И вновь в комментариях к статьям о Высоцком (ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ) клокотали возмущённо читательские септаккорды, слышалось ржание коней привередливых, с глухим стуком падали на плахи топоры суждений, банька топилась то "по-чёрному", то "по-белому"... И над всей этой охотой на волков громоздились аккорды рихтеровского рояля!
Одни были всецело "за" великого барда и "против" эстетствующего, "оторванного от простого народа" пианиста-классика, не принявшего музыки Высоцкого, не оценившего, как подобает его песен...
vladimir zakharchenko:
Господа, Высоцкий - Гений и в этом вся его сила.
Вы говорите, Рихтер, Вознесенский, Ахмадулина... Да, Высоцкий гораздо сильнее из всех вместе взятых! Кто читает этих поэтов или слушает музыку Рихтера? - Единицы. А Высоцкого знают миллионы и перепевают его стихи , идущие от нерва и сердца.
Дрюня:
Высоцкий - создатель, а Рихтер - исполнитель. По значимости художник всегда "выше" маляра.
Дмитрий Марченков:
Любое исполнительство сильно переоценено, ибо односторонне и вторично, даже гениальное. Козьма Прутков прав, а Рихтер - нет. Отзыв пианиста говорит о его душевной и эмоциональной ограниченности, а ещё - о высоколобом чванстве по отношению к поэту-творцу и его народу, читающему газеты. Мне почему то кажется, что Рихтер Высоцкого если и слышал, то очень мало.
astroyar:
Вроде интеллигентные люди, а так Рихтера запанировали.
А ведь он, по сути, всего лишь написал рецензию к одной пластинке из четырёх песен.
...Другие комментаторы с пиететом воздавали должное Святославу Теофиловичу (именно так зовут Рихтера) и в жесткой форме отказывали Владимиру Семёновичу в умении создавать настоящую музыку, а также попадать в ноты и даже правильно настраивать свою концертную гитару!
skvorshen:
Высоцкий - не поэт. Ставить его тексты в один ряд с подлинной поэзией можно с большой натяжкой. Высоцкий не композитор, его несколько аккордов на расстроенной гитаре никак нельзя назвать музыкой!.. Рихтер - это глыба! Тот, кто посвящён в музыкальное образование поймёт меня! Сравнивать его с Высоцким - это глупость! Рихтер именно музыкант! Те, кто говорят, что он играл чужую музыку, не знают, что он обладал и композиторскими способностями! Писал музыку, но остановился на исполнительстве! По-музыкантски Рихтер и Шнитке - правы! К Высоцкому нужен особый подход! И то, что великие академисты не оценили бардовский талант Владимира Семёновича - совершенно естественно!
Но Шнитке-то как раз оценил очень высоко! Однако, действительно, бывало и такое, что гитара Высоцкого "не строила". Но всё же давайте разберемся во всем по порядку...
Многие профессиональные музыканты и композиторы утверждают, что труднее всего придумать лёгкую, узнаваемую с первых нот мелодию, мотив, который сразу захочется насвистывать. Это и есть первые признаки народной песни, шлягера, хита. И таких песен у Высоцкого предостаточно! - Исполняемые детьми и взрослыми, переиначенные для КВН, школьных вечеров и студенческих капустников "Утренняя гимнастика", "Диалог у телевизора", ироническая "Москва-Одесса", красивейшие и отнюдь не трёх-аккордовые "Я несла свою беду", "Дом хрустальный"...
Владимир Высоцкий. "Дом хрустальный"
И конечно, не один автор заметил, как расцветают музыкальные темы Высоцкого от прикосновения к ним профессиональных аранжировщиков и музыкантов, композиторов. Так известный музыкальный обозреватель, писатель Алексей Певчев восклицает:
Когда говорят, что "Высоцкий - не композитор", я с этим категорически не согласен... Если вспомнить опыт работы Высоцкого с оркестром Гараняна или оркестрантами в Париже, есть много свидетельств, что профессиональные исполнители были буквально поражены композиторским талантом Высоцкого! В музыкальной первооснове песен Высоцкого, исполняемых им под гитару, был заложен очень широкий спектр для работы профессионального оркестрового аранжировщика.
Действительно, о музыке Высоцкого весьма лестно отзывались композиторы Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Раймонд Паулс, рок-музыканты Александр Градский и Андрей Макаревич, джазовый дирижер, аранжировщик, саксофонист Георгий Гаранян, авторы-исполнители Александр Розенбаум и Олег Митяев. Заметьте, оценивая песни в целом, говорят о композиторском даре...
Поэт Юрий Энтин ("Антошка", "Чунга-Чанга", "Бременские музыканты") помог издать на "Мелодии" первую гибкую пластинку Высоцкого:
Меня покорила "Песня о друге". Я очень любил точные рифмы, как в этой песне: "Если друг оказался вдруг// И не друг и не враг, а так". Настолько красиво, ловко зарифмовано - и притом не натужно! Я понял, что это мог написать только поэт, который работает над стихом. Это был явно другое, чем КСП.
