Найти в Дзене
Строительный мир

Трансарктический воздушный путь – от Лондона до Сан-Франциско через Ленинград и Мурманск

Оглавление

Освоение воздушного пространства началось еще во второй половине 18 столетия с развитием аэростатов. А летом 1900 года состоялся первый полет на Дирижабле жесткой системы — детище немецкого изобретателя Ф. Цеппелина. Тогда казалось, что за новым транспортом будущее, и в скором времени на воздушных судах можно будет всего за несколько дней добраться из Северной Америки до Китая или из Японии в Европу.

Проект Брунса

В 1919 году Вальтер Брунс, управлявший во время Первой мировой войны дирижаблем, представил на суд общественности проект Трансарктической воздушной магистрали. По задумке отставного полковника, грузовые и пассажирские Цеппелины могли из Амстердама или Гамбурга добраться до Токио или Сан-Франциско менее чем за неделю, тогда как по воде, даже частично используя железную дорогу, на это уходит около месяца.

© public domain (Цеппелин над Летним садом)
© public domain (Цеппелин над Летним садом)

Наиболее короткий маршрут, как отмечал автор идеи, пролегает через Арктику. Поэтому промежуточные станции этого пути Брунс предложил организовать в ряде российских городов, в частности в Архангельске и Мурманске, что, как считалось, положительным образом отразилось бы на развитии этих и других населенных пунктов севера страны. Об этом, например, упоминает в своей книге «Арктика» (1932 г.) советский историк и географ Н. К. Лебедев.

Задумка немца тогда была высоко оценена научным сообществом. На новый этап обсуждение проекта вышло в 1924 году, когда наладились отношения СССР и Германии, а в последней было создано Международное общество «Аэростатик», ставящее целью изучение арктических широт при помощи дирижаблей.

Обсуждение проекта в Кремле

Глава новой организации, известный норвежский ученый, лауреат Нобелевской премии Фритьоф Нансен с энтузиазмом отнесся к плану Брунса по созданию Трансарктического воздушного пути. Уже на следующий год они вдвоем представили проект в Москве, и советское руководство с интересом подошло к этому вопросу.

© public domain (Слева - рубка управления американским дирижаблем USS Macon (ZRS-5). Справа - причаливание дирижабля)
© public domain (Слева - рубка управления американским дирижаблем USS Macon (ZRS-5). Справа - причаливание дирижабля)

Буквально через полгода после встречи с европейцами в Кремле, при Совнаркоме СССР была создана специальная комиссия по изучению данного проекта. При этом, детально рассматривался также вариант линии Москва-Владивосток, которую предложил немец, дабы еще больше заинтересовать Кремль в необходимости своей концепции. По его расчетам, долететь из столицы на Дальний Восток можно будет всего за три дня.

В 1926-ом Брунс проехал по территории Советского Союза вплоть до Японского моря и побывал в Стране восходящего солнца, тщательно изучая предполагаемый маршрут. В результате, вернувшись домой, немец составил технико-экономическое обоснование проекта и несколько переработал карту будущей магистрали.

Военные против

Межконтинентальный маршрут должен был проходить от Лондона через ряд европейских столиц, Ленинград, Мурманск и далее на Сан-Франциско или Йокогаму. Второй вариант подразумевал путь из Европы в китайский Харбин с возможностью его продления до Японии или США. В последнем случае дирижабль, идущий вдоль северных территорий СССР, должен был поворачивать на юг в районе реки Енисей

© из книги Н. К. Лебедева "Арктика", 1932 г., с. 137 (Варианты воздушных маршрутов)
© из книги Н. К. Лебедева "Арктика", 1932 г., с. 137 (Варианты воздушных маршрутов)

Конечный вариант проекта вместе с ТЭО Брунс отправил в Москву. В Союзе настолько тщательно подошли к делу, что последнее предложение немца было изучено и в Госплане, и в Академии наук, и еще в целом ряде профильных ведомств и организаций.

Правда, выводы были противоречивыми. Как пишет в своей книге «Девятьсот часов неба» Алексей Белокрыс, опирающийся на документы Госархива России, военные в СССР посчитали, что подобные полеты над территорией страны могут представлять угрозу для ее безопасности.

В то же время у Москвы были и вопросы относительно экономической составляющей проекта — сумма, необходимая для воплощения идеи ($16 млн) казалась заниженной, а рисуемая прибыль — напротив, завышенной. К тому же не было учтено строительство некоторой инфраструктуры, необходимой для полноценной эксплуатации воздушной трассы.

© public domain (Полужёсткий дирижабль "Норвегия", 1920-е годы)
© public domain (Полужёсткий дирижабль "Норвегия", 1920-е годы)

Однако в том же Совнаркоме проект Брунса оценили по достоинству и выступили за продолжение сотрудничества. В результате на 1929-й была намечена экспедиция во главе с Нансеном. Предполагалось, что команда совершит полет от Ленинграда до крайней северной точки США — мыса Борроу на Аляске. По пути намечалось несколько остановок, в том числе в Мурманске.

Конец эпохи дирижаблей

Однако из-за технических проблем, а позже и смерти одного из главных идеологов воздухоплавания — доктора Нансена — планы приходилось пересматривать не раз. В итоге полет состоялся лишь в конце июля 1931 года.

Выводы по итогам экспедиции в отношении возможности регулярных полетов через Советскую Арктику были весьма положительными. Однако одного пробного полета, как посчитали, недостаточно. Необходимо было продолжить исследования и практические испытания.

© public domain (Дирижабль "СССР-В6")
© public domain (Дирижабль "СССР-В6")

В начале 1930-х многие ученые были настроены оптимистически, отмечая в своих трудах всю пользу от будущей Трансарктической воздушной магистрали, в том числе и упоминаемый выше Н. К. Лебедев. Однако в течение следующих нескольких лет постепенно становилась все более очевидной невозможность реализации подобного проекта.

Во-первых, в 1930-х произошло несколько крупных катастроф дирижаблей, причем, произведенных в самых разных странах (Германия, СССР, США). Во-вторых, активно шло развитие авиации; и со временем преимущество самолетов перед дирижаблями стало очевидным. Поэтому о проекте Трансарктического воздушного пути постепенно и вовсе забыли.

Статья основана на материалах из следующих книг:

  1. Арктика / Н. К. Лебедев. - Москва ; Ленинград : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932. - 152 с.
  2. Арктика за гранью фантастики: будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей и писателей / П. А. Филин, М. А. Емелина, М. Савинов. - М.: Паулсен, 2018. - 247 с.
  3. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6» / А. М. Белокрыс. - Паулсен, 2017. - 512 с.
Читайте: Дирижабли, патрулирующие дороги Москвы – оригинальный проект 2000-х, на который были потрачены деньги