Как правильно понять, что кроется за понятием «смирение», и каким образом оно достигается, рассказал доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:
Смирение — понятие серьёзное, принципиальное крайне важное. С ним, к сожалению, столько путаницы, «благодаря» атеистической пропаганде, а подчас просто невежеству... Когда под смирением подразумевают покорность, раболепство или человекоугодничество.
Под смирением кроются совсем другие вещи. Причём такие, которые на первый взгляд и представить себе трудно. Христос говорил:
«Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем».
И этот кроткий и смиренный берёт кнут и изгоняет из храма продающих и покупающих. Кнутом изгонять торгующих и опрокидывать столы. Поразительно! Что же такое смирение?
Смирение — это не внешние характеристики, о которых я сказал ранее. Смирение — это то внутреннее состояние, которое возникает в человеке из реального видения своих духовных сил в борьбе с грехом, со страстями.
Смирение рождается из познания себя. В какой степени я, действительно, могу противостоять всему тому, что является грехом и злом с христианской точки зрения. В какой степени я могу себя понудить к тому, что является добром в христианстве? Каким образом я это узнаю? Как я могу прийти к этому?
У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова:
«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
То есть открывает человеку его подлинные силы. Я не могу не объесться, сев за стол. Я не могу не ответить на оскорбление. Если не отвечу словом, то отвечу в мыслях.
Тщательное исполнение, то есть понуждение себя к жизни по заповедям открывает мне подлинную картину моих сил, моего духовного состояния. Оказывается, оно очень плачевное. Вот здесь постепенно открывается видение самого себя. И в человеке зарождается то чувство, то состояние, которое называется смирением.
Оно имеет много ступеней. То, о чём я говорю сейчас — это самое первичное. О нём хорошо сказал преподобный Пётр Дамаскин:
«Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов бесчисленных, как песок морской».
Можно было бы предположить, что это видение бесчисленных грехов своих может вызвать в человеке отчаяние. Но… Если я живу по заповедям Христовым и по Евангелию, параллельно тому, как открываются моему взору мои немощи, идёт ко мне помощь Божья, любовь Божья. Эта любовь мне помогает, исцеляет, питает.
И чем больше открывается бездна падений, присутствовавшая во мне, тем с большей силой открывается во мне любовь Божья, охраняющая и согревающая меня.
Апостол Павел говорил: «Трижды я молился, чтобы Бог отнял у меня ангела сатанина, который пакости деял». До сих пор толкователи в недоумении, что за ангел сатанин? То ли падучая была у него, то ли страсть какая его одолевала? И каков же был ему ответ:
«Достаточно с тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощах совершится».
По мере вот этого смирения Бог только и может приблизиться к человеку. Вы понимаете, в чём дело? Пока действует моё «Я», мы словно говорим: «Господи, отойди, без Тебя справлюсь».
Помните, как было в битве при Калке? Русские князья потерпели страшное поражение от передового отряда монгольских войск. Каждый из князей рассчитывал в одиночку справиться с неприятелем. Выходил со своей дружиной, её всю перемалывали, выходил следующий... И так один за другим выходили князья и погибали. Вот, что такое «Я». Я сам.
Так же и здесь. Бог не может подступиться к человеку, пока есть его «Я». Захочу и не буду пить. И идёт сам на борьбу с этой страстью по широкой дороге. Если он захочет… Если он так говорит, он никогда не перестанет пить.
Смирение — это важнейшая категория духовной жизни. Только объективное осознание без самооправдания открывает доступ действиям Бога в мою сторону.
Ещё статья: Как отличить смирение от человекоугодничества? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие
алексей ильич осипов молитва промыслбожий господь бог смирение