В шестнадцатом столетии происходит бурное развитие Соловецкого монастыря, который из простой северной духовной обители превращается в административный, культурный и промышленный центр Поморья. В 1570 году Швеция, одержав победу над Данией, обратила свой взор на Поморские земли России. Понимая надвигающуюся угрозу, царь Иван Грозный направляет в 1578 году на Соловки воеводу Михаила Озерова с приказом построить деревянный острог (крепость) и набрать 150 стрельцов для несения службы. Под командованием воеводы с Москвы прибыли 8 пушкарей и 10 стрельцов, которые стали первыми солдатами Соловецкого монастырского гарнизона.
Вместе с отрядом была отправлена партия оружия: «сто ручниц, да пять затинных пищалей, да с Вологды две пищали полуторные да две девятипядных,<...> а зелья ко всему наряду и к пищалем и к ручницам сто пятнадцать пуд». С этого времени Соловки стали представлять собой военную твердыню, которую иноземный враг не мог уже захватить.
Первое вооружение Соловецкая обитель получала из Москвы и Вологды, но со временем Соловки смогли наладить собственное оружейное производство. При этом, изготовление оружия в монастырях, не являлось чем-то уникальным. В крупных обителях это было обычной практикой для XVI – XVII веков. Оружейные мастера, например, имелись в Троице-Сергиевой Лавре и в Кирилло-Белозерском монастыре. Монастыри, как и государева оружейная палата, ставили клейма на своих изделиях. Клеймом Соловков было сочетание букв СЛО – клеймо Соловецкой оружейной палаты или СМК – Соловецкий монастырь – казна. Также применялось изображение трех монастырских башен. Оружие ремонтировалось и изготовлялось единичными экземплярами в самом монастыре, а вот его основное производство находилось в Сумском посаде (остроге) – монастырской вотчине.
Сумской посад является одним из древних поморских поселений. Первоначально земля принадлежала новгородским боярам. В 1452 году Марфа Борецкая, известная как Марфа-посадница, отписала селение Соловецкому монастырю. А в 1548 году вся соседняя волость Колежма с солеварнями и угодьями, с островом на р. Суме, где стояли три двора были переданы Иваном Грозным Соловецкой обители, вместе с правом беспошлинной торговли на соль. Такими действиями государь пытался придать импульс для развития малозаселенных Карельских территорий и сосредоточить управление ими в одних руках. Вскоре монастырь, через государственные и частные пожертвования, стал крупным землевладельцем Западного Поморья. В монастыре и в его вотчинах происходит бурное развитие хозяйственной деятельности. Возводятся новые хозяйственно-промышленные и административные строения. Широко применяется механизация производства за счет водяных мельниц. Вся это деятельность связана с игуменом Соловецкого монастыря – Филиппом Колычевым.
Святитель московский Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв; 11.02.1507— 23.12.1569 гг.) был из знатного рода московских бояр. В 1537 году он, в возрасте 30 лет, в одежде простолюдина отправился на Север. Через полтора года стал монахом Соловецкой обители, а в 1648 году был выбран её игуменом. Став во главе монастыря, свт. Филипп принялся за строительство новых церквей, при нем звонница Соловков сменила била на колокола. Наладил монастырское производство - устроил сеть каналов и построил водяные мельницы. При нем монастырь стал мощным промышленно-торговым центром. Для такого объема строительства и производства было необходимо и большое количество железа. Для добычи его игумен Филипп организовал монастырские кузницы на реке Пяле (в четырёх километрах от её впадения в р. Колежма), которые получили названия - Железная пустынь. Эта пустынь с конца XVI века стала базой для железоделательного оружейного завода поставляющее сырье и для военных нужд монастыря. При игумене Филиппе кузницы носили мирный характер. 20 июля 1566 г. на церковном соборе игумену Филиппу было предложено царем Иваном Грозным возглавить Русскую церковь. Святитель согласился с условием отмены опричнины. Царь согласия не дал, но 25 июля 1566 г. Филипп был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Из-за постоянных обличений царя, в 1568 году святитель Филипп, по решению церковного суда, был лишен сана и отправлен в Отроч Успенский монастырь (Тверь). А 23 декабря 1569 года, по приказу Ивана Грозного, Святитель был убит Малютой Скуратовым. Но его деятельность, как соловецкого игумена, продолжала приносить плоды в деле развития северных территорий.
