Гения...
Это должно звучать БЕЗ полного дубляжа, чтобы слышать голоса актёров, шелест бумаги, интонации, напряжение в голосах.
Слышать - в лучшем случае! - через динамики кинотеатра... Но все-таки попробуем послушать и здесь, сейчас. Намеренно без перевода. Всё будет понятно и так...
Поясню лишь, что в чёрной карете возвращается жена Моцарта, чтобы... чтобы прервать, по версии режиссера, работу над последним шедевром композитора и выставить высокопоставленного, теряющего разум завистника вон. - К лучшему ли?
"Амадей" Формана - подлинный киношедевр!
Пересматривал неоднократно "Рублёва" и "Офицеров". С родителями и младшей сестрой - классические советские фильмы...
С особым чувством вспоминаю, как папа подпевал любимым песням из кинофильмов...
Н. Рыбников. Песня из к/ф "Весна на Заречной улице".
И великий фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" для выпуска на кассете VHS ещё никто не додумался раскрасить...
А что-то захотелось пересмотреть "из детства". Например, фильмы "про индейцев".
Это, конечно, далеко не все VHS-кассеты с фильмами, прошедшие через мои руки и сердце. Что-то затерялось, от чего-то избавился, вот эти, многие из которых любимые, остались. И где-то тихо, параллельно с "высоким разрешением", со всеуничтожающим "полным дубляжом", с поруганными "актуальным" раскрашиванием - "а то без него молодежь ничего не поймёт!" - черно-белыми шедеврами, с "режиссерскими" удлиннёнными версиями - живут! В чем я ещё раз, работая над этим материалом и убедился.
Встречался со своими старыми VHS-приятелями Лев КОМОВ.
И давайте вместе с Андреем Макаревичем вспомним, как бывало раньше, когда "видак" был редкостью и весьма престижной штуковиной...
Видеомагнитофон - Андрей Макаревич
Читайте ещё на канале "5 лучших!":