Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) считаются оружием сугубо современным, и даже более – оружием будущего. Но всё начиналось значительно раньше. В числе первых стран, занимавшихся их разработкой, был Советский Союз.
Первые опыты
Первые радиоуправляемые самолёты были созданы в 30-е годы XX века. С их помощью можно было сбросить на позиции врага тонны взрывчатки. Первым созданием таких аппаратов занялся НИИ в Ленинграде, который занимался минно-торпедными разработками. Планер с торпедой или просто зарядом подвешивали к крылу бомбардировщика ТБ-3. После взлёта самолёта планер отцепляли и наводили по инфракрасному лучу. Технологии были слишком примитивными, чтобы привести к серьёзным успехам.
50-е годы
Ситуация начала меняться во второй половине 50-х годов. Почти одновременно к работам приступили в СССР и США. В Союзе с 1957 года над этим работало КБ Туполева. Разрабатывали аппараты для потенциального нанесения ядерных ударов и для разведки.
Когда начало развиваться направление межконтинентальных баллистических ракет, «ударные» проекты закрыли. Первым удачным БПЛА стал сверхзвуковой разведчик ТУ-123 «Ястреб», который приняли на вооружение с 23 мая 1964 года. 52 выпущенных машины работали в западных округах СССР до начала 80-х годов. Они проходили над большей частью Европы и, с учётом максимальной скорости, могли спокойно уйти от чужих средств ПВО.
60-70-е годы
Основное направление работы учёных в эти годы – создание аппаратов фото и телевизионной разведки, которые могли улетать до нескольких сотен километров от места запуска.
В 1976 году принят на вооружение комплекс ТУ-143 «Рейс». Надёжное и удобное средство разведки. Эксплуатировался в разных странах. Более мощным по дальности полётов стал ТУ-141 «Стриж». Оба аппарата серийно производились до 1989 года. В их контейнеры загружалась фото или телевизионная аппаратура, могли быть добавлены детекторы радиационной обстановки.
80-е годы
В начале десятилетия началась модернизация имеющихся моделей. В 1987 году в воздух поднялся новый «Стриж» под именем ТУ-243. Была усовершенствована сама конструкция и поставлено новое оборудование, в результате чего эффективность возросла почти в 3 раза. Новая инфракрасная система давала возможность «видеть» местность не только днём, но и ночью.
Разработкой конца 80-х стал ТУ-300 «Коршун». Его особенность – возможность перебазировать в ударный вариант с подвеской оружия.
90-е годы
В 1994 году принят на вооружение уже российской армии ТУ-243. Беспилотник стали использовать и в народном хозяйстве: искать аварии на газопроводах и нефтепроводах, обнаруживать возгорания леса. Количество машин серийного выпуска неизвестно.
«Коршуна» показали на авиасалоне «МАКС-95». Но на полную разработку в этот период истории в России денег не нашлось. У конструкторских бюро было ещё несколько интересных предложений для нужд армии и флота, но в конце 90-х власть сделала ставку на закупку подобных аппаратов за границей.
Современная ситуация
Положение России по тяжёлым летающим аппаратам пока остаётся сильно отстающим. Если у США есть БПЛА весом в 2200 кг, которые спокойно летают на высоте до 15км, у Китая – аппараты весом около 1 т, берущие до 100 кг боеприпасов, то у нас нет ничего. По ударным дронам (оружию будущего!) мы отстаём даже от Израиля, Турции и Ирана.
Военный эксперт Алексей Леонков в интервью СМИ в начале 2020 года открыто сказал, что у России был готовый ударный беспилотник – ТУ-300 «Коршун», проверенный и испытанный. В 2007 году он должен был дойти до серийного производства. Но лобби проекта из фирмы «Сухой» стали продвигать свою модель и «коршуны» так и не взлетели.
Затем конструкторские бюро, фирмы и фирмочки стали драться не за то, как продвинуть лучшие модели, а за возможность «сесть на бюджет». В результате эксперт прямо заявил, что сегодня Россия не имеет своих БПЛА.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал