Историю самого Западного региона России можно разделить на до и после прихода Советских граждан. Хотя данный подход характерен марксистско-ленинской историографии и не вписывается в современные реалии. Русские люди в Восточной Пруссии были если не всегда, то уже давно и история этих земель тесно связана с историей России. Интересна судьба отдельных городов и посёлков, одним из таких является Тремпен - сегодня посёлок Новостроево Озёрского городского округа Калининградской области.
Первое письменное упоминание о Тремпене восходит к 1510 году, связано оно со спором с Инстербургом (сегодня город Черняховск) о правах бортничества. Хотя есть другая, точная дата — 3 апреля 1510 года Тремпен наряду с другими посёлками упоминается в документах семьи фон Шлибен при разделах своих владений. В 1576 году появляется первая подробная карта Пруссии пастора и картографа Каспара Хененбергера (1529-1600гг.), где однозначно подтверждается нахождение посёлка. Тремпен основан на месте прусского городища и является одним из старейших сёл в юго-восточной части Калининградской области.
Название посёлка прусско-литовского происхождения и в переводе означает как «застывший в тумане». Исследователи прусской мифологии название «Тремпай» связывают с именем бога Патримпаса – божество хлебов и военной удачи.
Имеются данные, что на холме, где была построена кирха, производились раскопки захоронений надравов (Надравия этимологически с прусского языка возможно означает «территория на месте пчелиных улей»), где были обнаружены урны с бронзовыми украшениями, а также латунная корона покойника. Однако, немецкие источники говорят нам, что во время семилетней войны (1756-1763гг.) территория была занята русскими солдатами и после их ухода коллекция пропала.
Точной даты основания кирхи нет, пасторские записи отсылают нас к «около 1550 г.». Что она из себя представляла в этот период доподлинно не известно. Возможно в более ранний период стояла деревянная капелла, куда для богослужения приезжали духовные лица из Норденбурга (сегодня посёлок Крылово Правдинского городского округа). Затем появилась небольшая фахверковая кирха (из воспоминаний старожил записанных пастором Остермайером). Евангелическая приходская кирха была освящена 1 ноября 1695 года — это уже внушительное оштукатуренное каменное здание 28 метров в длину и 12 метров в ширину позднесредневекового стиля с декоративной башней и за свою историю неоднократно перестраивавшееся. Располагалась она на морённом (ледниковое отложение) холме (её мы и видим на дошедших до наших дней открытках и фотографиях). Первым известным проповедником (всего 23) был Иоганн Тортиловитц (Johann Tortilowitz (Tortilowius)) в 1582 г. Службы проходили как на немецком, так и литовском языках. Помимо немцев и литовцев, небольшую часть жителей этих мест составляли поляки и уцелевшее прусское население.
Список пасторов служивших в кирхе Тремпена:
1. Tortilowitz, Johann 1582
2. Bach, Johann около 1590
3. Willentus, Bartholomaus 1591 – 1594
4. Gross, Johann - до 1615
5. Sperber, Christoph 1615 – 1620
6. Altendorf, Cyprian - 1620 - 1630
7. Partacius, Johann (1630) 1636 – 1641
8. NN 1641
9. Klein, Frantz Ernst - до 1678
10. Muskulus, Joh Wolfgang 1678 – 1686
11. Vorhoff, Christoph 1687 – 1695
12. Regge, Friedrich 1696 - 1710
13. Fiedler, Otto Friedrich 1711 - 1729
14. Hassenstein, Johann Samuel 1730 - 1736
15. Mühlenkampf, Gerhard Ludwig 1736 - 1751
16. Ostermeyer, Gotfried 1752 - 1800
17. Reitenbach, Albrecht Frid. 1778 - 1830
18. Westhal, Anton Wilheim 1788
19. Lehmann, Johann Heinrich W. Julius 1831 - 1880
20. Böhmer, Johann Gustav Emil 1880 - 1906
21. Schibalski, Franz 1906 - 1926
22. Bendrich, Paul 1927 - 1932
23. Murach, Kurt 1933 - 1945
Заметной фигурой был священник Иоганн Портациус (1610-1646гг.), который занимал должность в Тремпене с 1630 (по другим данным с 1636 года) по 1641 годы и трудился как лингвист. Он отыскал и подтвердил родство греческого и литовского языка в 400 корнях слов. Наибольшую известность ему принесла женитьба в 1636 году на Анне Неандер (1619-1689гг.), дочери священника из Тарау (сегодня посёлок Владимирово в Багратионовском городском округе). Воспетая поэтом и профессором Кёнигсбергского университета Симоном Дахом (1605-1659гг.) в его знаменитом стихотворении «Анхен из Тарау», ставшее почти через 100 лет после его смерти народной песней в немецкоговорящих странах. Не только песня получила широкую известность, но также и липа перед домом пастора в Тремпене.