В конце XVI века на месте монастырских кузниц Железной пустыни был образован железоплавильный завод. Основным сырьем для завода стала болотная руда, которую монастырские крестьяне собирали на окрестных болотах, реках и озерах. Болотная руда - «бурый железняк», до XVIII века был основным сырьем для получения железа на Руси. Содержания железа в ней небольшое, но её легко было добыть. Также бурый железняк имеет сравнительно небольшую температуру плавления и его можно выплавлять даже в кустарных домницах. На поиск болотной руды крестьяне выходили весной или осенью. Вооружившись деревянным колом, они прощупывали болотистую почву и, наткнувшись на твердую поверхность, извлекали рудный камень. В Карелии болотная руда представлена чаще в виде оолитов (округлая, яйцевидная форма). Добываемая руда залегает пластом или линзой на глубине 20 -35 см в болотистой почве или на дне озер и рек. Эти пласты и обнаруживали карельские крестьяне щупами. Для поиска также использовали приметы: ржавая вода, красноватые и бурые оттенки почвы, темный ил и другие признаки. Стоя по пояс в болотной или озерной воде добытчики извлекали руду и на подводах отправляли её в Железную пустынь. Добытая руда насыщена водой и требует просушки. Были случаи, когда от переизбытка влаги происходил взрыв домниц. Если руду добыли весной, то её для просушки складывали на настилы и держали под навесом в течение лета, а осеннюю – сушили на кострах. Уже на железоплавильном заводе руду обжигали (для удаления органических элементов) и отправляли на переплавку в печь.
Завод Железной пустыни имел домницу с четырьмя печами, два кузнечных горна и три наковальни. У завода был водяной привод от установленной на реке мельницы. Полученное железо отправляли в Сумской острог или в монастырь, где из него производились хозяйственные изделия или оружие. Соловецкому монастырю требовалось много железа. Необходимые объемы не только добывались на землях монастырских вотчин, но и закупались у карельских крестьян, которые не относились к монастырю. Карелия богата болотными и озерными рудами и промысел по её добычи был довольно рано освоен населением карельского поморья. Соловецкий монастырь скупал через Сумской посад всё предлагаемое карельское железо. Часть железа уходила монастырским кузнецам и оружейникам, а часть на продажу в другие северные регионы. В качестве покупателей выступали монастыри Двинской земли и Вологодчины. Московский Троице-Сергиев монастырь также периодически проводил закупку железа на Соловках.
Для военных нужд Соловецкого монастыря, Сумского и Кемского острогов оружейные мастера изготовляли как холодное оружие – копья, бердыши, рогатины и наконечники стрел для арбалетов, так и огнестрельное: пищали (пушки) и ружья (самопалы). Производство не было масштабным. Один мастер оружейник изготовлял по 5-10 самопалов в год. Так по монастырским документам значится, что в 1610 году: "в Сумах кузнец ковал 10 самопалов, да к ним делал ложа" и в этом же году упоминается некий кузнец- самопальщик Савва, который тоже сковал 5 самопалов с замками и трещетками для казны Соловецкого монастыря. Об изготовлении пушек говорит монастырская опись оружейной палаты 1597 года. Там значится: "…на городе на ряду… монастыръского кованья пять пушек скорострельных железные… да затинных пищалей монастыръского кованья дватцать пищалей". Оружейные изделия также шли на продажу. Закупить продукцию монастыря можно было или в Сумском посаде, или в Новохолмогорах (г. Архангельск). Но не только для войны требовалось оружие. Поморы-охотники тоже пользовались монастырским оружейным производством для приобретения самопалов (ружей), как для таежного, так и для морского промысла.
Железоплавильный завод Железной пустыни существовал около 150 лет. В начале XVIII века предприятие перестало действовать. Причиной стало появление в Карелии государственных Шуйского оружейного (1703г.) и Кончезерского чугуноплавильного (1706/08г.) заводов. Эти заводы также использовали болотную и озерную руду, но перед ними уже совершенно другие задачи. На месте железоделательного завода, вблизи села Колежма Беломорского района Республики Карелия, ещё сохранились следы первого поморского оружейного производства.
Источник:
Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 68
Мулло И. М. К вопросу о производстве огнестрельного оружия в Карельском поморье в XV - XVII вв. // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992. С. 151 - 165
Статья по данной теме:
Пушки Соловецкой обители
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации