Этот фильм напомнил мне ситуацию в России 90-х годов, когда бандиты становились политиками, рэкетиры - бизнесменами, как разворовывали все, что можно было разворовать и как грели руки на любой беде. Как те, кто вчера ходил по подворотням с кастетами и пистолетами, превращались в респектабельных господ. Хотя, такие страницы есть в истории любой страны.
Еще в 1928 году журналист Герберт Эсбери опубликовал роман под названием "Банды Нью-Йорка", в котором рассказывал о формировании и противостоянии нью-йоркских ирландских преступных группировок XIX века. В основе этого художественного произведения лежат реальные исторические факты. Район Манхеттена "Пять углов", получивший свое название из-за пересечения пяти улиц: Кросс, Энтони, Литл-Уотер, Оранж и Малберри, был построен на болоте. Постепенно сваи прогнили и дома стали погружаться назад в болото, сырость, постоянные туманы и ядовитые болотные газы вынудили всех более-менее денежных жителей района бросить свои дома и переехать в более экологически благополучные районы. Пустующее жилье радостно занимали отщепенцы - в основном лица с криминальным прошлым, метнувшиеся в Штаты из Ирландии в попытке скрыться от закона и нег... афроамериканцы, получившие в 1827 году свободу в штате Нью-Йорк. По старой привычке они сколачивали банды, державшие в страхе всю округу, и жестоко истребляли конкурентов в борьбе за лучший кусок. Кстати, считается, что именно в этих местах появился такой танец как чечетка, представляющий собой смешение ирландских и африканских степов.
Мартин Скорсезе прочитал книгу еще в 70-х годах и еще тогда загорелся идеей экранизации, при этом он сам хотел сыграть роль Амстердама Валлона, а на роль Билла "Мясника" мечтал пригласить Джона Белуши, но не нашел понимания у продюсеров. Осуществить свою мечту он смог только спустя 30 лет. Сценарист Джей Кокс так увлекся этой историей, что поднял архивы своего деда, который всю жизнь проработал полицейским и собирал газетные вырезки о преступниках. Банды "Мертвые кролики", "Бауэри Бойз" и "Сорок воров" были настоящими нью-йоркскими бандами, а ключевые фигуры, упоминаемые в фильме, существовали в реальности, как, например, Билл "Мясник" и гангстер и политик Джон Морриссси, который стал прототипом Амстердама.
Большое внимание при создании фильма уделялось точному воспроизведению костюмов того времени, внешнего облика персонажей, архитектуре зданий. Из-за этого Скорсезе даже вышел из бюджета, он даже уменьшил свой гонорар, лишь бы снять то, что задумал. Когда Леонардо Ди Каприо узнал об этом, то тоже урезал свой гонорар, чтобы помочь режиссеру.
Скорсезе не ставил перед собой задачу рассказать исторически верную повесть. Он хотел придать не особо приглядным событиям тех лет некую красоту, поэзию, если хотите, мифологичность и даже романтику. И с этой целью в своем фильме он сплел воедино криминальную и любовную линии, переплетение которых, словно качели, бросает зрителя то вверх, то вниз.
Картина впечатляет своей масштабностью, особенно сценой массовой драки в начале. Ее можно сравнить, пожалуй, с батальными сценами в "Храбром сердце" Мела Гибсона. Музыка - просто полный восторг. тут и ирландская чечетка, и отвязный рок, и что угодно, а главное, все вовремя и в кассу. Великолепная операторская работа Михаэля Балльхауса. Очень красивая картинка в кадре - всегда, что бы там не показывали, кусок мяса или цветы. Декорации - выше всяких похвал. Если это строительные леса, то с брызгами краски, если дверь в лачуге, то обшарпанная. Полное отсутствие хромакея. Они все воссозданы вручную неподалеку от Рима, а общая длина улиц составила почти полтора километра. Актерская игра - на высшем уровне. Лица, какие лица! Не вот эти наштампованные сарделечные губы и как топором обтесанные скулы - живые, реальные лица, не всегда привлекательные, с носами-картошками, с дряблыми щеками, с несимметричными глазами.
Исполнители ведущих ролей тренировались, чтобы освоить те профессии, которыми их персонажи владеют в фильме. Камерон Диас брала уроки по вытягиванию кошельков у итальянского карманника с 30-летним стажем по кличке "Волшебник", Дэниел Дэй-Льюис брал уроки по метанию ножей у цирковых артистов и ходил в мясную лавку, где учился разделывать свиные туши. И, конечно, Леонардо Ди Каприо, еще молодой, только-только приближающийся к зрелости, но уже с чем-то таким во взгляде, от чего веришь каждому его слову.
Конечно, этот фильм не документальный и не сказать, что исторически точный - он слишком красивый, слишком зрелищный для этого, но дух того времени он передает очень точно. Жестокие времена, жестокие нравы, борьба за место под солнцем и элементарно за то, чтобы выжить в обстановке постоянных бунтов и погромов, судов без следствия и все это под звуки ирландской волынки.