Практически сразу после пресловутого «запрета на каратэ» в СССР каратисты разделились по меньшей мере на 3 неравные категории. Одни «перекрасились» и заявили о том, что к каратэ отношения не имеют, а сам запрет правильный, вторые (коих было большинство) решили просто прекратить занятия «как бы чего не вышло». Самая малочисленная группа решила с запретом бороться.
Были написаны десятки писем в самые разные инстанции, от ЦК КПСС до Генеральной Прокуратуры СССР, от Госкомспорта СССР до редакций газет и журналов.
Так, к примеру, в марте 1987 года было написано письмо в "Советскую культуру". Почему в "Советскую культуру", а не в "Советский спорт"? Потому что один из редакторов "Советского Спорта" тов.Голубев в приватной беседе лично мне заявил, что НИКАКИЕ письма о каратэ ОН ЛИЧНО рассматривать не будет и НИКОМУ не позволит. А по существующим в те давние времена правилам можно было "не получить" письмо от М.Степина (и, соответственно, не ответить ему), но нельзя было не получить письмо от "органа ЦК КПСС", коим являлась газета "Советская Культура". Этакий вариант таи-сабаки.
И вот они, ответы:
Классно? Не обсуждаем и обсуждать не будем! И никому не позволим! И это - лето 1987 года! Перестройка на марше! Уже углУбили гласность! Осталось дело только за слышимостью.....
А ведь с приходом к власти М.Горбачева административная машина начала давать сбои, и в 1986 году в газете «Правда» появилась малюсенькая заметка «Запретный плод сладок», в которой я попытался объяснить всю глупость и бесперспективность запрета.
Эта заметка вдруг всколыхнула «болото», в которое уже почти превратилось каратистское сообщество. Многие решили выйти «из подполья». И местом встреч этих энтузиастов стал стадион «Динамо», где издавна проходили занятия для сотрудников спецслужб. Именно там, благодаря С.Моисееву и Ю.Маряшину стали проходить регулярные встречи представителей разных школ и направлений каратэ и других воинских искусств. Именно там Ю.Зиневич, кандидат философских наук, ученик Тэцуо Сато, бывший до запрета известным динамовским судьей по каратэ, предложил обсудить на заседании одной из секций Философского общества СССР проблемы, связанные с каратэ и его запретом.
Ну, с газетой "Советский спорт" всё ясно - она была рупором Госкомспорта, а чиновники от спорта всегда четко выполняли все партийные директивы.
Что касается ФО СССР, там всегда присутствовало некоторое "вольнодумство". И его президент того времени Иван Тимофеевич Фролов занимал весьма интересные посты - член ЦК КПСС (1986—1991), секретарь ЦК КПСС (1989—1990), в 1990—1991 годах — член Политбюро ЦК КПСС (1990—1991). В 1965—1968 годах — помощник секретаря ЦК КПСС по идеологии П. Н. Демичева. В 1987—1989 годах — помощник по идеологии генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва. В общем, понятно, что наше обращение к ФО и лично к Фролову и к директору Института Философии АН СССР В.Степину были по-каратистски прицельными и по времени, и по цели.
В марте 1986 года состоялось несколько встреч с руководством Философского Общества, в том числе и с руководителем одной из секций ФО Давидом Дубровским. Мной, Александром Подщеколдиным, Ильей Гульевым, Юрием Маряшиным, Алексеем Масловым было сделано несколько докладов, которые вызвали большой интерес среди философов. И в 1987 году было принято решение о проведении научной конференции на тему «Феномен боевых искусств», впоследствии тема была изменена на «Феномен каратэ-до».
Был создан оргкомитет, в который вошли М.Степин, И.Гульев, С.Моисеев, А.Подщеколдин, Ю.Зиневич. Возглавил оргкомитет Д.Дубровский, получивший на это разрешение от руководства ФО СССР. Пол года члены оргкомитета восстанавливали связи с каратистами из разных республик СССР, наладились и международные контакты, в частности с ВУКО (Всемирный Союз Организаций Каратэ), ИТФ (Международной Федерацией Таэквон-до), стилевыми федерациями каратэ.
В адрес оргкомитета пришло около ста докладов для нашей научной конференции. Их уровень был самый разный, от серьезных работ до достаточно наивных и незрелых. Имея такой значительный объем материала, мы приняли решение о проведении в Москве симпозиума «Феномен каратэ-до».
В Москве 18-19 марта 1988 года состоялся I Всесоюзный симпозиум "Феномен каратэ-до", организованный Философским Обществом СССР. В работе симпозиума приняли участие ученые, специалисты из 12 союзных республик. Были приглашены также представители спортивных структур, спецслужб, партийных и комсомольских организаций, СМИ. По результатам симпозиума был издан сборник, мгновенно ставший раритетом.
Уже в ходе работы симпозиума стало понятно, что запрет абсолютно надуман и не служит ничему иному кроме роста интереса к всевозможным сектам и доморощенным недоучкам-«сенсеям». Поэтому было принято решение о создании общественной организации, которая должна была взять на себя работу по восстановлению доброго имени каратэ и отмене запрета.
