2005 год. 10 февраля. Мой отец уезжает в деревню на поминки собственной матери. Вечером у него происходит сердечный приступ, скорая приезжает констатирует смерть. Мы за километры от него. Перевозка тела, экстренные похороны. Мне едва исполнилось 18 лет, я студентка педвуза, брату - 14, он школьник. Мама в шоке. Швея-мотористка по образованию, старой советской закалки, она ещё не представляет сколько кругов бюрократического ада ей предстоит пройти.
Родители мои прожили вместе счастливо почти 25 лет. Вопрос о регистрации брака стоял постоянно и в шутливой форме. Но, то денег нет, то маме платье подавай и гулянку, то времени нет. Так и прожили вместе, до февраля 2005 года. Отец работал в издательстве "Правда" в Москве. Был на хорошем счету, все к нему обращались в самых сложных и экстренных ситуациях - всегда помогал. О нём даже в газете писали, как о "передовике производства". На работе в начале 2000х, наверное, ему выдали комнату в квартире в Москве. Так как он жил с нами, в квартире проживал его хороший друг. На производстве все знали, что он - человек семейный. Он всегда рассказывал байки о доме на работе, о работе - дома.
И вот с февраля 2005 стало ясно, что по документам-то он холостой. И вовсе не семейный. Маме предложили подать в суд иск на установление отцовства, чтобы потом иметь право претендовать на наследство. Для этого она стала собирать показания свидетелей, что не составило труда, так как все нашу семью знали и папу в посёлке очень любили, как мастера на все руки.
Я помню суд. Помню, как меня вызвали свидетелем и спрашивали меня, каким отцом был мой отец. Я помню, как сказала, "лучше и не надо". А ещё соседки наши подтвердили, что семья жила вся вместе много лет. А ещё, зачем-то был послан запрос в деревню к деду, признаёт ли он нас своими внуками. Приставы приехали к деду, кажется, к лету. И, кажется, его показания были решающими для суда. И вот нам выдали свидетельство о рождении, что мой отец является моим отцом и стали начислять выплаты по "потере кормильца".
Однако, когда дело дошло до квартиры, маме сообщили, что она "опоздала" с документами, что всё, что нажил папа своим собственным трудом - отошло "государству". Причем мне не понятно, почему приставы, приезжая к деду, спрашивали про внуков, но не сообщили ему, что дед - прямой законный наследник папиной квартиры? Почему все всё видели по документам, что есть родственники, есть претенденты на наследство, но жильё "уплыло", потому что со всей бюрократической волокитой мы не уложились в срок 6 месяцев? Как так получилось, что несовершеннолетний на тот момент мой брат остался без жилья? Я понимаю, что незнание законов не освобождает от ответственности, но тут вопрос, кто на что учился? Получается, что моей маме, швее-мотористке, с трудом окончившей 9 классов, в 21 веке не предоставили порядок действий в чрезвычайной ситуации ни соцработники, ни работодатели, ни другие контролирующие и обеспечивающие правовой порядок работники, с которыми она постоянно общалась, тогда о каких законах идёт речь? Получается, что никто ничего не знал. Так может и не было тогда никаких законов? Или это намеренное укрывание информации и сговор?
И стали мы жить втроём в доме, который строил мой дед ещё в послевоенные годы. А что такое дом? Это постоянные денежные вложения: мы окна заменили, отказались от рам деревянных, которые зимой сугробами промерзали, в пользу пластиковых окон. Крышу перекрыли, брат изучил досконально всю электрику и отопление, может теперь отопление собрать, как мозаику в тетрисе. Но стены старые послевоенные. Местами в трещину. И фундамента практически нет. Зимой в морозы за 5-10 градусов, очень холодно, ходим в свитерах, и канализации нет. А так хочется погреться в ванной. Собственно ради этих целей - иметь собственную ванную - я и решилась на покупку квартиры.
К 2018 году мне удалось заработать и отложить сумму достаточную на первоначальный взнос по ипотеке. Единственно, на какую хватило, это в 30 минутах езды от нас в ЖК "Пятиречье". В 2018 году стройка ещё велась. Основным выбором послужило то, что на сайте застройщика висел значок Сбербанка и ДомКлик позиционировал себя, как сайт работающий с надёжными застройщиками. Сделку ДомКлик одобрил - менеджеры связались "увидели друг друга в системе", а я перевозила документы из офиса в банк и обратно. Никто даже виду не подал, что застройщик уже тогда был ненадёжен, уже тогда просрочка по предыдущим домам была. В офисе застройщика, естественно объяснили, что "полгода - это нормально, все так строят, вот в договоре у Вас прописано о пенях за просрочку".
В сбербанк я звонила, выясняла, есть ли у них специалисты или отдел, кто занимается "просрочками застройщиков", в Сбере мне ответили, что ни отделов, ни специалистов таких нет. Сроки идут, строительства нет, а деньги за кредит я плачу, и проценты банку по ипотеке тоже плачу. За что, возникает резонный вопрос?
Да мне сейчас скажут : это Ваши проблемы, никто ни за что не отвечает, Сбер отвечает только за сумму кредита, тогда по какому праву застройщик использовал официально бренд Сбербанка на своём сайте? Получается, я могу к своим сайтам прицепить значок Сбера для расскрутки и мне за это ничего не будет? Почему ДомКлик во всеуслышание продвигал свой товар по центральному, государственному телевидению, и государство не несёт ответственности за содержание рекламы? Почему закон о защите прав потребителей работает в "Пятёрочке" для макарон, но не работает в услугах с застройщиком, которого одобрил посредник, рекламировавший свои услуги на федеральном канале?
Незнание законов не освобождает от ответственности, согласна. Но и ответственность, получается, понятие какое-то условное и ограниченное. Вы же, господин Президент, не знаете законов, по которым сшит Ваш пиджак и не несёте ответственности относительно того, как он сшит? Но Вы пользуетесь его благами, трудом тех людей, которые этот пиджак сшили. Той же мамы моей, например. Это её зона ответственности. И тут вопрос: кто на что учился и какова его зона ответственности? Где те люди, которые учились на законотворцев? Кто будет закрывать дыры и пробелы в законодательстве? Кто и на каком этапе нёс ответственность за то, что несовершеннолетний 14-тилетний мой брат был лишен жилья? Кто и на каком этапе нёс ответственность за то, что недобросовестный застройщик продавал несуществующие квартиры под брендом существующего государственного банка? И это в 21 веке, веке "нанотехнологий"!?
Прошу всех компетентных людей прояснить мне мою ситуацию.
Очень жду Ваш ответ,
и ответ всех ответственных за это лиц.
С любовью и уважением,
Екатерина.