Настоящие тролли живут только в Норвегии. Есть они в Швеции, и в Исландии – но настоящие – только в Норвегии.
Возникает вопрос: а кто такой тролль? Тролль — это тролль. Он большой и безобразный на вид. У него бывает, как и у людей, одна голова, а бывает — три, девять или даже двенадцать.
И норвежцы точно знают, как это чудище выглядит, потому что у них был свой собственный "троллий" портретист Теодор Киттельсен (1857-1914), который считается непревзойденным иллюстратором норвежских сказок.
Теодор Северин Киттельсен родился 27 апреля 1857 года в маленьком южно-норвежском Крагерё в семье торговца. С ранних лет он увлекался рисованием и мечтал стать только художником и скульптором. Но жизнь распорядилась иначе. Когда Теодору было всего 11 лет, его отец умер, и многодетной семье (у Киттельсена было семеро братьев и сестер) пришлось несладко, а Теодор был вынужден пойти работать помощником часовщика. Но он все равно продолжал рисовать.
Повзрослев, Киттельсен уезжает в столицу Норвегии, которая тогда именовалась Кристианией, и, работая учеником маляра, встречает своего "доброго фея" Дидриха Марию Ола, богатого промышленника, мецената и знантока искусств, который оплачивает учебы Теодора в Кристианийской школе искусств. Через два года он же оплачивает продолжение обучения в Мюнхене.
Но вскоре у Ола начинаются финансовые затруднения, и Киттельсен возвращается домой и вскоре идет на обязательную службу в армии, а потом, благодаря стипендии, получает возможность съездить на кратковременную учебу в Париж и Мюнхен.
В 1887 году он возвращается на родину и больше уже никогда из страны не уезжает.
Теодор Киттельсон больше известен не как художник - автор больших полотен, - а как иллюстратор и график. Причем во всем мире знамениты его рисунки с троллями. Он лучше всех знал норвежских троллей и всю свою жизнь рисовал их. Дочь Киттельсена - Игрид Киттельсен Трейдер - в воспоминаниях о детстве писала:
«Мы никогда не видели вблизи в лесу троллей, но прекрасно знали, что они прячутся неподалеку и подстерегают нас - особенно, когда мы совершаем прогулку в одиночестве. И поэтому мы предпочитали гулять вместе с папой, потому что в этом случае нам не приходилось опасаться даже тролля. В том, что папы видел троллей, водяных и хюльдр, мы нисколько не сомневались. И нам тем более не показалась странным, что, когда папа узнал о рисунках троллей, выполненных художником Блоком, он воскликнул: «Он рисует троллей? Он? Да ведь он в жизни ни разу не видел тролля!»
Нам, детям, казалось настоящим оскорблением, если кто-то другой, кроме папы, пытался нарисовать тролля, ведь им и пытаться не стоило - им, которые в жизни своей ни разу не видели тролля».
Норвежцы совершенно уверены, что тролли могут выглядеть только так, как на иллюстрациях Киттельсена — и никак иначе.
Собственно, сам Киттельсен не только прекрасно рисовал, но был очень неплохим писателем - он издал целый ряд книг, во многих из которых не просто "портретировал" троллей, но и описывал их.
Расцвет творчества Киттельсена пришелся на период женитьбы на Инге Кристине Даль, с которой его связала страстная любовь, хотя материальная жизнь супругов была совсем не такой радужной.
В 1890-е годы Киттельсен выпускает целый ряд книг, многие из которых мы бы сейчас назвали "сказочными" и автобиографию, в которой всё равно все время возвращается к фольклору.
И конечно, он все время рисует троллей - и описывает их.
Мы должны помнить, что тролли - существа исключительно норвежской "национальности", хотя встречаются они и в Швеции и в Исландии, но зато их никогда не бывает в Дании. Как писал классик норвежской литературы Бьёрнстьерне Бьёрнсон, «тролли там не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами - и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там - его родина».
