Всем привет. Многие автомобилисты до сих пор не знают по каким параметрам выбирать масло.
И так:
1) Класс вязкости - допустим есть масло 5w30. Значит масло эксплуатируется в пределах от - 30 до +25,+30°С. 10w40 от -25 до -35°С
Подробнее в таблице
2) Кинематическая вязкость - это показатель вязкости при температурах (+40 норм.) и (+100 высоких) изм. в мм^2, например масло 10w40 больше подходит для высоких, т.к. лучше выдерживет высокие температуры.
3) Индекс вязкости - чем ниже индекс вязкости тем сильнее масло разжижается,теряет пленку на трущихся деталях и наоборот, чем выше тем лучше защита трущихся деталей, минеральные высококачественные масла имеют обычно индекс качества 120 - 140, полусинтетика 130 - 150.
4) Сульфатная зольность масла - характеризует колличество присадок в масле также как и сам состав
(кол-во солей натрия,калия,фосфора,серы,бора,молибдена,хлора - которые уменьшают трение, улучшают маслянную плёнку, но также оставляют налёт и нагар)
Зольные отложения влияют на коррозию метала, чем больше серы тем больше он окисляется, забиваются фильтра, катализаторы, отложения и в следствии прогар поршней и клапанов, износ колец.
Критические значения зольности - 1.5% бенз. и 1.8% для дизелей
Высокое значение зольности содержит большое колличество моющих присадок, которые при эксплуатации вырабатываются и образуют шлаки,золу и нагары, но от нагаров,шлаков и т.д спасает щелочное число, точнее гидрооксида калия, он нужен для удаления активного вещества - серы, также для усиления процессов образования углеродистых соединений.
Измеряется в мг на 1гр. масла чем больше щелочное число, тем больше будет нейтрализовывать действия кислот, на современных маслах щёлочное число до 7мг, (на современных двигателях нельзя использовать от 14 и более).
5) Температура потери текучести или температура застывания - она должна быть на 10-15°С ниже самой низкой температуры в вашем регионе, допустим для Уральской местности подойдет -45-50°С, в Москве -35.
6) Плотность масла - под ней понимается густота и вязкость моторного масла при температуре окр.среды +15,20°С, она показывает отношение общей массы продукта к его объёму, влияет на динамическую вязкость, чем выше плотность,тем хуже проходит по каналам,зазорам, следствие износ, из-за малой плотности масла происходит прогар и износ деталей,т.к маслянная плёнка не стабильна (если авто работает в режиме старт-стоп, т.е на холостом ходу преимущественно то лучше использовать менее плотное масло, а при движении на больших скоростях лучше на более плотном)
Диапозон плотности 0.830 - 0.88 измеряется в г/см^3.
7) Температура вспышки должна быть +210-230°С и выше
Какие плюсы должны быть у масла:
• Доступная стоимость
• Выдерживание высокого диапозона температур - и в жару и в холод масло должно обвалакивать трущиеся детали двс
• Эффективная защита двигателя даже в условиях максимальных нагрузок
• Увеличенный интервал замены масла
• Понижение износа, создавая маслянную пленку у тр.поверхностей, в следствии и понижение "маслянного голодания"
• Охлаждение деталей двс.
Пример масло ZIC x5(5w30)
1 - Класс вязкости 5w30 эксплуатация масла в пределах от -30 до +25,30°С
2 - Плотность при 15°С = 0.85 г/см^3, что входит в диапозон плотности
3 - Кинематическая вязкость при 40°С = 61.8 мм^2/с, при 100°С = 10.9 мм^2 как и писал ранее 10w40 больше подходит для высокой температуры.
4 - Индекс вязкости = 170 т.е оно менее разжижаемо, но у него хорошая маслянная плёнка, что уменьшает трение
5 - температура вспышки = 230°С является высоким положительным показателем
6 - Температура потери текучести = -42,5°С
7 - Щелочное число = 6.9 мг KOH ( гидрооксида калия) является хорошим показателем т.к. кол-во гидрооксида калия высокое, что уменьшает коррозию метала.