Найти тему
Сделай сам

Плетение из бересты

Оглавление

Плетение из бересты своими корнями уходит в далекое прошлое и стоит в одном ряду с изготовлением рыболовных сетей, хозяйственной утвари из ивового прута, изгородей, которые так и называются – «плетень». Плетение из берестяных лычек похоже на полотно, которое получают на ткацких станках, когда переплетают нити – основную и уток.

Основанием изделия из бересты является полотно (коврик), размер которого принято обозначать так: 3 × 3, 4 × 4, 5 × 5, 6 × 6 и т. д. Помимо того, что вы сразу узнаете величину основания, вы сразу подсчитаете количество необходимых берестяных лент. Предположим, вы должны выполнить изделие с основанием 5 × 5, следовательно, вам понадобятся 10 лычек, из которых вы изготовите плотный коврик в виде перпендикулярно пересекающихся горизонтальных и вертикальных клеток. Каждая лента поочередно оказывается то поверх, то снизу поперечных полос, образуя полотно из квадратов, как на шахматной доске. Это условие, которое при плетении должно обязательно соблюдаться.

В берестяных изделиях лычки относительно поверхности стола могут располагаться двояко – либо под углом 90°, либо под углом 45°, поэтому и полотно в первом случае называется прямым, а во втором – косым (рис. 12).

Допустим, вам надо прямым плетением изготовить коврик 10 × 10. Значит, приготовьте 20 лычек с заостренными концами; толщина лент равна 0,8–1,0 мм, ширина лент – 12 мм, длина – примерно 250 мм. Из инструментов вам понадобятся ленторез, нож, кочедык, ножницы, зажимы, доска с рейкой, линейка.

Рис. 12. Разновидности плетения: а) прямое; б) косое.

При наборе полотна первое, что вы должны сделать, – это взять 4 ленты, найти у них центр (просто согните их пополам), положить на стол крест накрест по 2 лычки темной стороной вниз (это будет лицевая сторона изделия), переплетя их и уплотнив (рис. 13).

-2

Рис. 13. Начало плетения.

Обязательно выровняйте концы лычек – во все стороны от центра они должны быть одинаковой длины. Таким образом, добавляя по 1 лычке с каждой стороны, выполняйте полотно, причем каждую лычку надо уплотнить. Сначала это можно будет делать пальцами, потом воспользуйтесь кочедыком.Так, последовательно вплетая по ленте, вы получите коврик соответствующего размера. Обратите внимание на то, что его плотность везде должна быть равномерной, а небольшие просветы-квадратики, остающиеся в точках пересечения, – одинаковыми. Их величину определяют толщина материала и усилия, которые прилагает мастер.Вплетя очередную пару лычек, уплотните их, проверьте себя. Постепенно это будет доведено до автоматизма, и вам не придется все время об этом помнить. Кроме того, с приобретением навыка плетения у вас выработается чувство материала, когда руки будут помнить, что и с каким усилием им необходимо делать. Это можно сравнить с вязанием, когда мастерица, не задумываясь, вытягивает для петель одинаковой длины нить.

...

Береза отличается биологической активностью. Поэтому из нее делали лекарства, деготь и изготавливали жвачку. Это сейчас многие уверены, что она пришла к нам из США. На самом деле жвачка – российское изобретение.

Когда все лычки будут задействованы, для контроля с помощью линейки измерьте расстояние между крайними лентами – оно непременно должно быть одинаковым на всех углах. Если вы обнаружите разницу, то это означает, что вы допустили ошибку – неравномерно уплотняли плетево. Устраните дефект, убедитесь, что все получилось правильно и закрепите углы коврика зажимами (рис. 14).

-3

Рис. 14. Фиксация углов полотна.

Есть еще один способ проверить, насколько строго вы соблюдали все условия. Достаточно определить углы донышка (рис. 15) будущего изделия, для чего на каждой стороне найдите середину (в нашем случае это точки между пятой и шестой лычками) и соедините их прямыми линиями. Если полученная фигура окажется квадратом, значит, вы все сделали как надо.

-4

Рис. 15. Определение донышка берестяного изделия.

Обратите внимание на то, что при квадратном донышке это всегда будут точки посередине каждой из сторон, а при прямоугольном донышке – нет (рис. 16).

-5

Рис. 16. Нахождение донышка прямоугольной формы.