Это - суждение талантливого поэта о стихах Высоцкого. Но, согласитесь, это в полной мере можно отнести и к музыке Владимира Семёновича. Ну, кто из нас медитировал над этим, казалось бы, простейшим "Если друг оказался вдруг..."? А большой поэт-песенник оценил. Так же и с музыкой: кажется простым, примитивным, а нет, не всё так просто!
Но дослушаем Энтина...
Тогда (в начале 60-х) появились первые гибкие пластинки. Там как раз помещалось четыре песни. И вот такую пластиночку Высоцкого издали, к нашей радости. Тираж был огромный. Тираж был огромный. Если не ошибаюсь, шесть миллионов.
И вот оценка всё того же Энтина, но уже как Мастера слова. Он рассказывал, как однажды, ещё при жизни Владимира Семёновича слушал его "полное собрание сочинений" с кинорежиссером и гениальным актёром Роланом Быковым...
Ролана Антоновича заставить молчать было невозможно... А тут мы все молчали... Началось всё в восемь вечера, а закончилось в шесть или семь утра. И Быков молчал. Только слушал... И в его взоре читалось: Ну как? Вы понимаете, как это гениально?"
И вдруг у меня как будто волосы начали шевелиться. Я понял, что Высоцкий - как Пимен, описал всю нашу жизнь. Практически он рассказал обо всём, проник во все уголки.
А ещё один из самых успешных и любимых детских поэтов Юрий Энтин рассказывал, как он относится к записи радиоспектакля "Алиса в стране чудес", тексты и музыку к которому сочинил Владимир Высоцкий, потратив на это три года своей жизни...
Вы знаете, у меня была даже некоторая ревность. Я не считал, что мы с Высоцким соревнуемся, а тут он выступил в моем жанре, в том жанре, где я считал себя почти королем, - и сделал такую мощную, интереснейшую работу. Меня в пластинке чуть-чуть смущала музыкальная часть (композитор альбома - Е.Геворгян), а стихи Высоцкого восхищали.
Интересно, что записанную с огромным трудом "Алису в стране чудес" чуть не положили "на полку". Естественно, из-за песен Высоцкого, мол, они развращает детей. И тогда Высоцкий попросил заступиться за свою первую официальную большую аудиозапись поэтессу Беллу Ахмадулину. Той было позволено многое, чем Ахмадулина и воспользовалась, поздравив из Парижа статьёй в "Литературной газете" советский народ с Новым годом и с выходом пластинки "Алиса в стране чудес"... И чудо произошло! Аудиоспектакль с участием Всеволода Абдулова, Клары Румяновой, Владимира Высоцкого и других артистов МХАТа, выйдя в 1976 году, мгновенно стал чрезвычайно популярным, пластинки раскупили в одночасье!
Но это так, к слову :)
Вернёмся к одному из самых часто встречающихся в комментариях обвинений Высоцкого - к его "вечно расстроенной гитаре".
Вот что по этому поводу рассказывал певец Александр Кальянов, работавший в молодости у Высоцкого звукорежиссёром...
Так вот, однажды, прямо перед концертом Кальянов, не спрося разрешения, подстроил на гитаре у артиста одну струну. Та, по его мнению, почему-то ослабла, задребезжала. Ну, он и "подкрутил".... Высоцкий тогда просто рассвирепел. Готов был прибить "настройщика". Ведь, как потом, немного успокоившись, объяснил сам Высоцкий, струна эта всегда была специально немного расстроена. Звучала не в лад, но при этом создавала некую художественную "неправильность", ощущение живого выступления, неприглаженности, позволяла лучше почувствовать нерв песни, концерта.
Тот же Алексей Певчев заметил, что "расстроенная гитара Высоцкого" - типичный рок-н-ролльный приём. Что-то подобное практиковал и Кит Ричардс из Rolling Stones. - "У него это придаёт гитаре другое, очень оригинальное звучание. Но думаю, что Высоцкий не знал, как настраивают гитару рок-музыканты, а пришёл к этому чисто интуитивно". (Из книги Дм. Силкана "Владимир Высоцкий. Человек народный").
Тут, конечно, самое время заговорить о Высоцком, как о перво-рокере всея Руси! А что?! - Ритм, тексты, бешеная энергетика. Да что там говорить! В одиночку залы и стадионы держал! Один, без ансамбля и подтанцовок! К тому же был подлинной иконой советской "магнитофонной культуры"!
А личная жизнь?! - "Секс, драгз и рок-н-ролл". Всё по полной программе! Позавидуют многие и многие сов-рокеры. И рок-н-ролльная смерть. В полёте, в расцвете...
И - Легенда.
И - посвящения ушедшему гению, посвящения...
Александр Градский - Памяти Высоцкого.
Юрий Лоза - Памяти Высоцкого.
Андрей Макаревич - Памяти Высоцкого.
Высоцкий - планета большая. Продолжение следует.
Пишите и вы. Ваши мнения очень интересны. "Мир вашему дому!"
Ещё о музыке на канале "5 лучших!" - здесь:
- Ласковый рок 80-х: 5+5! Только лучшие!