Участники симпозиума единогласно приняли итоговый документ, в котором говорилось, что необходимо глубокое, комплексное изучение всего комплекса восточных единоборств. С этой целью было предложено создать при ФО СССР Центр по комплексному изучению восточных единоборств. 22 апреля 1988 года на заседании Президиума Философского Общества СССР было объявлено о создании Всесоюзного Центра по комплексному изучению восточных единоборств (ВЦКИВЕ) при ФО СССР. Одновременно Президиумом ФО СССР было утверждено Бюро Центра, сформированное в основном из состава оргкомитета симпозиума, к тому времени уже приступившее к работе. В состав Бюро вошли: Д.Дубровский, Ю.Зиневич, М.Степин, А.Подщеколдин, И.Гульев, И.Ежов (Владивосток), А.Захидов (Ташкент), А.Иванов, В.Кузнецов, С.Моисеев, Н.Тумар (Харьков), Э.Тинн (Таллин).
Бюро Центра на своем заседании 03 мая 1988 года избрало: Д.Дубровского - Председателем Центра, Ю.Зиневича - Председателем Организационно-методического Совета, М.Степина - Ученым Секретарем, А.Подщеколдина и И.Гульева - заместителями Председателя Орг-методического Совета. Были утверждены Председатели комиссий Центра.
В связи с тем, что юридические вопросы были в числе основных, 07 июля 1988 года Бюро решило создать юридическую комиссию и ввело в свой состав кандидата юридических наук И.Соколова, назначив его председателем этой комиссии.
Тогда же была создана комиссия по работе со средствами массовой информации, руководитель которой профессиональный журналист М.Шайков был введен в состав Бюро.
ВЦКИВЕ принял решение о проведении Первого Всесоюзного Фестиваля ушу в Риге, который был намечен на ноябрьские праздники. Рижский молодежный клуб «Форум», руководство которого входило в школу Т.Касьянова, приложило огромные усилия для проведения такого фестиваля – были заказаны залы, в том числе и огромный Дворец Спорта, гостиницы, организован транспорт и т.п. Со всего Союза на Фестиваль собрались съехаться представителя десятков школ воинских искусств! Председателем оргкомитета Фестиваля был избран я, заместителями Т.Касьянов и Д.Дубровский. И если мы с Т.Касьяновым однозначно решили включить в программу Фестиваля запрещенное тогда каратэ, председатель ВЦКИВЕ Д.Дубровский заявил, что он готов отменить Фестиваль, если там будет хоть одно выступление каратистов.
В этой обстановке в первых числах ноября большая группа москвичей выехала в Ригу на Фестиваль. Нами было принято решение несмотря на все еще существующий запрет каратэ, а также несмотря на серьезнейшее противодействие со стороны председателя Центра Д.Дубровского, провести выступления в Риге и по каратэ тоже. Было решено, что с ката на фестивале выступлю я, Михаил Крысин, Тадеуш Касьянов, Роман Стёпин, Софья Касьянова, были запланированы и групповые выступления каратистов из Москвы и Риги.
Фестиваль прошел блестяще! Надо было видеть в ноябрьской Риге толпы людей, идущих во Дворец Спорта! Нынешним фестивалям, с их огромными бюджетами, с помпой, с приездом кремлевского официоза ой как далеко до того настоящего ПРАЗДНИКА боевых искусств!
Но праздники кончаются, наступают будни. В разных республиках, в разных городах были созданы отделения Центра, были созданы Всесоюзные федерации Кёкушинкай каратэ (президент А.Танюшкин) и Дзёсинмон каратэ (президент Ю.Маряшин). Так же была создана Всесоюзная комиссия по Таэквон-до. Эти всесоюзные организации уже были зарегистрированы и признаны как на уровне государства, так и в мире.
Однако, как известно, всё течёт, всё изменяется. И не всегда в лучшую сторону. Центр быстро стал «частной лавочкой» Д.Дубровского и Ю.Зиневича. Они по своему желанию вводили в руководство своих друзей и знакомых, пытались отодвинуть на второй план тех, кто непосредственно был у истоков создания ВЦКИВЕ. Поэтому большинство создателей ВЦКИВЕ при ФО СССР были вынуждены покинуть эту организацию и заняться созданием новых, независимых, ориентированных не на удовлетворение личных амбиций, а на отмену запрета на занятия боевыми искусствами в нашей стране. Вот фамилии этих людей : И.Гульев, И.Ежов, А.Захидов, А.Иванов, С.Моисеев, А.Подщеколдин, М.Степин, И.Соколов, А.Ребров, Н.Тумар, Э.Тинн, М.Шайков.
Тем не менее, безусловно создание ВЦКИВЕ помогло отмене запрета на каратэ и другие боевые искусства в СССР. Первое объединение энтузиастов боевых искусств, плюнувших на запрет и занявшихся борьбой с официальной точкой зрения ВЛАСТИ сделало главное - разрушило "железный занавес" вокруг каратэ.
А дальше были САВЕ и ФБИ СССР.
Но это уже другая история!
Настоящие знания мы получаем тогда, когда ищем ответ на вопрос, а не тогда, когда получаем ответ.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.