Поскольку проще учиться на каком-либо изделии, то предлагаем сплести подставку под горячее. Для нее нарежьте лычки толщиной примерно 0,8–1,0 мм, шириной 15 мм и разной длины – 15 штук по 360 мм, 10 штук по 500 мм и по 2 штуки по 220 и 150 мм. Набор инструментов такой же, как и при плетении коврика: ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка. Прямое плетение отличается одной особенностью – длина и ширина могут быть образованы одинаковым или неодинаковым количеством лычек, т. е. коврик может быть квадратным или прямоугольным. Поскольку плетение квадратного полотна нам уже известно, то попробуем выполнить прямоугольное, например 15 × 10.

...

В крестьянских домах можно было встретить различную берестяную утварь. Это корзинки, сумки, набирушки, плошки, солонки и т. п. Береста давала вторую жизнь даже разбитым горшкам. Не обходилось хозяйство без конской упряжи, веревок, ступней и болотных сапог из бересты.

Первыми положите 2 длинные лычки (по 500 мм) лицевой стороной вверх, предварительно определив середину. Приплетите к ним 2 лычки длиной 360 мм, уплотните плетево. Продолжите таким образом работу, пока не получите коврик необходимого размера. Следите за тем, чтобы ленты были перпендикулярны друг другу и образовывали квадраты, между которыми выдерживались бы минимальные и одинаковой величины просветы. В заключение закрепите полотно по углам зажимами.

Чтобы подставка была более прочной и плотной, сплетенное полотно необходимо сделать двойным. Для этого переверните коврик лицевой стороной вниз и продолжите плетение оставшимися свободными концами лычек.

На первую крайнюю лычку по широкой стороне коврика положите лычку длиной 150 мм, которая называется промежуточной или связующей (рис. 17).

-6

Рис. 17. Введение промежуточной лычки.

Продолжите плетение, перегнув свободные концы поперечных лычек в обратном направлении, причем заплетите их через 2 лычки. То же самое проделайте сначала на противоположном данному крае полотна, потом на оставшихся двух других, использовав в качестве связующих 2 лычки длиной 220 мм и перегибая свободные концы тоже через 2 лычки. При этом все перегибаемые свободные концы должны смотреть лицевой стороной вверх, т. е. коврик должен получиться двусторонним. Не забывайте уплотнять полотно, а при протягивании лычек помогайте себе тащунчиком или кочедыком. Когда переплетение будет закончено, концы лычек обрежьте максимально близко к поперечной линии, что замаскирует их. Плоское плетение выполняется достаточно просто, но для объемных изделий необходимо научиться оформлять уголки. Чтобы понять, как это делается, изготовим небольшую корзинку. В зависимости от того, какой ширины и какое количество лычек вы задействуете, вы получите изделие того или иного размера.

...

Из бересты можно сплести и сшить одежду, головные уборы, сапоги, например в 1882 г. на выставке в Петербурге был представлен берестяной костюм, состоящий из пиджака, брюк, сапог и шляпы.

Для учебной работы подготовьте лычки толщиной 0,8 мм, шириной 15 мм, и разной длины – 3 штуки по 340 мм, 4 штуки по 370 мм, 7 штук по 280 мм, 1 штуку длиной 400 мм. Для объемного изделия понадобится шаблон. В нашем случае это будет деревянный брусок размером (длиной, шириной и высотой) 60 × 46 × 100 мм. Набор инструментов такой же, как и при плетении коврика: ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка.

Чтобы корзинка получилась прочной, она будет состоять из двух слоев. С помощью первого из них вы придадите изделию определенную форму. Его ленты должны смотреть лицевой стороной внутрь. Лычки второго слоя, наоборот, – наружу. Это делается намеренно, чтобы с обеих сторон поверхность изделия была гладкой и чистой. Второй слой уплотнит стенки корзинки, сделает их способными держать форму и водонепроницаемыми.

Для донышка сплетите основание 3 × 4, задействовав лычки длиной 340 и 370 мм соответственно (не забудьте слегка протереть их растительным маслом – это облегчит скольжение лент). При плетении кладите лычки лицевой стороной вверх, тщательно уплотняйте переплетения и закрепите углы зажимами. На этом первый этап можно считать законченным.

Приступайте ко второму этапу плетения. На коврик поставьте шаблон, основание которого совпадает с длиной сторон полотна, каждую лычку загните вверх под прямым углом по внешней линии крайних поперечных лычек, прижмите их к вертикальным стенкам бруска, зафиксируйте их резинкой или бечевкой и начните выполнять стенки изделия, для чего вертикальные лычки последовательно оплетите тремя горизонтальными лычками длиной 280 мм (рис. 18), ориентируя их лицевую сторону внутрь.

-7

Рис. 18. Плетение стенок корзинки: 1 – шаблон; 2 – бечевка; 3 – свободные концы лычек основания; 4 – горизонтальные лычки.