В Швеции троллей примерно столько же, сколько в Норвегии. И глупы они так же, как норвежские. Многие шведы научились этим пользоваться. Одно время в Швеции было даже модно приглашать тролля в свидетели на помолвке только ради того, чтобы получить от него дорогой подарок. У шведских троллей есть свой портретист – знаменитый художник Йон Бауэр.
Есть тролли и в Исландии. Их называют там трётлями. Эти великаны - родственники норвежских и шведских троллей. Трётли безобразны и глупы, жадны и мстительны, обычно причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах по одиночке. Из лап почти никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, трётли превращаются в камень.
Жен исландских троллей - великанш - называют скессами. Они тоже глупы и мстительны, но очень любят своих детей-троллёнышей. Есть жены и у норвежских троллей, только их называют гюграми.
Тролли в основном живут внутри гор. Но встречаются и водяные тролли. Называют их нёккенами. Есть и морские тролли - драуги. Драуги особенно коварны и злобны.
.
У Киттельсена есть портрет драуга в книге, которая называется "Волшебство", и это - одна из самых "страшных" там иллюстраций.
Рисунок морского тролля был создан на Севере Норвегии, где до сих пор живет вера в возможность встречи с троллем. Собственно именно такую историю и описал Киттельсена. Он рассказал о встрече двух друзей Юхане Перса и Элиасе Нильса с морским троллем. В конце истории Элиас нашел на одной из шхер громадного морского скорпиона и в гневе сбросил его в море, и тут случилось вот что: “Элиас подумал, что скорпион сдох - таким безжизненным и высохшим он казался, а потому, не долго думая, Элиас поддел ногой страшилище. И что бы вы думали? Скорпион зашипел, стал подпрыгивать и крутиться, как сумасшедший. Тогда Элиас поддал его сапогом и забросил далеко в море. Но не успел скорпион плюхнуться в воду, как на его месте вырос ужасный морской тролль, который раскрыл громадную - как морской сундук - пасть и закричал:
- Если хочешь, можешь еще раз плюнуть мне в рот, Элиас, но хочу тебе сказать...
Дальше Элиас слушать не стал, а бросился со всех ног к своей лодке и принялся грести так, что пот с него тек ручьем".
И глядя на этот портрет морского тролля становится ясно, почему так испугался храбрый моряк!
Другие рисунки из книги “Колдовство” тоже посвящены персонажам норвежского фольклора и народных преданий.
Все тролли выглядят по-разному. Одни - высокие, как горы, другие - не выше человека.
Рассматривать иллюстрации Киттельсена можно до бесконечности.
.
мы видим, что голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.
И у всех троллей есть хвостик. Хвост - вообще отличительная черта норвежской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры - горной ведьмы, которая встречается почитателям творчества Кительсена на многих его работах.
Силе чар хюльдр не может противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети.
Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища - сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о развлечениях и песнях и танцах летними вечерами, а потому частенько забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает и такое. Иногда случается даже, что хюльдры и тролли живут в домах людей в горах всю зиму.
Киттельсен прекрасно знал легенды и сказы родной страны, а потому его книги можно назвать путешествием по сказочной Норвегии.
Так, мы узнаем из его книг, что горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если только те не станут слишком уж им надоедать. Зато, когда разозлятся, могут превратить человека в кого угодно.
Человеку всегда надо помнить, что тролли очень любят зло пошутить. Ночью они выбираются из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под уздцы и начать водить ее кругу на полянке.
А могут явиться из озера в виде белого коня - и когда человек вскочит на него, он тут же бросится обратно в самую глубину:
Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.
И еще тролли очень любят подсовывать мужьям, у которых похищены жены, живых кукол, как две капли воды похожих на их жен. Эти подменыши вскоре начинают болеть и умирают, и мужья хоронят их, так и не распознав подмены. В таких случаях у похищенных женщин, томящихся в горе, уже не остается никаких надежд на спасение.
