Уважаемые друзья, предлагаем вам еще одну постоянную рубрику (раздел), в которой предлагаем вспомнить различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Использовать будем открытые источники. В качестве опасностей для субмарин рассмотрели воду и огонь (пожары), но список причин, которые могли бы привести (и приводили) к гибели субмарин больше.
Вода, огонь, пожары и взрывы - не единственная опасность для корабля, тем более подводного. Более того взрывы, пожары, вода в отсеках часто "идут вместе". Причем взрывы бывают не только от воспламенения чего бы то ни было, например, насыщенного парами бензина воздуха. Опасность для субмарины представляет и сам воздух, особенно сжатый. И причинами возникновения таких ситуаций, как и ранее являются действия людей. Например....
1.Первый случай произошел на подводной лодке "Фельдмаршал граф Шереметев», 5 августа 1905 года.
Лодка под командованием Д.Д.Заботкина ещё только начинала осваивать дальневосточные воды. В декабре 1904 года ее привезли сюда из Санкт-Петербурга, но лишь к маю следуюшего года, после окончательной сборки и ряда полезных переделок, завершилась подготовка корабля к плаванию.
5 августа 1905 года при продувании сжатым воздухом носовой цистерны главного балласта произошла её разгерметизация. Балластные цистерны, на ПЛ типа «Касатка» всего две, размешались в носу (её называли «чёрная») и в корме («красная») корпуса. Их заполнение и осушение осуществлялось помпами. В то же время по проекту ЦГБ могли продуваться сжатым воздухом.
Цистерны оснащались кингстонами и бортовыми клинкетами. По ошибке, при продувании «чёрной» цистерны воздухом, эти запорные устройства оказались закрытыми. В итоге цистерну, как говорят, «раздули». В ремонте ПЛ «Шереметьев» провела весь август. Цистерну пришлось герметизировать заново, восстанавливая уплотнение обшивки корпуса и сальников, проходящих через цистерны баллеров горизонтальных рулей и их управления. К счастью, пострадавших не было.
Ошибка машиниста подводной лодки «Шереметев» (тип «Касатка», Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров) привела к тому, что новая ПЛ была вынуждена месяц простоять в ремонте.
2. О втором случае известно только по одному документу, когда один неверный поворот ПЛ "Морж" была выведена из строя.
Отмеченный случай документально зафиксирован в одном документе, который представлен в книге С.Лисина "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", где говорится: " Из рапорта командующего под Брейд-Вымпелом Бригадою подводных лодок Чёрного моря капитана 1-го ранга В. Е. Клочковского командующему Черноморским флотом Его Высокопревосходительству А. А. Эбергарду:
«Малейшее неверное действие офицера или нижнего чина, стоящего при управлении, например, заполнение цистерн или управление горизонтальными рулями, может парализовать успешное действия лодки или поставит её в опасное положение. Примером может служить подводная лодка «Морж», где одним неверным поворотом маховика клапана воздушной проводки была разорвана цистерна и вся лодка надолго выведена из строя».
Как заметил, в свое время, С.Лисин: "Ни в одной из известных и доступных в настоящее время книг по истории отечественного подводного флота, и статей в журналах касающейся той же темы, подробностей об этой аварии нет".
Интересно, что рапорт датирован 10 июля 1915 года. Ясно, что отмеченное Клочковским происшествие на борту подводной лодки произошло до этой даты. Как известно, построенная на Николаевском отделении Балтийского завода подводная лодка «Морж» (тип «Морж») была заложена 16 августа 1913 года, а 30 апреля 1915 года «Морж» завершил ходовые испытания и официально вступил в строй. Когда именно произошёл разрыв цистерны, во время ходовых испытаний или позже пока неизвестно. Но это происшествие произошло в период с 30 апреля до 10 июля 1915 года, за эти два с половиной месяца, видимо при освоении подводной лодки экипажем.
Но уже 23 мая 1915 года "Морж" находился в боевом походе. Подводная лодка «Морж» активно участвовала в Первой мировой войне, став одной из самых результативных субмарин Черноморского флота: на счету лодки 30 (!) побед, потопленных и захваченных турецких парусников, шхун, барж и других плавсредств.
Если познакомиться с хронологией действий субмарины за выбранный период, то наиболее длительный период "простоя" между походами относится с 7 по 25 июня (2,5 недели) 1915 года, после чего лодка снова вышла на боевую позицию, или с 3 июля по 24 июля (3 недели) - происшествие видимо случилось в один из этих межпоходовых ремонтов.
В мае 1917 года «Морж» под командованием старшего лейтенанта А. С. Гадона (10 побед) не вернулась из боевого похода. В августе 2000 года у входа в пролив Босфор на глубине 90 м найдена неопознанная подводная лодка, предположительно (по наличию решетчатых ТА Джевецкого)- "Морж", кормовая оконечность длиной 12 м оторвана взрывом.
Источники: Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Подводник России. Информационно-исторический альманах союза подводников России. - М.Отечественная военная история, № 1-2002.