Найти тему
Стив Май

Дураки и умные: почему учителя продолжают ругать чиновников?

Оглавление

Мы очень любим делить окружающих людей на умных и дураков. А вы не задумывались, по какому критерию происходит это деление? Почему мы говорим про других: "ведёт себя, как дурак", "уй, дурааак"?

Кадр из м/ф "Алёша Попович и Тугарин Змей"
Кадр из м/ф "Алёша Попович и Тугарин Змей"

Человек по природе своей очень эгоцентричен. Он всё вокруг всегда измеряет и оценивает относительно себя. В том числе и интеллект.

Когда мы видим поступок другого человека, мы автоматически ставим себя на его место, хотим мы того или нет. (В психологии это явление известно, и называется "проекция".) И всегда задаёмся вопросом:

Почему я на месте того человека поступил бы так, а не иначе?

Если я могу найти "разумные" для меня причины мне поступить так же, то человек умный.

Если же причин не видится, или причины мне кажутся "неразумными" (я бы никогда так не поступил по этим причинам), то это дурак.

Иногда на месте этого оцениваемого человека оказывается "я вчерашний". Мы оцениваем его с позиции знаний и опыта сегодняшнего дня. И тогда мы говорим "вел себя, как дурак" или даже "был дураком", имея в виду, что с теперешним опытом, при повторении ситуации так бы не поступили.

Почему мы не учитываем скрытые от нас мотивы?

В силу своей эгоцентричности опять же.

Мы всегда уверены, что окружающие знают и умеют ровно то же, что и мы сами. Однако это ошибка. Человек может просто знать что-то другое (не всегда больше, чем мы), и в своих поступках руководствоваться именно тем знанием. И даже когда мы пытаемся проследить эти самые скрытые мотивы, и все равно выйти за рамки своего опыта, своих знаний, не в состоянии. Соответственно, назвать причины поведения не можем (даже примерно). Всё указывает нам на то, что так поступать нельзя ни при каких обстоятельствах. Но человек упорно делает. "Уй, дурак!"

И, кстати, эта ситуация симметричная: тот другой смотрит на нас и: "Нет. Нельзя так!"

Кто из двоих дурак?

Философский ответ "оба" не подходит.

Дураком останется тот, чьи действия не согласуются с миром в долгосрочной перспективе. Чаще всего (если не всегда), не согласуются действия у того, кто обладает меньшей или недостоверной информацией.

PS. Стив Май в своём репертуаре

А теперь подумаем, у кого более достоверная информация:

  • у учителя, который за рамками 2-3х школ не видел ничего (только слухи в интернете), и даже не умеющий обработать нужную информацию (в педе этому не учат, даже не говорят о таких вещах)

или

  • у группы "чиновников", к которым стекается нужная информация со всех школ страны (и не только), и есть специально обученная команда для обработки этой информации

?