Найти тему
Математика не для всех

Математическая ошибка, которая чуть не стоила 69 человеческих жизней

Приветствую Вас, уважаемые Читатели! Сегодня начинаем рассказ о самых известных математических ошибках в различных расчетах, ущерб, в результате которых, был более чем значительным. Кроме того, иногда эти ошибки ставили под угрозу здоровье и жизни людей.

Первой в списке идёт ситуация с аварийной посадкой в 1983 году самолета канадской авиакомпании Air Canada. Поехали!

Источник: https://i.ytimg.com/vi/p8XYP8UnADI/maxresdefault.jpg
Источник: https://i.ytimg.com/vi/p8XYP8UnADI/maxresdefault.jpg

23 июля 1983 года самолет Air Canada совершал рейс из Оттавы в Эдмонтон. Неожиданно на высоте в 12500 метров у самолета кончилось топливо и отказали двигатели.

Забегая вперед, хотелось бы сказать, что экипажу и пассажирам "повезло" получить такой отказ на высоте более 12 км, ведь это оставило им шансы на приземление в режиме планера.

Итак, что же произошло? Неужели ошибки в математических расчетах были столь чудовищными ? А произошло всё из-за несоответствия системы мер и весов.

Английская система мер и весов
Английская система мер и весов

Дело в том, что Boeing 767 Air Canada был одним из первых канадских самолетов, использовавшим метрическую системы мер и весов, уходя от традиционных для Северной америки галлонов и фунтов к привычным нам литрам и килограммам.

Пилоты перед полётом провели расчеты, согласно которым для совершения перелета будет необходимо 22300 килограмм горючего. Учитывая оставшиеся в баках самолета 7682 литра горючего (измерили поплавком), пилотам требовалось понять, сколько топлива нужно дозаправить.

Для этого необходимо было перевести литры в килограммы, вычесть результат, а затем перевести всё обратно в литры. Вроде бы, ничего сложного:

0,833 - плотность керосина
0,833 - плотность керосина

Но канадские пилоты то ли запутались, то ли просто не нашли другого выхода, как строго следовать инструкциям и взяли из справочника заправщика вместо 0,833 коэффициент 1,77, который по привычке и использовали. Загвоздка состояла в том, что 1,77 - это плотность топлива в фунтах на литр! Расчет вышел такой:

-4

Таким образом, вместо необходимых 20000 литров в самолет дозаправили всего лишь 5000 ! С учетом топлива, имевшегося в баке, керосина должно было хватить на 40-45 процентов пути.

В совокупности к неправильным расчетам определенные проблемы были и у бортового компьютера, который должен был сигнализировать пилотам о количестве топлива в баках.

Источник: https://ic.pics.livejournal.com/igor113/15886453/1713434/1713434_original.jpg
Источник: https://ic.pics.livejournal.com/igor113/15886453/1713434/1713434_original.jpg

Автоматика системы индикации количества топлива (FQIS) из-за цепочки случайностей и недопонимания была отключена, но в то же время уверенно показывала достаточное количество топлива в баках, основываясь на проведенных пилотами вручную неправильных расчетах.

Так что, отказ двигателей на высоте около 12 тысяч метров был полной неожиданностью для всех. Благо, капитан воздушного судна Роберт Пирсон имел опыт полетов на планере и сумел посадить самолет на бывшей авиабазе Гимли, на которой в то же самое время проводился семейный праздник местного автоклуба.

Источник: https://i10.fotocdn.net/s108/e39a26250e351022/public_pin_l/2367375497.jpgDj
Источник: https://i10.fotocdn.net/s108/e39a26250e351022/public_pin_l/2367375497.jpgDj

Во время достаточно жесткой посадки из 61 пассажира и 8 членов экипажа в легкой форме пострадали только двое. Носовая часть была разрушена, но уже скоро самолет был отремонтирован за 1 млн. долларов, успешно пролетав до 2008 года с приклеившимся прозвищем "планер Гимли". Вот такая страшная математическая история со счастливым концом! Продолжу тему через пару дней!

ССЫЛКА НА ДЗЕН-КАНАЛ и TELEGRAM.