Вчера у Агаты и Макара прошёл закрытый концерт. Вместо тысяч зрителей (планировалось выступление на международном скаутском съезде летом) была всего лишь одна камера. И несколько родителей.
Если вы заметили (кусочки видео в сторис), это совсем не то, что отчётные концерты в музыкалке. Да и занятия наши не совсем привычные. Но я очень рада, что могу прикоснуться к такому чуду, как дети, увлечённые музыкой.
Про флейту и Агату много вопросов, а после вчерашних сторис с записи концерта и подавно. Как сделать так, чтобы ребёнок играл? Как я увидела талант Агаты? В чём это проявилось? Какие курсы, педагоги, какой инструмент? Сколько Агата занимается? Планируем ли для Агаты музыкалку и дальнейшее развитие способностей?
Когда Агата была маленькая, она очень остро переживала любые непривычные звуки. Очень. Дождь, шум моря, поездгром. И сама всегда громко реагировала. Это было очень неудобно. Мне было с ней непросто. Нам всем с ней было непросто, потому что мы никогда не знали, когда рванёт. Но я не видела взаимосвязи ее реакций с музыкальностью.
Но стоило Агате увидеть музыканта в живую, играющего на инструменте, она впадала в транс. Да и сейчас - лицо её стекленеет (особенно если гитара), она вся там, в голосе и звуке.
Это сейчас я рассказываю с позиции «всё было видно», но тогда мне ничего не было понятно. Она не гремела, не стучала, не пела. Она рисовала.
И всё-таки я предложила ей флейту. Это был эксперимент. Вообще, всё, что я делаю с детьми - эксперимент. У меня есть только мой опыт, я не могу основываться лишь на нём. Приходится делать неизведанное) Попробовать. Дать шанс.
В то же время я вижу своих детей лучше, чем другие. Я всегда рядом, я могу различать нюансы и замечать полутона. Именно этим я и занимаюсь. Мне неинтересно просто «учить», садиться и втолковывать, напоминать и уговаривать. Составлять планы и расписания - вообще не моё. План сковывает меня и не даёт видеть другие варианты.
Агата начала учиться блокфлейте. Я сразу купила три штуки) - пусть мальчишки тоже попробуют. Но их хватило ненадолго.
Курс Жени @jennya_z , который помог Агате начать осваивать инструмент, предполагал четыре месяца занятий. Но Агата, которой на тот момент было семь вообще не понимала ноты на бумаге. Как играть? Я учила мелодию на одной флейте, играла, Агата рядом повторяла на другой. Так она прозанималась два месяца, и как только пошли более трудные мелодии и понятия, занятия на курсе мы прекратили.
С самого начала обучения Агата прочно вцепилась в флейту. Но не чтобы разобрать мелодию или сыграть ее лучше. Нет. Ей хотелось добиться красивого звука. Целыми днями Агата могла импровизировать, играть свои «мелодии», которые шли изнутри, она вообще не смотрела, где какие отверстия, и через время стала звучать гораздо лучше, чем я.
По курсу полагалось знать ноты и уметь по ним играть. И вообще, в моей прочно голове сидело, что так правильно, ноты, мелодии, гаммы, педагогу виднее. Едва прошли половину курса, и значки на бумаге так и остались значками на бумаге.
Но с другой стороны — это же не музыкальная школа. Нам некуда вылетать. Мы можем продолжить эксперимент. Да, есть профессионалы, которые говорят, что надо регулярно заниматься, что правильно играть на усложнение, что надо читать с листа. И вообще — способности надо развивать. Но это же её способности, вдруг Агате виднее?
Через месяц терзания флейты звук стал менее убойный😂, а значит, Агата действительно работала над ним (такую задачу не ставили, но Агата ведь слышала, что на видео у педагога звук другой). Она двигалась туда, где ей было интересно.
Раз в неделю мы возили детей на групповые занятия по импровизации к другому прекрасному педагогу, композитору, музыкальному терапевту — Стангриту Сергею Яковлевичу (он есть на многих моих видео с занятий, с ним же вчера был концерт). И он очень поддержал способность Агаты к импровизации, к умению просто подыгрывать любой мелодии (Агата сразу попадала в тональность). И это было очень вовремя, очень в тему. Через год Агата уже играла на небольшом выступлении в Университете — было открытие международной выставки петроглифов.
Стало понятно, что мы не занимаемся самодеятельностью, а интуитивно движемся туда, где есть потенциал. Могла ли я предположить это в начале? Очевидно, нет. Нужна ли Агате музыкалка? Пока точно нет. А дальше — решать ей.
Сейчас нет никаких серьёзных планов. У меня нет мысли, что это проект, в который надо вкладываться как можно больше. Я вижу ребёнка, который занимается, ему трудно, но от того лишь радостно. Я периодически покупаю новые инструменты. Агата мечтает о цифровом пианино. Я надеюсь повозить её на концерты в филармонию.
Можно было бы иначе. Расписание, ноты, сильный педагог. Сколько бы она продержалась? Смогла бы свободно подыгрывать, впервые услышав мелодию? Подбирать на слух любимое? Сочинять? Я не уверена.
Зато уверена в том, что талант можно развивать и в глухой деревне.
Вчера, укладываясь спасть, она сказала:
— Мам, такой чудесный день! И еще я так счастлива, потому что я слушала скрипку.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/