Норвежские тролли коварны. В любую минуту можно ждать от них подвоха. В любую минуту они могут тебя разыграть. В любую минут могут поменять свой облик, ведь они легко меняются в размерах, и им ничего не стоит обратиться на свадьбе красивой девушки в жениха и похитить невесту. Если невеста заметит подмену, она должна попросить кого-нибудь бросить на пол любой стальной предмет или пару раз выстрелить возле дома. Это должно прогнать тролля.
Но иногда не тролли утаскивают людей в гору, а сами люди женятся на ком-нибудь из троллиного племени.
Иногда тролли крадут у людей детей и подсовывать вместо них своих троллят - подменышей. Чаще всего это случается на Рождество. Обернувшись кошкой, тролль проникает в дом и подменяет человеческое дитя своим тролленышем. Блестящие стальные предметы, псалтырь или даже просто чеснок могут помешать троллю проникнуть в дом.
Вот каким котом — настоящим монстром — представлял себе тролля Киттельсен:
Подмену заменить не так просто. Лишь с течением времени родители начинают понимать, что с их малышом что-то происходит. Тролленок совсем не растет, у него лишь увеличивается голова. Зато ест он за семерых. И еще у подменыша почти всегда бывают маленькие косящие глазки, темная кожа и обросшие шерстью уши.
Надо сказать, что тролли вообще нечисты на руку и так и норовят стянуть то, что лежит без присмотра, - будь то малыш или горшок со сметаной.
Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого — семь раз.
Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень.
Конечно, писал Киттельсен, пересказывая одну из легенд, сейчас троллям живется совсем не так привольно, как в старые времена. По всей Норвегии выросли города, в домах по вечерам зажигается свет, все улицы ярко освещены.
Единственный из троллей, кто жил до недавнего времни в городе, — Экебергский тролль. Жил он в Осло в горе Экеберг, которая нынче находится в черте города. Но недавно он переехал к своему брату в Конгсберг — слишком шумно стало жить в столице.
А еще в Норвегии водятся хюльдры – горные ведьмы - и ниссе - гномы.
Ниссе живут тоже только а Норвегии и приходятся родственниками нашим домовым и овинникам. Ниссе помогают людям на хуторе ухаживать за домашними животными, и особенно любят они лошадей.
Иллюстраций с портретами ниссе у Киттельсена много - ведь он иллюстрировал еще и знаменитый сборник норвежских сказок Асбьёрнсена и Му.
Ниссе очень часто заплетают гриву лошадей в косички, отличая таким образом своих любимцев. И горе тому хозяину, кто расплетет такую косичку или вовсе отрежет ее!
Отличительным знаком ниссе является красная шапочка на голове и то, что у них по четыре пальца на руке.
Силе же чар хюльдры противостоять не может ни один парень. Хюльдрами называют красавиц - горных ведьм, которые отличаются от обычных девушек колдовскими знаниями, необыкновенной физической силой и... коровьим хвостом.
Во всяком случае, такой красавице с картинки Киттедьсена легко увлечь и завлечь земного парня!
У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети.
А самый пикантный факт вот какой. Когда хюльдра выходит замуж за человека и венчается в церкви, важно, чтобы не произошло конфуза. За невестой обязательно должен стоять кто-то из родственников, который успеет вовремя подхватить отваливающийся после совершения христианского обряда хвост.
Жизнь же самого жудожника была совсем не сказочной. В 1908 году он получает высшую награду Норвегии - Орден святого Олава, но денег в семье от этого больше не становится. Им даже приходится продать свою любимую усадьбу Лаувлиа и переехать в небольшой городок Мосс.
Киттельсен тяжело болеет и очень переживает, что не может обеспечить любимой жене и детям достойное существование, но картины его остаются всё такими же волшебными и светлыми...
(с) Авторский текст Наталии Будур. По материалам опубликованных авторских статей.