Найти в Дзене
Наталия Будур

РУССКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ. Часть вторая. Лешие, водяные, банники и овинники в представлении русского народа

В самое страшное время году - темное - зиму - разгуливается нечисть. И в русском народе было сложено немало о ней сказок и легенд.

Поэтому сегодня - вторая часть "энциклопедии" сказочных страшных персонажей.

Первая - про чертей))) и домовых - здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ea4211be553831c6fd33dcc/russkaia-demonologiia-chast-pervaia-cherti-i-domovye-v-predstavlenii-russkogo-naroda-5fd244297265ed169e813661

ЛЕСОВОЙ ИЛИ ЛЕШИЙ

О лесовом крестьяне говорят:

«Было время, не проходило ни одной ночи, чтобы не похалестился (не похулиганил) леший.

Нельзя было выйти вечером или рано утром в лес на охоту: то поет песни, то лает собакой, то кричит птицей и перелещается всякими манерами (прикидывается иными животными и птицами) , а то еще заведет, куда нибудь что и не выйдешь.

Даже выйдешь на улицу вечером и то непременно услышишь, где-нибудь уж он халестится, или выйдешь бывало молотить он давно уж делает свое дело.

Похже леший поутих. Если и случится о нем услышать, то совсем редко и то перед каким-нибудь несчастием, а больше перед покойником — утопленником, или удавленником.

-2

А прежде сколько было колдунов, — почти в редкой деревне не было, а ныне совсем почти не слыхать.

А сколько прежде портили баб (кликуш), так и сказать страшно: бывало в одной деревне вдруг завопят баб тридцать, а ныне и этого нет — все затихло.

А от того ныне этого нет, что лешим и всем чертям уж ныне делать стало нечего. Народ стал умнее чертей, перехитрит и дьяволов, да что говорить — творим во всем волю диавола: друг друга обманываем, друг перед другом заносимся и гордимся; что возьмем, стараемся не отдать и постоянно ругаемся и деремся.

-3

Совсем чертям стало делать нечего, и они лежат на покое. Прежде народ был гораздо честнее, а потому у них и было всего довольно, да и пугали черти для того, чтобы сбить их с праведного пути и поставить на грех. Появись-ка ныне колдун, и испорти-ка бабу, так ему и башку-то отвернут на дому, а прежде их боялись, как огня».

Так говорили в 19 веке - и это удивительно похоже на сегодняшний день)))

Лешие по народному понятию, могут принимать различные виды. Произошли они, как понимает народ из среды диаволов, упавших с неба. Леших некоторые видели в образе человека и птицы.

Крестьяне из деревни Жеброва рассказывали в начале прошлого века фольклористам: «Осенью в третьем году мы словили рыбу на Шенгафе с лучом (с огнем) — острогой. Вдруг явилась птица и залетала над самыми нашими головами и крыльями своими угасила наш огонь. Мы снова зажгли, она опять угасила и несколько раз мы зажигали, а она все гасила. Мы видим дело не ладно - вышли из воды, стали творить молитву и креститься, тогда защекотала сорока, а потом черт захохотал и когда мы побежали домой, он вскричал: «А» - догадался".

-4

Лешие, по поверию народа, живут в каждом лесу и переходят с места на место, сбивая с пути прохожих и проезжих, причем оказывают свои действия больше в таких местах, которые почему либо в народе считаются нечистыми.

Народ считал нечистыми те места, где часто пугают черти людей или на коих были прежде совершены убийства, или последовала скоропостижная смерть человека.

Когда собьются с пути, чтобы найти дорогу, некоторые снимают с себя всю одежду, перетрясут ее с молитвою и вновь надевают.

Кроме того, лешие или черти вообще, как уверяют крестьяне еще наводят страхи на людей, всякими манерами пугают: хохочут, кричат птицей, поют песни, но только от крика их, как убежден народ, не бывает эха, и даже случается иногда, что сводят они людей с ума.

-5

Крестьяне рассказывали:

«Раз пошли мы зимой в самую полночь с товаркой Марьей Васильевной к заутрени, и вдруг за нами с колоколом едут. Мы стали дожидаться, а они ни взад, ни вперед — не догонят нас, и когда мы дошли до крестов, где дороги расходятся в разные стороны, тогда нечистой загагайкал, защекотал сорокой, визжал зайцем и всяко перелещался разным голосом. Мы прибежали к приходу еще и огней ни у кого не было, едва-едва могли выпроситься в избу — у нас и языки не говорят.

У нас в деревне Пузареве была женщина Анна Дмитриевна, а у нее был ребенок годовой — все ревел и надоел ей и она стала бранить его не-хорошею бранью: «Леший бы тебя унес!». Вдруг ночью в тот раз подходит к ее окошку другая женщина — соседка Марья Митревна, а это был сам не-хороший и говорит: «Давай ребенка, я повожусь — тебе надоело водиться», - и она хотела было отдать, но ее остановила свекровь: «Отстань, не давай, что ты с ума что ли сошла, я сама повожуся. Господи, помоги нам». Вдруг нехорошой так застукал в стену, что чуть не разворотил всю избу; пошел прочь да и загагайкал: «А... га, га... га... до... га да... ли... ся». На другой день спросили Марью Митревну — не бывала ли она, но та сказала: «что вы с ума что ли сошли, почто я пойду к вам в полночь».

