Найти тему

"Тяжеловоз" для БАМа. Самый современный и мощный тепловоз на сегодня в России — 3ТЭ25К2М

Специалисты Трансмашхолдинга впервые представили грузовой магистральный тепловоз 3ТЭ25К2М (2-й модифицированный) профессиональной общественности ещё в феврале 2017 года. Можно сказать, что 3ТЭ25К2М — это трёхсекционный вариант многим уже известного двухсекционного серийно выпускаемого тепловоза 2ТЭ25КМ, уже успевшего получить среди машинистов прозвище "Камаз".

Двухсекционный грузовой магистральный тепловоз серии 2ТЭ25КМ на станции Андреаполь ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Двухсекционный грузовой магистральный тепловоз серии 2ТЭ25КМ на станции Андреаполь ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Этот новый локомотив уже стал наверное самым востребованным магистральным грузовым тепловозом на неэлектрифицированных участках отечественных железных дорог, призванный заменить уже прилично изношенные и морально устаревшие грузовые локомотивы постройки Луганского завода серий 2ТЭ116 (также 2ТЭ10 в различных вариантах) и его более поздние модификации 2ТЭ116У и УД.

В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Тепловозы серий 2ТЭ116 и 2ТЭ116У. Фото: Алексей Алексеев
В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Тепловозы серий 2ТЭ116 и 2ТЭ116У. Фото: Алексей Алексеев

Сверхмощный тепловоз 3ТЭ25К2М был разработан брянскими конструкторами машиностроительного завода (АО «УК «БМЗ», входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») специально для эксплуатации в тяжёлых климатических условиях на участках со сложным профилем пути. Он предназначен для вождения поездов повышенной массы - до 7100 тонн.

Трехсекционный грузовой магистральный тепловоз серии 3ТЭ25К2М. Краснодарский край, станция Армавир-Ростовский. Фото: Denzel Washington
Трехсекционный грузовой магистральный тепловоз серии 3ТЭ25К2М. Краснодарский край, станция Армавир-Ростовский. Фото: Denzel Washington

Тепловоз, несмотря на унификацию со старшей двухсекционной моделью, получил очень важные современные технические решения, которые были внедрены по результатам анализа многолетней эксплуатации на БАМе тепловозов предыдущих серий. В частности кабина 3ТЭ25К2М получила новый пульт управления в отличии от 2ТЭ25КМ. Для профессионалов отмечу, что на 3ТЭ25К2М уже установлен новый кран машиниста №130, взамен прежнего №395, на снимках это хорошо видно.

 Новый пульт управления в кабине тепловоза 3ТЭ25К2М. Фото: Иван Дождиков
Новый пульт управления в кабине тепловоза 3ТЭ25К2М. Фото: Иван Дождиков
Пульт управления в кабине тепловоза 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев
Пульт управления в кабине тепловоза 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев

Для улучшения условий для локомотивной бригады внутри кабины установлен автономный обогреватель (Webasto), подогрев стекол и зеркал, климатическая установка кондиционирования воздуха, имеется микроволновая печь и мини-холодильник. Тепловоз оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики МСУ-ТП, а также реостатным тормозом.

Дисплейный модуль МСУ-ТП на тепловозе серии 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев
Дисплейный модуль МСУ-ТП на тепловозе серии 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев

В конструкции тепловоза применён мощный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель (аналогичный применяемым на 2ТЭ116УД) GEVO V12 со вспомогательным оборудованием американского производства (General Electric). В результате мощность секции по двигателю повышена до 3100 кВт. Несложно посчитать в пересчёте на три секции общая суммарная мощность локомотива равна:

3 × 3100 кВт = 9300 кВт (или 3 × 4215 л.с = 12645 л.с.)

Дизель GEVO V12 производства компании General Electric "GE Тransportation" на тепловозе серии 2ТЭ116УД. Фото: Алексей Алексеев
Дизель GEVO V12 производства компании General Electric "GE Тransportation" на тепловозе серии 2ТЭ116УД. Фото: Алексей Алексеев

Против базового шестнадцатицилиндрового дизельного двигателя коломенского производства типа Д49 на 2ТЭ25КМ общей суммарной мощностью 2 × 2500 кВт (или 2 × 3600 л.с) в расчёте на две секции.

Отечественный дизель типа Д49 коломенского производства на тепловозе серии 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев
Отечественный дизель типа Д49 коломенского производства на тепловозе серии 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев

Установлены электрические агрегаты, требующие минимального обслуживания, топливная, водяная и воздушная системы спроектированы с учетом эксплуатации при низких отрицательных температурах.

Силовой щит и автоматы защиты системы охлаждения дизеля на тепловозе 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев
Силовой щит и автоматы защиты системы охлаждения дизеля на тепловозе 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев

Взамен прежнего поршневого воздушного компрессора, также как и на 2ТЭ25КМ установлен новый винтовой.

Винтовой воздушный компрессор на тепловозе 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев
Винтовой воздушный компрессор на тепловозе 2ТЭ25КМ. Фото: Алексей Алексеев

В конце ноября 2017 года магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М производства Брянского был отправлен на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) для опытной эксплуатации в депо Новая Чара. Там он прошёл длительный эксплуатационный пробег, протяженностью пятьдесят тысяч километров в условиях сурового континентального климата. Тепловоз 3ТЭ25К2М успешно проходил до этого испытания в средней полосе России.

Тепловозы  серий 3ТЭ25К2М-0002 и 3ТЭ10МК-1326. Курская область, депо Курбакинская.  Автор снимка: Sergey S.
Тепловозы серий 3ТЭ25К2М-0002 и 3ТЭ10МК-1326. Курская область, депо Курбакинская. Автор снимка: Sergey S.

За время опытной эксплуатации тепловоз показал устойчивую работу при низкой температуре окружающего воздуха и большую эффективность в сравнении с 3ТЭ10МК на тяжёлых длительных подъёмах, которые при следовании с грузовым составом преодолевали их со скоростью 27 км/ч, в то время как 3ТЭ25К2М — со скоростью 47 км/ч.

В настоящее время на БАМе основные грузоперевозки осуществляются ещё относительно новыми двухсекционными тепловозами 2ТЭ25А "Витязь" и старыми добрыми советскими 3ТЭ10МК в трёхсекционном исполнении, способными вести составы до 5600 тонн.

Тепловоз серии 3ТЭ10М-К с грузовым поездом. Хабаровский край, станция Солони. Фото: Айдаров Д
Тепловоз серии 3ТЭ10М-К с грузовым поездом. Хабаровский край, станция Солони. Фото: Айдаров Д

Повышение веса составов до 7100 тонн позволит существенно повысить суммарные годовые грузоперевозки по Байкало-Амурской магистрали без прокладки дополнительных железнодорожных путей. Потребности Байкало-Амурской магистрали в новых локомотивах для вождения составов весом 7100 тонн до 2025 года по разным оценкам ОАО "РЖД"составляют более чем 400 единиц. Тепловозы 3ТЭ25К2М могут быть с максимальной эффективностью использованы для решения этой задачи.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram