По материалам уроков рава Шимшона Давида Пинкуса
Мудрецы не могли не обратить внимания на интересный факт в недельной главе Ваешев. Говорит мидраш: «Почти все стихи недельной главы Ваешев начинаются с буквы ו (вав). Все, кроме восьми. И вот эти стихи:
- “Вот порождения Яакова. Йосеф семнадцати лет пас с братьями своими мелкий скот…” (Берешит, 37:2);
- “Пойдем, продадим его ишмаэлитянам…” (там же, 37:27);
- “Едва она была выведена, как она послала к свекру своему сказать: от человека, чьи эти вещи, я забеременела” (там же, 38:25);
- “Он не больше меня в доме этом; и он не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему” (там же, 39:9);
- “Еще через три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое…” (там же, 40:13);
- “Если же ты вспомнишь обо мне…” (там же, 40:14);
- “Ибо я украден был из земли Иврим” (там же, 40:15);
- “Еще через три дня Паро снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве…” (там же, 40:19).
Вся эта глава, на первый взгляд наполнена лишь событиями, принесшими беды и страдания. Поэтому почти все стихи начинаются с буквы вав, как бы вскрикивая “Ой”. “Ой” от продажи Йосефа. “Ой” из-за смерти жены Йеуды и его сыновей. “Ой” из-за преследований Йосефа женой Потифара. “Ой” из-за того, что Йосеф был брошен в темницу. “Ой”, когда министры фараона оказались в темнице. [И все это] — кроме указанных выше стихов главы Ваешев. Более того, эти стихи указывают на выход из тех бед [как будет разъяснено далее].
Почему намек на благополучный исход всех трагичных историй сокрыт именно в цифре восемь? Потому что заслуги, необходимые для этих избавлений, были получены благодаря заповеди обрезания, которую исполняют на восьмой день.
Подобное явление встречается и в Мегилат Рут, где все стихи начинаются с буквы ו (вав). Все, кроме восьми, в которых Рут моавитянка вышла замуж за Боаза, положив тем самым начало созданию Израильского царства, как сказано: “… он отец Йишая, отца Давида” (там же, 4:17)» (мидраш «Леках Тов», Берешит, 40).
Причиной того, что абсолютное большинство стихов в Мегилат Рут начинаются с буквы вав, было низкое духовное состояние народа, когда евреи сами готовы были судить своих судей. А восемь стихов (Рут, 1:9,12,13,17,21; 2:9,12; 3:13), не начинающихся буквой вав, представляют собой постепенное вхождение Рут-моавитянки в народ Израиля, благодаря чему усиливается процесс приближения полного избавления.
Связь между стихами
Из слов мидраша следует, что существует связь между событиями главы Ваешев и событиями, описанными в Мегилат Рут. И нам лишь остается выяснить, в чем состоит эта связь...