Найти тему
Круто об искусстве

Без Марке не узнать Париж, как не узнать Аржантей без Мане, а Прованс без Сезанна.

Альбер Марке "Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери", 1910. Государственный Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.
Альбер Марке "Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери", 1910. Государственный Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.

Просто случайное его не интересовало. Он не пытался остановить кистью мгновенный образ, отпечатавшийся в сетчатке глаза. Оставаясь верным натуре, он создавал ее заново.

Я говорю про художника, непохожего на своих современников (а это и Матисс, и Пикассо) - про АЛЬБЕРА МАРКЕ, человека необщительного, замкнутого, лишенного социальной активности.

Как известно, и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, писали мир не столько видимый, сколько пережитый. Марке не такой. Он закрыт. Кисть его сдержанна, а тайные движения души едва ли выражаются на холсте.

МАРКЕ - это ПРО ВЕЧНОСТЬ (читай, абсолютное равнодушие к импрессионистам). Отсюда и суровость отбора натуры, аскетизм (хоть и повязанный на лирике), стабильность и умение разглядеть главное.

МАРКЕ - это НЕ ФОВИЗМ (хотя в сети вы встретите обратное, да и с Матиссом он дружил со студенческой поры и до самой смерти). Художественная программа фовистов - воинственный субъективизм - не проникла в суть творческой индивидуальности художника (читай, остался верным рыцарем натуры).

Но, и тут важно, ФОВИЗМ СТАЛ ДЛЯ НЕГО ШКОЛОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ (читай, научил его вольно пользоваться открытым цветом, широкими плоскостями, обобщениями-упрощениями, ранее просто напросто невиданными).

Альбер Марке "Нотр-Дам", начало 1900-х.
Альбер Марке "Нотр-Дам", начало 1900-х.

При всей несхожести тем и мотивов, которыми отмечена жизнь художника, в наследии Марке есть единая линия - это Париж. И единственная любовь, вернее две - это Сена, которую он изображал в разное время года, при любой погоде, то пересеченную мостом Сен-Мишель, то скрытую пологом тумана, то едва различимую за серой полосой набережной Лувра; и Нотр-Дам.

МАРКЕ СОЗДАЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ, отличный от всех, ПАРИЖ (читай, без Марке не узнать этот город, как не узнать Аржантей без Мане, а Прованс без Сезанна).

Какой Париж у Марке?

СТАБИЛЬНЫЙ и УСТОЙЧИВЫЙ. Его формы всегда плотные и определенные, даже когда смягчены далью. Пространство всегда сильно выражено, но никогда не спорит с холстом. Энергичная перспектива подчеркивает мощное единство земли, воды, неба.

ПАРИЖ У МАРКЕ НАСТОЛЬКО УСТОЙЧИВ, НАСКОЛЬКО ОН ПРОДВИЖЕНИЮ У ИМПРЕССИОНИСТОВ.

Между этюдом и законченной картины у художника, по сути, нет разницы: он пишет, основываясь на непосредственном натурном впечатлении, но впечатление это сразу же обобщается, отбрасывается все лишнее, выискивается и сгущается суть.

Поэтому Марке так лаконичен и совсем не эффектен (читай, он не кокетничает с мотивом, не создает живописную пикантность). Отсюда и такая, почти маниакальная, ЛЮБОВЬ К ЧЕРНОМУ - тому единственному цвету палитры, способному тревожить глаз своей жесткой определенностью.

-3

ПАРИЖ МАРКЕ - это город вообще (как и яблоко у Сезанна - это яблоко вообще). Точнее не так - ЭТО ПАРИЖ ВООБЩЕ. Он почти всегда лишен подробностей (и всегда - лоска импрессионистов), а пространство властно втягивает взгляд внутрь картинной плоскости, так, что уже и мелочи то никакие не нужны (читай, широкий угол зрения сродни).

И тут, жадно осязая пространство (его суть или сущность, тут как угодно), Марке СОЗДАЕТ ЕГО ЗАНОВО, а не воспроизводит видимое: его мир состоит из упрощенных, единственно значительных элементах города (читай, все то, что важно для понимания сущности парижской, и именно парижской, неповторимости).

Идеал Марке абсолютно в духе Экзюпери, который говорил, что совершенство "достигается не тогда, когда нечего больше добавить, а тогда, когда нечего больше отсечь".

ПАРИЖ МАРКЕ ОБРЕЛ САМОСТЬ. Избавился от случайностей и стал индивидуален.

Почти всегда художник и зритель отстранены от города (читай, наблюдатели и свидетели, а не участники жизни). Именно такой подход помогает выявить сущность, узреть те несколько деталей, которые усиливают общее впечатление.

Альбер Марке "Собор Нотр Дам де Пари зимой", 1908. ГМИИ Им. Пушкина, Москва.
Альбер Марке "Собор Нотр Дам де Пари зимой", 1908. ГМИИ Им. Пушкина, Москва.
-5

Удивительно, но ДО МАРКЕ ПОЧТИ НИКТО НЕ ПИСАЛ ПАРИЖ ЗИМОЙ. А ведь зима - это неисчерпаемое количество серых, умбристо-коричневых тонов (читай, мечта любого колориста).

Используя непривычные их сочетания Марке всякий раз по-новому видел город.

Альбер Марке "Мост Понт-Неф в снегу", 1910.
Альбер Марке "Мост Понт-Неф в снегу", 1910.

И тут вспоминаются описания парижских пейзажей в "Творчестве" Золя, в "Празднике, который всегда с тобой" Хемингуэя, в "Триумфальной арке" Ремарка, в "Изгнании" Фейхтвангера.

Это очень узнаваемый город. Но этот город ВНЕ ВРЕМЕНИ (читай, небо, деревья, старые дома едва ли изменились за прошедшие сто с копейками лет) - он замер на пороге вечности.

Марке чуть ли не единственный автор, сохранивший приверженность к фигуративному пейзажу, остался вполне современным.

Но, будучи художников века ХХ (и именно двадцатого) и видя мир, как человек, знающий преображение восприятия, подаренное скоростью паровоза или бензинового мотора, Марке остается все же истинным ценителем классического искусства (отсюда и ГАРМОНИЯ, и РАВНОВЕСИЕ).

Отсюда и, на первый взгляд, странное сравнение: "Когда я вижу Хокусая, я думаю о нашем Марке, и наоборот. Я имею в виду не подражание Хокусаю, а сходство" (Матисс).

Но это только на первый взгляд. Гравюры японского мастера и картины Марке связывала МОЛЧАЛИВАЯ СИЛА СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ (читай, своеобразный эффект медитативного транса от долгого разглядывания).

Марке не усложнял жизнь, не схематизировал ее, не спорил с эпохой. Но умел слышать время. Отсюда и парадокс Марке, художника, скорее принадлежащего к прошлому и будущему, нежели к настоящему.

-7
-8
-9
-10
-11

Немного работ не парижского толка, но чудо как прекрасных.

-12
-13
-14
-15