Собственник жилья имеет полное право им распоряжаться: продать, подарить, завещать или использовать как залог при получении кредита. Но любое действие имеет свои последствия, о которых хозяин недвижимости не всегда имеет полное представление. Это подтверждают и многочисленные случаи. Один из них мы вам сейчас расскажем.
Любимый племянник
Анна Степановна жила одна в двухкомнатной квартире в добротном сталинском доме в районе станции метро «Белорусская». В свое время муж пенсионерки занимал высокую должность, поэтому и получил от ведомства престижную квартиру. Муж умер, а своих детей у семейной пары не было. Но были племянники – дети брата и сестры, которые жили в Тульской области и периодически навещали старушку.
Самое активное участие в жизни пожилой женщины принимал племянник Алексей – сын ее младшей сестры. С ним у семейной пары давно сложились очень теплые отношения. Когда Алексей закончил школу, то выбрал столичный вуз, и отношения с родственниками стали еще теснее.
После учебы парень тоже планировал остаться в Москве, но вмешался случай: он встретил своего знакомого, который занимался бизнесом в Туле, и тот, суля ему хорошие перспективы, пригласил в свою фирму на хорошую зарплату. Алексей недолго думая согласился.
Когда у Анны Степановны заболел муж, Алексей первым предложил помощь: оплатил лечение в коммерческом стационаре. А когда муж умер, взял все похоронные расходы на себя. Компания, где работал Алексей, увеличилась и открыла дочерние фирмы, одну из которых он и возглавил. Позже молодой человек создал свою компанию, и все у него шло хорошо. Он много работал, но не забывал и про тетку: привозил гостинцы.
Оформила дарственную на квартиру
Когда Анне Степановне исполнилось 70 лет, она решила, что наступило время распорядиться своим имуществом. Тем более, что она стала часто болеть и ей в голову лезли всякие дурные мысли. Она рассуждала так: сейчас я могу подарить квартиру Алешеньке, а если будет завещание, то и другие племянники на нее смогут претендовать: пойдут суды, и любимый племянник останется с носом.
В собственности Анны Степановны была московская квартира и дача в Пушкинском районе Подмосковья. Она подумала и решила, что сначала отпишет племяннику квартиру, так как она представляет самую большую ценность, а с дачей решит вопрос позже.
Когда в очередной раз племянник приехал навестить любимую тетю, она все ему и рассказала. Они вместе посоветовались и решили, что лучше оформить дарственную, тогда у родственников уже не появится лишних вопросов. Конечно, Алексей обрадовался, так как знал, что теткина квартира стоит не меньше 20 млн рублей. Поэтому решил не тянуть кота за хвост и уже на следующий день пригласил нотариуса на дом, чтобы все оформить по закону.
В течение месяца племянник переоформил квартиру на себя и по документам стал ее собственником. Хотя практически ничего не изменилось: Анна Степановна продолжала и дальше жить в квартире. Алексей же оплачивал коммунальные платежи и, когда бывал в Москве, заходил к тетке со щедрыми подарками, забивая холодильник всякими деликатесами. Так продолжалось примерно два года, и Анна Степановна была всем довольна.
Удар за ударом
Однажды, когда Алексей заехал к тетке, она стала свидетельницей разговора на повышенных тонах: племянник будто бы перед кем-то оправдывался и обещал, что скоро сможет погасить свой долг. Анна Степановна тогда не подала виду, что подслушала разговор, но сама очень разволновалась, так как стала догадываться, что у племянника неприятности.
Спустя неделю ей позвонила жена племянника и сообщила, что Алексей разбился на автомобиле и сейчас находится в тяжелом состоянии. Анна Степановна так разволновалась, что ее саму срочно госпитализировали. А когда ее выписали домой, пенсионерку ждал второй удар: племянника не стало.
Через месяц-полтора пенсионерке в дверь позвонили незнакомые люди и, когда она их впустила, сказали, что они пришли вручить документ, касающейся этой квартиры. Крепкий с виду молодой человек сообщил, что Алексей взял в банке кредит для развития бизнеса под залог двух квартир: одна из них находится в Туле, а вторая – в Москве, но так и не расплатился. Поэтому банком был наложен арест на его имущество с последующей продажей.
Когда старушка пришла в себя, она позвонила жене племянника, и та подтвердила, что и сама находится в шоке, так как банк отобрал и квартиру, которая досталась Алексею от родителей. Жена Алексея попыталась связаться с его партнером по бизнесу, но номер оказался не в зоне доступа. Когда же она позвонила еще одному сотруднику компании, тот подтвердил, что все счета их фирмы арестованы, а партнер Алексея успел уехать за рубеж и никто не знает, где он находится.
Фарш нельзя прокрутить назад
Юрист, к которому обратились родственники Анны Степановны, не смог их утешить, ответив, что старушка изначально приняла рискованное решение – подарить квартиру. Оформив дарственную (статья 572 глава 32 ГК РФ), она полностью потеряла контроль над своей недвижимостью. Своеобразной страховкой мог бы стать пункт, включенный в договор дарения (статья 578), о том, что даритель может отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
Но такого пункта в договоре Анны Степановны с ее племянником не было. И в ситуации с залогом квартиры такой возможностью вряд ли бы получилось воспользоваться.
Квартира Анны Степановны – это не единственное жилье, которым владел ее племянник, поэтому и пункт о том, что банк не сможет забрать в залог единственное жилье, тоже не работал. Юрист также отметил, что получая деньги под залог жилья, заемщики рискуют остаться на улице. И об этом нужно думать еще до принятия такого важного решения, а не тогда, когда все повернуть вспять практически невозможно.
Не перенеся такой тяжелый удар, Анна Степановна заболела и долго находилась в больнице. А так как ухаживать за больной пенсионеркой теперь некому, а дача плохо приспособлена для постоянного проживания, ее определили в государственный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Вместо просторной квартиры в центре Москвы пенсионерка доживает свой век, ютясь в одной тесной комнатушке с тремя другими старушками.
Как родители позаботились о том, чтобы их невестка при разводе осталась ни с чем
«Меня принуждали участвовать в схеме отъема квартиры». Рассказывает врач
Как соседка-чиновница лишила меня спокойного сна. Стоит ли мириться с хамством соседей?
К каким последствиям могут привести ужасные планировки. Три истории из жизни
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости