Европа очень надеялась, что Трампа не переизберут. За небольшими исключениями, конечно: премьер-министр Словении Янез Янша поздравил Трампа с победой, которой не было. Но Яншу понять можно: до сих пор его страну связывала с США первая леди Мелания, а сейчас страна будет… ну, как раньше – без особых отношений с Большим Братом. Наверняка разочарован и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, тоже выстроивший «особые отношения» с Трампом и полагавший, что выгодное торговое соглашение у него в кармане. Ошибся. Теперь вынужден искать компромиссы с ЕС.
Европа надеется на восстановление отношений с США, а то ведь до чего дошло: на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года президенты Франции и ФРГ Эммануэль Макрон и Франк-Вальтер Штайнмайер говорили, что президент США нанес фундаментальный ущерб трансатлантическому альянсу. Сможет ли исправить ситуацию новый президент?
Оптимисты говорят: теперь все будет по-новому. В смысле – по-старому, как при президенте Обаме – уважительно и предсказуемо. Мне это напоминает слова Александра I, обещавшего после убийства своего отца императора Павла, что теперь все «будет, как при бабушке» Екатерине II. Но если даже в одну реку не войдешь дважды, то в международные отношения – тем более. Конечно, Байден не будет общаться с Европой криками через твиттер, но кое-что от Трампа точно останется. Так, министр иностранных дел Германии Хейко Маас уже заявил, что давление на Германию, чтобы она платила больше денег в бюджет НАТО, наверняка продолжится. Станет ли Германия платить больше, Маас не сказал. Но все знают: у канцлера Германии Ангелы Меркель отношения с Трампом не сложились категорически, поэтому она рада, что пришел Байден. Правда, радоваться ей не долго: она ведь пообещала, что в следующем году должность канцлера оставит и уйдет из политики. А раз обещала, то уйдет.
В отличие от канцлера Германии, президент Франции сначала очень старался выстроить отношения с Дональдом Трампом (не в последнюю очередь из желания, чтобы у него получилось то, что не вышло у Меркель – лидеры государств, знаете, ревнуют к успехам друг друга). И в Париж на военный парад пригласил, и изысканным обедом на Эйфелевой башне угостил, и по спине похлопывал. Надеждам не суждено было сбыться: слишком Макрон настаивал на создании европейской армии, чтобы обходиться без НАТО с его «смертью мозга». А уж когда Франция решила ввести налог на цифровые гиганты, а они ведь сплошь американские, даже намека на дружеские отношения не осталось. Так что и в Париже Байдену рады.
Макрон надеется, что при Байдене ему будет проще удовлетворять свои глобальные амбиции (а они у него есть, не сомневайтесь): США могут вернуться в ядерную сделку с Ираном, возобновить сотрудничество с ВТО и ВОЗ. И, что важно, вернуться в Парижское соглашение по климату, из которого Трамп свою страну вывел. Байден по этой проблеме настроен решительно: вопросами изменения климата в его администрации будет заниматься Джон Керри – человек весьма влиятельный, занимавший пост Госсекретаря в администрации Барака Обамы и имеющий очень хорошие связи практически во всех мировых столицах. Байден заявил, что будет продвигать чистую энергию, и это создаст миллионы рабочих мест (так он пытается побить президента Трампа на его любимом – экономическом – поле), и на это выделено 2 млрд. долларов. Так что Джон Керри будет не просто влиятельным человеком, а влиятельным человеком с большими деньгами, и это куда убедительнее.
А вот отношения с Россией и Китаем при новом президенте вряд ли изменятся к лучшему. Еще будучи вице-президентом, Джо Байден называл Россию «оппонентом». И это тот случай, когда жесткость администрации Трампа ему на руку: можно продолжать.
Джо Байден – прагматичный интернационалист, но его главный лозунг, как и для Дональда Трампа – «Америка превыше всего». Просто, в отличие от своего предшественника, он не кричит об этом в каждом твите. Но будет воплощать в жизнь, даже не сомневайтесь.