.
.
Как я отношусь к творчеству великого Эдгара По? Я больше люблю английских романтиков. Эдгар По, это такой вот черный, пьяный (пьяно меланхоличный) романтик Америки. Это великая, ужасная Америка, помнящая дикость своих прерий. Совсем другое дело Англия. Английские романтики посветлее, поразумнее, и помечтательнее, их я люблю потому больше Эдгара По. Они аристократичнее, сувереннее, в своем лиризме, сознание их не "трактирное", как у Эдгара По, а "замкнуто-замковое". Нужно отдать должное, Эдгар По народнее, даже мощнее, ибо он передал драму американского духа, в том числе и глубинно- народного, когда как английские романтики передали старый, и сословный дух Англии. Я люблю аполлоничное искусство, меньше люблю диониссийскоею. Не люблю все темное и мрачное в искусстве. Ни то что не люблю, нормально, спокойно отношусь, просто, у меня иная задача дарить свет, гармонию и любовь. Точнее не задача, а моя природа, которую я даже больше стремлюсь раскрыть, чем ей следовать. Если возникнет вопрос кому дарить? Немногим тем, кого я люблю.
ПОЧЕМУ НЕ КАЖДЫЙ ПОЙМЕТ АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
.
.
Что такое английский романтизм? Этот тот случай, та сфера Англии, чье даже имя Англия происходит от слова Ангелы. Именно Ангелы в Англии и жили, говоря о Джоне Китсе, или Шелли...Никого лучше из поэтов нет. Так вышло, что Англия с одной стороны родина самого бесчеловечного капитализма а с другой стороны родина ангелов, родина самых романтичных поэтов , даже внешне (лицами) таких прекрасных. Каждый романтичный поэт немного родом из Англии, как и каждый глубокий философ немного родом из Германии, реже из Греции. Просто Германия родина философствующих мудрецов, а Англия родина Ангелов. Но что бы это понять, это мало открыть. Английский романтизм понимается и прививается когда живешь им с детства, как было у меня. Что было в самом начале? Просто английские песни для детей на старых советских пластинках. Было таких пластинок у меня много. Потом, Байрон культивированный в СССР вместе с Шелли, (за их ненависть к капитализму и революционность), в пору уже юности. Потом конечно Джон Китс, Уильям Блейк, и Вордсворт.
Изменчивость
.
Мы, словно облака вокруг луны, -
Летим сквозь ночь, трепещем и блистаем.
Сомкнется тьма - и вмиг поглощены,
Мы навсегда бесследно исчезаем.
Мы точно звуки несогласных лир -
Ответ наш разный разным дуновеньям.
Не повторит на хрупких струнах мир
То, что с прошедшим отошло мгновеньем.
Мы спим - расстроен сновиденьем сон.
Встаем - мелькнувшей мыслью день отравлен.
Веселье, плач, надежда, смех и стон -
Что постоянно в мире? Кто избавлен
От вечных смен? - Для них свободен путь.
Ни радость, ни печаль не знают плена.
И день вчерашний завтра не вернуть.
Изменчивость - одна лишь неизменна.
Шелли ( в переводе Левика)
Джон Китс (John Keats)
"Море"
.
Шепча про вечность, спит оно у шхер,
И вдруг, расколыхавшись, входит в гроты,
И топит их без жалости и счета,
И что-то шепчет, выйдя из пещер.
А то, бывает, тише не в пример,
Оберегает ракушки дремоту
На берегу, куда ее с излету
Последний шквал занес во весь карьер.
Сюда, трудом ослабившие зренье!
Обширность моря даст глазам покой.
И вы, о жертвы жизни городской,
Оглохшие от мелкой дребедени,
Задумайтесь под мерный шум морской,
Пока сирен не различите пенья.
(Перевод Б.Л. Пастернака)
.
ВОЗВРАЩАЯСЬ СНОВА К РАЗГОВОРУ ОБ ЭДГАРЕ ПО
.
.
.
Возвращаясь же к разговору об Эдгаре По, конечно его трудно не любить, если не невозможно. Большая редкость в нем состоит в том, что и поразительный поэт, и прозаик. Это редкое сочетание. Выразил он себя и в поэзии, и в прозе, сильно, даже мощно. Почему же я люблю больше английских старых романтиков? Эдгар По это Америка , страна (по меркам начала 19 века) будущего, это край нового мира, и земля новых ценностей. Эдгар По, и был писателем будущего. И он умел хорошо развлечь обывателя своими страшилками, например про оживающих мертвецов. А Англия 19 века -(с его мифом о короле Артуре) это страна прошлого, страна призраков прекрасных дам в замках, и рыцарей. Будущее Англии по сути Америка, а уже не Англия. Романтики Англии и были обращены к прошлому. Чем мог развлечь обывателя Шелли, или Джон Китс? Им точно не до этого было. Они уходили в себя, что бы сохранить все прошлое, все английски-аристократичное, все вечное Эдгар По - не аристократ. Он народный гений, с мощными архетипами. А Шелли, Китс, и Байрон - прежде всего аристократы. Эдгар По, левая литература, а английский романтизм , скорее правая.