В начале XVIII столетия чума не обошла и северо-восток Пруссии, по разным оценкам она унесла не менее 4/5 сельского населения. Многие деревни вымерли полностью. В епархии Тремпена из 533 дворов вымерло 332. Король Фридрих Вильгельм I принял акт о поощрении переселения в опустошённые земли. Большой приток населения приходился с литовских земель, а также с центральных немецких областей (гонимые зальцбуржцы) и некоторое количество швейцарцев. За счёт большого притока литовского населения в официальном языке появился термин «Прусская Литва» (в самой соседней республики по сей день есть понятие «Малая Литва»). Ярким примером является пастор Кристионас Донелайтис (1714-1780гг.), который фактически основал литовскую литературу.
Возможно после издания в 1717 году «Школьного эдикта» Фридриха Вильгельма I в Тремпене появляется народная школа. Благодаря этому и другим эдиктам образование стало обязательным. С 1723 года и до своей кончины в 1744 году здесь работал учителем Йокубас Бродовскис (родился в 1692 году), известный собиратель литовского фольклора и составитель словаря.
Известным жителем Тремпена (с 1744 года помощник, а с 1752 и до самой смерти пастор Тремпенского прихода) и исследователем литовского языка и культуры был Готфрид Остермайер (20 апреля 1716 — 13 марта 1800гг.). Он опубликовал книги и статьи по вопросам литовской истории, этнографии, мифологии, топонимики, просвещения, литературы и языка. Считается, что книга Г. Остермайера "Новая литовская грамматика" (1791г.) положила начало теории литовской литературы (поэтика), а с книги "Первая история литовских песенников" (1793г.) начинается историография литовской литературы.
В период с 1831 по 1880 год пастором был Иоганн Леманн, который написал хронику епархии Тремпен. Рукопись до наших дней не дошла, хотя у отдельных авторов встречаются цитаты из неё. Не только хроника, но и местонахождение церковных книг (регистры крещения и смертей) не известно. Возможно всё уже уничтожено, но верится, что они находятся в надёжном месте и ждут своего исследователя.
Число жителей деревни вместе с дворянским имением Тремпен в 1818 году составляло 162 человека, в 1912 году 491 человек (к Церковному приходу в этом году относилось 4000 душ, 8 школ и 11 учителей) и в 1925 году уже 638 человек. Возможно быстрому росту населения и развитию данной территории способствовала проложенная узкоколейная железная дорога из Инстербурга. В начале ХХ века в Тремпенской школе было 4 класса (большая часть народных школ были одна-двух классными) с годовым бюджетом в 18.000 марок. Школа располагала служебным жильём для учителей и была обеспечена служебной землёй.
В период Первой Мировой войны (1914-1918гг.) районы современной восточной части Калининградской области были втянуты в активные боевые действия и на первом этапе заняты русскими войсками. Примерно в 20-е годы ХХ столетия недалеко от кирхи прихожане соорудили монумент из камней в форме пирамиды в память о погибших. Имеются данные, что где-то в Тремпене были похоронены три русских солдата, местонахождение могил(ы) не известно. Монумент в конце 1990-х годов был восстановлен по инициативе уроженца Тремпена Куртом Вендландом и бывшими жителями.
До Второй Мировой войны (1939-1945гг.) Тремпен был вторым по значению населённым пунктом округа после Даркемена (сегодня город Озёрск). Основой хозяйственной деятельности было скотоводство и земледелие. В посёлке находился кирпичный и молочный завод, функционировал народный банк, работала школа, детский сад, мельница, действовала железная дорога (вокзал), располагался торговый павильон, аптека, магазин, портной, парикмахерская, гинекологический кабинет, почта, полицейский, дорожный рабочий, ветеринар, стрелковый тир, трансформаторная станция, сберегательная касса, малярная мастерская, пожарная часть, отель и даже тюрьма. Имеющегося списка достаточно, чтобы представить масштабы и кипучую жизнь казалось бы небольшого посёлка, ведь сейчас из всего этого списка нет и пятой части. Также в конце 1930-х годов там располагалась заправочная станция, а у жителей во владении было 35 автомобилей (действовал таксопарк).
В 1946 году посёлок получил новое наименование — Новостроево, в том же году был создан колхоз имени Ленина. В 1946 году была образована начальная школа, с 1954 года по 1963 год – она была семилетней, с 1963 года и по настоящее время – средняя.
Во время Второй Мировой войны посёлок пострадал не сильно, многие здания остались невредимыми. В 1947 году кирха была разграблена. В 1960-е годы от неё остались уже руины, в 1970-е годы на её месте организован парк. В настоящее время, по инициативе бывшей жительницы посёлка Бригитты Адам, был восстановлен дом пастора и передан Новостроевской средней школе (сейчас там располагаются школьная библиотека и тренажёрный зал), на месте кирхи организовано разворотное кольцо школьных автобусов. В последние годы количество населения в посёлке уменьшается (2002 год — 691 человек, 2010 год — 613 человек, на сегодня ждём следующую Всероссийскую перепись населения), тому причиной социально-экономическая ситуация.
Наиболее перспективные пути развития для посёлка и прилегающей территории в наше время — аграрное направление и развитие туристического потенциала, как природного, так и культурно-исторического. Когда едешь по трассе в осеннее и весеннее время года, то на подъезде к посёлку попадаешь в плотную пелену тумана, который охраняет покой и богатую историю этих мест, видимо, до лучших времён.