Жила-была в г. Донецке семья, глава которой получил в 2001 году служебную квартиру.
Важный момент: глава семьи был подполковником Службы безопасности Украины (СБУ).
Семья вселилась в квартиру, в которой этот подполковник проживал до своей смерти в 2010 году, а семья, продолжала проживать там до 06.07.2018.
06.07.2018 дверь в квартиру была взломана, замок заменен и на дверь наклеен листок бумаги с неизвестной подписью. Соседи сказали, что это было сделано МГБ ДНР. И вот тут началось!
По факту незаконного выселения из квартиры без решения суда жильцами квартиры было подано исковое заявление в Буденновский межрайонный суд г. Донецка, в котором просили:
1) обязать МГБ ДНР не чинить препятствия в пользовании жильцами квартирой и передать им комплекты ключей от входных дверей квартиры;
2) обязать районную администрацию взять на баланс квартиру, как коммунальную, общего назначения.
Здесь нужно сказать о первопричине такого поведения МГБ.
В самый разгар вооруженного конфликта, А. Захарченко подписал Постановление СМ ДНР от 17.07.2014 № 17-5 «О создании Министерства государственной безопасности ДНР», согласно ст. 7 которого в ведение МГБ ДНР переходит вся собственность, недвижимость, территория, архивы и прочие ресурсы СБУ и прочих органов, находящиеся на территории ДНР и МГБ ДНР обязано провести инвентаризацию и составить реестры собственности, ранее принадлежавшей этим службам на территории ДНР (ст. 9).
Понять, что у государственного учреждения не может быть собственности, а есть только право пользования недвижимостью, что жилые дома составляют городской коммунальный жилищный фонд, управление которым осуществляется уполномоченными горсоветом коммунальными предприятиями, было выше понимания молодого руководителя, действовавшего по понятиям: раз квартирами пользовалось СБУ, значит это их собственность.
Правда, через год, кто-то растолковал лидеру что к чему, и он, 05.05.2015, издал Распоряжение № 61 «О коммунальной (муниципальной) собственности в ДНР», согласно которому управление коммунальным имуществом, являющемуся собственностью муниципальных общин, находящееся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении коммунальных предприятий, осуществляется местными администрациями ДНР.
То, что эти два нормативных акта противоречат друг другу, никого не смущало, а МГБ ДНР посчитало, что имеет права на служебные квартиры, выделенные в свое время СБУ хотя и не было их правопреемником.
Кроме того, была нарушена процедура предоставления служебных жилых помещений и пользования ими, утвержденная СМ УССР от 04.02.1988 № 37, а в процессе судебного разбирательства было выяснено, что спорная квартира стала служебной на основании распоряжения председателя горсовета вместо решения о предоставлении служебного жилого помещения, вынесенного Советом народных депутатов по месту нахождения жилого помещения.
Что сделал суд. Он обязал МГБ ДНР не чинить препятствия в пользовании жильцами квартирой и передать им комплекты ключей от входных дверей квартиры и отказал в признании квартиры, как коммунальной, потому что решение о передаче квартиры СБУ в качестве служебной никто не обжаловал.
МГБ ДНР подало иск о выселении жильцов, а один из жильцов подал иск в Ворошиловский межрайонный суд г. Донецка о признании незаконными правовых актов органов местного самоуправления в котором просил признать незаконной и отменить статью распоряжения председателя горсовета в части выделения квартиры управлению СБУ в качестве «служебная» и о признании незаконной и отмене статьи решения исполкома Ворошиловского райсовета в части утверждения решения администрации и профсоюзного комитета СБУ о предоставлении служебного помещения нашему подполковнику.
Еще один пикантный момент. Представителем жильцов было подано заявление в Минюст ДНР о принудительном исполнении решения – о передаче жильцам ключей от квартиры. Было открыто исполнительное производство, правда его тут же постановлением и закрыли на том основании, что в МГБ госисполнителям сказали, что у них нет ключей, а на «нет» и суда нет! Представляете, какие в ДНР покладистые госисполнители!
Основанием иска было то, что согласно действующему законодательству жилое помещение включается в число служебных решением исполкома по ходатайству администрации учреждения, т. е. председатель горсовета мог издать распоряжение о передаче служебного жилья только на основании ходатайства и решения, а их не было.
Но, если суд удовлетворит исковые требования жильца, то развалится вся схема передачи служебных квартир в г. Донецке, чего допустить власти не могли.
Что делает суд. Он отказывает в иске на том основании, что иск подан за пределами срока исковой давности, а доказательств уважительности причины пропуска срока исковой давности ни истцом, которому на момент вселения в квартиру было 12 лет, ни его представителем суду не предоставлено в связи с чем в удовлетворении ходатайства представителя истца о восстановлении срока исковой давности следует отказать, применив срок исковой давности.
Обстоятельства того, что истец узнал об отсутствии решения исполкома и ходатайства СБУ только в ходе рассмотрения дела в Буденновском межрайонном суде (2018 год) суд просто не заметил. Апелляционный и Верховный Суд ДНР оставляют решение в силе.
Теперь Буденновский межрайонный суд начал рассматривать дело о выселении жильцов.
Возражения и пояснения ответчиков сводились к тому, что у МГБ ДНР нет права выселить жильцов, поскольку у них, как и у СБУ нет прав собственности или пользования этой квартирой, ведь документом, подтверждающим возникновение права хозяйственного ведения или права оперативного управления, является решение соответствующего совета о закреплении на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности и бесплатной передаче соответствующему субъекту, а в материалах дела отсутствует решение Донецкого горсовета о закреплении на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности - квартиры и ее бесплатной передаче управлению СБУ.
Кроме того, обстоятельства того, наш подполковник, после прекращения трудовых отношений с СБУ в связи с его выходом на пенсию, не мог быть выселен и продолжал проживать в служебной квартире вместе со своей семьей, как военнослужащий, проработавший не менее 10 лет в организации, предоставившей ему служебное жилое помещение, установлены решением Буденовского межрайонного суда (об обязывании МГБ ДНР не чинить препятствия), вступившим в законную силу.
Казалось бы, аргументы железобетонные, но, это только казалось!
Суд первой инстанции, впрочем, как Апелляционный и Верховный суд просто проигнорировали эти аргументы, и семья из 4 человек осталась без квартиры, в которой прожили 18 лет!
Определение Верховного суда ДНР окончательное и обжалованию не подлежит!
Автор статьи подтверждает правдивость каждой строчки, поскольку представлял интересы семьи во всех судебных инстанциях.
Выводы делайте сами!
Аминь!
11.12.2020.