Солотча — прекрасное место под Рязанью, и даже прямо в ней.
Дело в том, что это курортный посёлок на окраине Мещёры, который лет 15 назад административно включили в состав областного центра. Так и получилось: Солотча находится в 20 км от Рязани и в то же время это она. Туда приезжают отдыхать многие рязанцы, в санатории и просто так, потому что там очень хорошо, лесисто и просторно.
Я там побывал впервые в прошлом году и сразу полюбил это место. Странно, но только там я узнал (может, просто забыл), что в Солотче долго жил Паустовский, мой любимый писатель. Но так или иначе, я очень хотел туда вернуться — и вот полтора месяца назад мы поехали туда с женой на денёк. Ей тоже понравилось.
И вот, что можно сделать в Солотче, если приехать туда без ночёвки.
Постоять рядом с гнутыми соснами
Центральная улица Солотчи называется Порядок. В начале этого Порядка есть отрывок леса, где растут сосны, согнутые в разных направлениях, но преимущественно в одном: в сторону национального парка «Мещёра», который начинается чуть дальше.
Удивительное место, особенно в солнечный день (а в другие я там пока и не был). Просто постойте минут десять и ни о чём не думайте, там и так хорошо.
Побывать в музее Ивана Пожалостина
Художник-гравёр Иван Пожалостин — один из тех людей, которыми Рязань гордится изо всех сил: её художественный музей даже назван в его честь. Он родился в деревне Еголдаево, в другой рязанской стороне, а воспитывали его бабушка и дедушка. Дедушка отличался исключительной вежливостью и всегда говорил «пожалуйста»; так получил прозвище, ставшее фамилией.
В Солотчу Иван Петрович попал, когда его назначили сюда волостным писарем. Он упорно рисовал, потому что имел к этому тягу, и был отправлен в Петербург, в Академию художеств, где попал в класс гравюры. Гравёр так гравёр, а всё же художник, — так примерно думал Пожалостин и в итоге сделал примерно успешную карьеру иллюстратора и портретиста, а также преподавателя.
После отставки вернулся с семьёй в Рязань, лето проводил в Солотче, где построил по своему проекту дом с мезонином. Тот сгорел в 1970 году, но в 1992-м его по старым эскизам и чертежам построили заново. Теперь там музей, всё на той же улице Порядок.
В начале 1930-х в Солотчу стал приезжать писать Константин Паустовский. Поселился он в небольшом домике на участке Пожалостиных; в самом доме жили две дочери художника. К Паустовскому часто приезжали Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман; два месяца здесь жил и писал с Фраерманом пьесу Андрей Платонов. В 1949 году одна из сестёр Пожалостиных, не справляясь уже с хозяйством, продала дом Паустовскому и Фраерману. Первый позднее стал ездить в Тарусу, а второй, став единственным хозяином, получил в нагрузку судебные тяготы: дом, оказалось, был обременён обязательством превратиться в музей Пожалостина.
Заглянуть в баньку Паустовского
Паустовский называл домик, в котором жил, банькой. Она уцелела при пожаре, а музейные работники постарались воспроизвести нехитрый писательский быт. Внутри уютно и скромно, сиди да пиши да привечай гостей. Фраерман написал тут «Дикую собаку Динго», Гайдар — «Судьбу барабанщика», а Паустовский — «Мещёрскую сторону» и ещё много всего.
Есть история: однажды Паустовский, Фраерман и Гайдар собрались на очередную рыбалку. Но лето было сухим, и они не смогли накопать червей. Тогда Гайдар повесил на воротах объявление «Скупка червей у населения», привлёк таким образом пионерский труд и обеспечил всех наживкой.
Посмотреть, как живут люди
А люди живут в Солотче интересно и разнообразно. Просто походите, никуда не спеша, туда, потом сюда, посмотрите на дома и детали жизни.
Здесь встречаются художественные дома, деревянные мотоциклы, а на стёклах остановок цитируют Апокалипсис.
Познакомиться с кошками
В Солотче множество кошек, котов и их производных котят. Просто больше смотрите по сторонам и увидите, как разнообразна там ушасто-хвостатая фауна. О важной роли кошачьих в местной жизни говорят также объявления, которых полно: то тут кот нашёлся, то там — и ещё котят продают.
Зайти в монастырь
Главная для многих достопримечательность Солотчи — Солотчинский Рождества Богородицы монастырь. Сейчас — женский, а основан он был князем Олегом Рязанским как мужской. Про историю обители можно почитать, например, тут. А вот его сайт.
В 1920 году монастырь был закрыт, в его стенах устроили колонию для несовершеннолетних. В 1960-м сделали частью Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и тогда же начали реставрировать, но настоящее восстановление происходит прямо сейчас.
Главные в архитектурном смысле здания монастыря — барочные церкви: Святого Духа и надвратная Иоанна Предтечи. Предполагают, что их построил архитектор Яков Бухвостов, который поставил в рязанском кремле грандиозный Успенский собор.
В восточной стене монастыря есть калитка, которая ведёт на смотровую площадку, с которой видны дали, но, к сожалению, она не всегда открыта.
И ещё в монастыре, прямо рядом со входом, есть ларёк, где продают своё собственное молоко и творог. Только всё быстро раскупают, к полудню он уже закрыт.
Спуститься к реке
Солотча стоит на Солотче, которая впадает в озеро Старица, старицу Оки, которая там тоже недалеко. По одной из версий, река (а по ней и село, будущий посёлок) была названа так потому, что в ней замачивали ячмень для солода. Но, возможно, имя её другого происхождения.
Так или иначе, а Солотча течёт и к ней можно спуститься. Рядом с одноимённым санаторием на дорожке от дорожки, которая называется улица Санаторий, отходит тропинка к крутой бетонной лестнице. Спускаешься и попадаешь прямо в живописный вид. Там тоже хорошо постоять — или посидеть на одной из скамей, сделанных из толстых полубрёвен. Интересное чувство: ощущаешь себя частью пейзажа как картины. Кажется, что это всё — навсегда, и ты навсегда тоже.
Подойти к соснам на каблуках
Если идти вдоль реки налево, то скоро увидите интересное явление: сосны стоят на склоне на высоких обнажённых корнях. Когда мы стояли и смотрели на них, человек, шедший с водой от источника, сказал нам: «Это место называется Сосны-на-Каблуках».
Подняться на Лысую гору
Чуть дальше будет место, которое называют Лысой горой. Как мне сказали, это потому, что там зимой катаются на санках и лыжах, вот и полысела. На горе строили-строили в советское время трамплин, но так и не достроили; в этом году разобрали, и вид с горы снова стал идиллическим. Видны заливные луга, леса над Окой на горизонте и колокольня Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово.
Попробовать калинник
В конце улицы Санаторий, на территории санатория «Сосновый бор», есть ресторан «Старый мельник», который состоит из раскиданных в лесу бывших пивных шатров. Несмотря на такой непритязательный вид, место это очень популярное, потому что там вкусно: в выходные нужно бронировать стол сильно заранее. Мы вот пришли без брони, и нам сказали, что поесть можно будет только через полтора часа, так и уехали.
Но если забронируете, то обязательно попробуйте не только шашлыки и что там ещё есть, но и калинник, который там вовсю пропагандируют.
В оригинале (рецепт раздобыли в Сасовском районе) это пирог из ржаной муки с калиновой начинкой, который выпекали в капустных листьях. А в «Старом мельнике» его осовременили и сделали рязанской визитной карточкой: делают из черёмуховой муки с калиновым джемом и покрывают белым шоколадом. Даже если вам не понравится (мне вот нравится очень), калинник очень точно передаёт ощущения от Мещёры на вкус. Точно вам говорю.
__________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь!
А подробнее про Солотчу (и немного про Рязань) я написал в одной из глав своей книги «Чем дальше».
Она сейчас выходит на «Букмейте»: каждую неделю — новая глава. Вот ссылка на неё. И у меня есть промокод на месяц бесплатного «Букмейта» для новых пользователей: loshmanov. Пользуйтесь на здоровье, там очень много интересных книг!