Из деревни Барского мельник такую историю рассказал собирателям в начале прошлого века: «У меня есть шатровая мукомольная мельница. Не очень давно — года три, а много четыре тому назад пошел я в самую глухую полночь ее посмотреть, подхожу к ней, вдруг сделался в ей какой-то сильный шум и она отстала молоть. Пришел в мельницу. Исправил ее, а она все не мелет, так и оставил, запер и пошел домой. Вдруг мельница замолола, и откуда не возьмись появился черт и давай гагайкать разными голосами и видимо было, что он пошел от мельницы. Я прибежал домой, затворил блогословясь калитку и подумал: «Не черт ли это остановил мельницу-то», - оно так и вышло. Прихожу на другой день в мельницу и оказывается, что вся мука из ларей рассыпана на пол».

-6

А крестьянин деревни Глубокова Федот Кириллов вот что говорил: «Раз я косил на частом ляду - недалеко от реки Великой с женой и свояченицей и докосились до потемок. Вдруг кто-то звонил в лесу раз до трех, бабы и говорят: «Видно, лошадей ищут». — «Полноте дуры, я говорю им — это черт». Бабы до того у меня испугались. что даже заревели, а ему, видно, это было по мысли — стал подходить к нам ближе, а мы пошли тем временем ночевать в избушку — версты за две и шли берегом реки. Идем мы берегом, а черт очутился уж на другом берегу и идет несколько поодаль от реки и так играет в дудку, хоть пляши, слышно версты за три и все нас провожал покуда мы не пришли в избушку. Я его дразню: «Славно! славно!» - а он того шибче играет, а бабы у меня ревут во все горло и нейдут ни с задини с переди. Когда мы пришли в избушку, я разбудил других ночевальников, и те слушали, а черт дойдя до Рароватки (речки), поворотил в лес и пошел вверх по ней, поиграл еще немного и затянул песню, но только у его слов не можно понять».

Крестьянка деревни Глубокова Кира Васильева рассказывала, как муж одной крестьянки «соломонился» - сошел с ума. Звали его Дмитрием. Был он кучером в городе Грязовце и пришлось ему отвезти станового пристава до деревни Дьяконова. Привез он станового на место и выпил водки, которую ему поднес становой и поехал назад на прости. Отъехав больше 10 верст, дорогой заснул за деревней Зимняком, а когда проснулся, то увидел, что его вся тройка лежит на пласту; он заругался скверно-матерно и начал лошадей махать кнутом, чтобы встали, но они не поднялись с места. В этот самый раз настигает его неизвестный человек и говорит ему: «Погоди, подсоблю поднять лошадей», - и когда неизвестный взялся за их, то лошади вдруг вскочили. Тогда Дмитрий сказал ему: «Садись, я тебя подвезу». Когда тот человек сел, он сказал Дмитрию: «Ты полежи, если не проспался, а я поправлю лошадьми». Дмитрий задремал и пробудившись увидел, что лошади мчались, как вихрь, и сразу пробежали несколько верст. Тогда Дмитрий остановил незнакомца и ругал его: «Если ты будешь гнать так лошадей, то мне нельзя их будет показать хозяину»: Незнакомый человек в тот миг исчез неизвестно куда, а лошади остановились и не могли сдвинуться с места, так что Дмитрию пришлось притащить к хозяину один тарантас, а лошадей оставить в Грязовецком поле (не доезжая верст двух до Грязовца) которых потом привели другие служащие у Шорина и они подохли через сутки после того. Дмитрия хозяин за это прогнал, и он вскоре лишился рассудка. Был он очень буйным, и жена по научению добрых людей вызвала было Дмитрия в монастырь недалеко от Грязовца и хотела отпеть молебен, но в церковь его зазвать не могли, и он тут же скрылся и пропадал недели две. Когда же его нашли, то увезли в деревню Канево в дом матери, где он и жил недель пять в темном потаенном месте для того, чтобы поумнел. но он не изменился. Затем его взяли в сумасшедший дом. Умершая Соломонида уверяла, что Дмитрий забыл Бога; к нему пристал на проезде нечистый дух в образе человека и загнал его лошадей, а также свел с ума и его.

-7

Кто перейдет следы лешего и вообще нечистых духов, как человек, так и скот, то тот, по мнению крестьян, сейчас же впадает в тяжкую болезнь, а также заболевает и тот человек, и скот, которого опахнет нечистым духом от диавола. Для исцеления от этих болезней крестьяне всегда обращаются к местным знахарям и знахаркам, которые ноговаривают на воду и его окачивают, вспрыскивают больных и дают пить.

