Найти тему
Наталья Баева

Трудно быть принцессой!

"Маленькая принцесса" Фрэнсис Бернетт ... чего ждать от книжки с таким названием? Галантных приключений карамельно-мармеладной красавицы в стиле мультяшки Диснея?

Ничего подобного!

Конец девятнадцатого века. Британская империя - самая большая в мире и в истории. Раскинувшаяся на пять континентов, она существует благодаря авангарду человечества. Англичанам. "Несущим бремя белых" среди народов, совершенно не понимающих, "зачем цивилизация". Но дети доблестных "цивилизаторов" не должны жить в первобытной идиллии.
Лет в семь-восемь они обязаны понять, что их родина - не та страна, где они родились, а совершенно незнакомая Англия.

И вдовец - капитан привозит свою горячо любимую дочку Сару на историческую родину. Он вернётся в Индию продолжать службу, а девочке предстоит школа. Пансион. Предстоит остаться совсем одной в стране, которую она знает лишь понаслышке, среди незнакомых людей с их непонятными требованиями.

-2

Отец делает всё, чтобы дочке было легче вжиться в эту новую жизнь: школа хорошая, небольшая, и Сара займёт в пансионе самые лучшие комнаты. И заплачено за неё столько, что начальство её полюбило с первого взгляда!

А сама девочка? Она решила, что отныне будет... принцессой! Это такая игра: настоящая принцесса никогда не унизит другого и не позволит унизить себя. Не подчеркнёт своего превосходства. Но стать первой среди равных (лучшей ученицей) она просто обязана.
Самовольно присвоенный титул "принцессы" - не синоним избалованности-вседозволенности, а символ чести и долга
.

И уж конечно, что бы ни происходило, принцесса просто не имеет права ныть и жаловаться. Даже в письмах к папе.
И единственное, что выдаёт её тревогу... Сара просит купить ей "куклу-подружку". Сама находит задорно-смешливую куклу, которой сможет рассказать "всё, как есть", а кукла Эмили подбодрит её своей улыбкой...

Ах, как носится директриса мисс Минчин с новенькой! Сара у неё считалась бы лучшей ученицей, даже если бы ... совсем не училась: самая богатая в пансионе!

-3

Как должны к этому относиться остальные девочки? Обычно в школах презирают "любимчиков". Но это - не тот случай. Очень скоро выяснилось, что Сара "нисколько не заносится". Всегда готова поделиться - поддержать, что-нибудь рассказать... В её пересказах даже знакомые истории предстают совсем новыми: так умеет Сара расцвечивать их своей фантазией!
Более того, она отказывается презирать тех, кого презирают все: рёву Лотти (ну и что, что ей четыре года? Это не повод без конца реветь!) и дуру Эрменгарду. И изгои потянулись к ней...

-4

Но есть в школе существо, презираемое даже изгоями. Служанка Бекки. Ровесница Сарры. Затюканная забитая замарашка, которая целый день крутится по хозяйству за "харчи", которые и едой-то не назовёшь. Убирая комнаты Сары, она не спешит уходить - только здесь с ней и разговаривают по-человечески.

-5

Но вот однажды...

- Это больше не ваши комнаты! Ничего отсюда не брать! На чердак! Всё, что вам здесь покупали, придётся отработать!
Мисс Минчин упоённо мстит бывшей любимице. За то, что так обманулась - состояния у Сары, оказывается, нет! Её отец вложил деньги в какое-то сомнительное предприятие, прогорел и, видите ли, умер. Оставив ей нахлебницу!
В один день принцесса превращена в служанку. От привычной роскоши остался только подарок папы - кукла. Добрые люди забыли отобрать!

-6

Но только весёлая кукла Эмили и может увидеть её слёзы. Перед людьми Сара Кру не унизится. Ни на минуту. Нет большего унижения для обидчиков, чем получать в ответ её обычную вежливую улыбку!

-7

В холодной каморке под самой крышей не страшно - ведь за стенкой такая же девочка. Бекки. Но... как не сойти с ума?
- Это игра, - продолжает твердить себе Сара, - игра.
Легко быть принцессой, когда ты богата. А вот попробуй, когда голодна!
Оказалось, можно привыкнуть к темноте, убогому платью, холоду... но к голоду - нельзя.

-8

А что же бывшие подружки?
Спасибо, если хотя бы не смеются. Даже и неплохие дети в закрытом учебном заведении будут приспосабливаться к начальству. "Вольнодумство" могут позволить себе только изгои - им терять нечего! Вот непроходимо глупая Эрменгарда догадалась, наконец, поделиться лакомствами...

-9

Не кажется ли выдержка Сары просто сверхъестественной? Пожалуй. Тем страшнее сцена, когда в полном отчаянии Сара кричит... на свою Эмили: "Что ты можешь понять, ты всего лишь кукла"!

***

Прошло два года.

Сара вытянулась из старых платьев, а новые покупать ей никто не собирается. Она моет посуду, выносит помои, метёт двор, шлёпает почти босая на рынок... Изредка ей доверяют позаниматься с малышами = в счёт долга, который ей выплачивать ещё не один год...

На кого же она теперь похожа, если румяный малыш подал ей монетку?!

Что делать? Гордо отказаться? Но сострадательный мальчуган обидится - он хочет, как лучше. Значит, надо взять подарок и пожелать ему счастливого Рождества.

-10

- Она - не нищенка! - удивлённо доложил малыш своим сёстрам, - нищенка взяла бы с поклонами и со словами "Ах, добренький господин"...

А как поступила бы настоящая принцесса, увидев того, кому хуже? Подобрав на улице потерянную кем-то монетку, Сара покупает булочки, и... не может есть их на глазах у голодной бродяжки. Отдаёт.

-11

А потом происходит чудо: тот единственный человек, который может спасти Сару, совершенно случайно снимает квартиру в доме напротив. И наблюдает за "девочкой с чердака", ещё не догадываясь, что это и есть та, кого он ищет, дочь его друга!

Увы, отец Сары действительно умер не успев узнать, что его деньги не только не пропали, но вложение оказалось очень удачным. Сара теперь не просто богата, а фантастически богата, но как же долго пришлось её искать! Не могла же директриса признаться, куда она дела "принцессу"...

***
Крутые виражи судьбы - это хотя и не часто, но бывает. Фантастические совпадения - бывают. Врождённое благородство - тоже не исключено. Но что - то в этой истории всё же сказочно...
Неизменность главной героини - вот что! Сара остаётся неизменной при любых обстоятельствах, с любыми людьми. Чему же её научила жизнь?
Такой вопрос непременно возникнет, если подойти к повествованию с суровыми мерками реализма. Но если предположить, что это - сказка?

Тогда всё встаёт на свои места. В авторской сказке автор вправе изобразить не "некое царство", а вполне реальное время и место. Викторианскую Англию. Но при этом соблюсти сказочные каноны: позволить героине примерить роли и принцессы, и нищенки, и снова принцессы. Подарить ей чудесные встречи, невероятные совпадения и сказочную удачу.
А главное - неизменный, "врождённый" характер. Непременный атрибут сказки. Так Белоснежка и во дворце, и в лесу и в избушке гномов может быть только сама собой.

"Сказка?! - разочарованно выдохнет иной читатель, - развлечься да забыть?!"

А вот забыть не получится. Ведь это едва ли не единственная сказка о САМОВОСПИТАНИИ. О наличии идеала, потребности ему следовать, и о способности этот наивный детский идеал... перерасти!
Разве не этого требовал от юношества Суворов?
"Возьми себе в образец героя. Следуй за ним, догони, обгони - слава тебе!"