Для охранения от опахивания нечистым духом крестьяне всегда в первый раз утром отворяют, благословясь калитку у дома и благословясь выходят, а другие еще ограждают себя крестным знамением.

В случаях пропажи человека или скота, некоторые из крестьян оставляли в отводу хлеб с солью и икону святого Николая Чудотворца и по ним узнают — жив или нет пропавший человек или скотина. Делают это так: отрезывают от целого каравая ломоть хлеба, кладут на него соли и берут его в левую руку, а в правую икону Николая Чудотворца и после заката солнца на вечерней заре выходят в отвод, чрез который прошел пропавший из дома, ставят икону на правую сторону и кладут три земных поклона и хлеб с солью положат на левую сторону и тоже до трех раз кланяются, приговаривая при каждом поклоне: «Батюшко домовой господин, на тебе мой хлеб и соль — подай мне скотину (или человека)», а святого Николая при земных поклонах ему просят: «Во двор введи или след скажи». После совершения этого обряда, икона и хлеб с солью оставляются на ночь тут же на месте; на другой день (на утренней заре) осматривают хлеб и, если его нет, то крестьяне уверены, что его взял лесовой и пропавший жив, а, если же окажется тут, то значит пропавший не жив. При этом крестьяне уверяли, что после совершения этого обряда пропавшая скотина непременно придет домой или будет вскоре найдена.

У леших нет жен и детей, похищают они девушек себе в жены и детей до их крещения.

-8

ВОДЯНОЙ

Крестьяне считали, что во всех больших реках находится водяной, которому никакого другого названия не существует. Какой вид имеют водяные никто сказать не может. Водяной тот же диавол, слетевший с неба в числе прочих чертей может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Действия водяного в отношении к людям заключается в отнятии жизни у тех людей, которые забыв Бога, купаются в реке или при переезде падают в воду.

-9

Один крестьянин, видевший водяного, рассказывал: «Пошел я за лошадью с уздою, и из-за такого из-за замочка увидел на берегу реки Лежи у воды какую то черную животину Подошедши поближе, я заслонился за кусточек и стал разглядывать и мне представилось животное, которого я от роду не видал, сам черный (не мог различить, одежда ли на нем или просто шерсть), вид его на подобие человека, но только глаза красные — большие с ладонь; нос, как сапог — не меньше. Когда я разглядел, что это злой дух воскликнул вне себя: «Господи. что это такое, дух исчез незаметно куда и только по воде я заметил, что в воду, потому что на воде сделались валы». После того, 16-го июня, в праздник я пошел купаться, и, когда залез в реку, водяной схватил меня за левую руку и потащил было ко дну, но я и тогда не забыл Бога — сотворил молитву, и он меня отпустил. Руку, за которую схватил меня водяной, многие видели, и на ней была, знать, вся пятерня руки водяного, где захватил пальцами - тут сделались синевицы».

-10

Купаться без шейного креста и вообще вечером после заката солнца крестьяне избегали из за боязни водяного.

Есть ли жены и дети у водяных и женятся ли водяных на утопленницах и девушках проклятых родителями, сред крестьянин существуют разные версии.

Водяные, по мнению крестьян живут везде, но больше в глубоких местах и омутах. Больших болот здесь нет, а потому и никаких суеверных разговоров про них не существует.

-11

ОВИННИКИ И БАННИКИ

Поля и болота принадлежат, по мнению крестьян, к «ведомству» лешего. Овины и бани населяют черти, называемые овинниками и банниками. Внешнего вида их никто не знает.

Отношения их к людям, а также и всех остальных чертей, по мнению крестьян. одинаковы.

Препятствий к топлению овина из-за живущего в нем духа — овинника - не существует, а не топят крестьяне тогда, когда бывают большие ветры.

Когда протапливают овин в первый раз, некоторые из крестьян просят овинника о дозволении им высушить овин, кланяются и говорят: «Батюшко овинник, пусти меня посушить».

-12

Банника никто не видал и никаких «относов» ему в бане не оставляют. Что в бане моются и парятся черти, поверие в народе есть и даже некоторые слыхали это.

Один крестьянин рассказывал: «Когда я был еще холостой, шел в глухую полночь из дома в деревню Рогачево, и не доходя до деревни Долгова, поравнялся в поле с банею, в которой и услышал шум веника и какое то жужжанье в роде разговоров, но без слов. Это парились черти. Я завопил: «Поприбавьте», - и вдруг все затихло, а по мне пошел мороз и волосы на голове встали дыбом».

-13

Когда приходится топить баню для сушки льна в первый раз, то некоторые из крестьян просят на то дозволения у банника: приходят в баню и кланяются: «Батюшко банник, пусти меня посушить».

(с) Наталия Будур. Из книги "Русская демонология".

Иллюстрации - из свободного доступа в интернете

-14
-15
-16
-17
-18