Уплотняйте горизонтальные лычки по направлению вниз. Когда концы встретятся, переплетите их таким образом, чтобы образованное ими кольцо замкнулось, т. е. они должны наехать друг на друга. Переплетя три горизонтальные лычки, вы получите вертикальные стенки корзинки, после чего перейдите к третьему этапу, т. е. выполнению второго слоя.Для этого на последнюю горизонтальную лычку наложите промежуточную (для этого и далее используйте лычки длиной 280 мм). Она должна пройти по всем вертикально стоящим лычкам, которые через одну (выбирая те лычки, которые находятся к шаблону ближе всего) перегните через связующую лычку вниз и заплетите. Далее на промежуточную лычку наложите лицевой стороной наружу третью лычку и перегните через нее остальные, оставшиеся свободными, вертикальные лычки и продолжите плетение второго слоя. Чтобы стенки изделия были ровными, встречные концы лент заправляйте друг на друга, торчащие концы просто обрезайте, стараясь делать это максимально аккуратно.Лычки второго слоя подсовывайте, помогая себе кочедыком, который всегда надо держать под рукой.На четвертом этапе работы выполните ручку корзинки, для чего на противоположных стенках корзинки по средней линии пропустите лычку длиной 400 мм и заправьте ее, образовав двуслойную дугу. Изделие в готовом виде представлено на рис. 19.

-8

Рис. 19. Корзинка.

В заключение заметим, что при изготовлении крупного изделия третью лычку, формирующую бортик корзинки, лучше заменить рамкой из стальной проволоки или прута, согнутых в соответствии с размером. Это придаст всей конструкции необходимую жесткость, т. е. удержит корзинку от деформации, когда она будет наполнена ягодами, грибами и т. п.

...

Простор для творчества, который дает эластичная, прочная, красивая береста, очень широк. Ее можно сшивать, плести, склеивать, на ней рисуют, по ней выжигают узоры, прорезают орнаменты и пр.

Больший простор для творчества дает косое плетение, сочетание же косого и прямого способов открывает буквально огромное количество форм, которые можно придать изделиям.

Для тренировки попробуйте сплести небольшую солонку, для которой нарежьте 12 лычек шириной 15 мм, длиной по 450 мм. Набор инструментов стандартный: ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка, проволока, кусачки, нитки.

Сплетите коврик 6 × 6, используя описанные выше приемы и уплотняя лычки к середине. Когда он будет закончен, зафиксируйте его углы зажимами, чтобы полученное квадратное полотно не разъехалось. Линейкой измерьте расстояние между крайними лычками. Если потребуется, уплотните полотно.

Наметьте точки между третьей и четвертой лычками, как показано на рисунке 20 (они обозначены крестиками) – это и будут уголки солонки.

-9

Рис. 20. Разметка уголков на полотне.

Для простоты изложения введем цифровые обозначения для лычек. Итак, для образования одного из уголков переплетите ленты 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6 (рис. 21). Уплотните плетение и зафиксируйте его зажимами. Точно так же выполните остальные уголки на других сторонах полотна. Обратите внимание на то, чтобы все уголки оказались на одной линии и на одинаковом расстоянии один от другого. При нарушении этого условия изделие получится перекошенным.

-10

Рис. 21. Образование уголка изделия.

После того как все уголки будут закончены, заплетите промежутки между ними, чтобы изделие приобрело такую форму, как изображено на рисунке 22. Это позволит наметить высоту солонки.Чтобы выполнить стенки солонки, уберите зажим с одного из уголков и приплетите к нему по 2 лычки, соблюдая очередность, т. е. вводя в работу лычки, лежащие то слева, то справа от него. Плетение уплотните, подтянув концы лычек, и снова закрепите его зажимом. Так образовалась стенка с одной из сторон. Те же действия проделайте с противоположной стороны, потом с боковых.Чтобы увеличить высоту стенок, удалите зажим, который окажется ниже остальных, и свободные лычки заплетите, ориентируя их вверх. В целом высота стенок должна равняться трем клеткам. Плетево в процессе работы уплотняйте и следите за тем, чтобы все стороны получились одинаковыми.

-11

Рис. 22. Плетение стенок солонки (размеры указаны в миллиметрах); 1 – линия, определяющая высоту изделия.

Остается только оформить бортик. Для простоты сделайте его ровным (о других вариантах мы поговорим далее). Найдите в изделии третью пару лычек по высоте, отсчитав их от основания, перегните по диагонали на себя и пропустите их в переплетение стенок, причем первая лента должна пройти поверх второй, а вторая – поверх первой. Закончив манипуляции с первой парой, параллельно ей заплетите лычки второй пары, потом следующей и т. д. В результате все пары лент должны быть перегнуты на одной высоте и вплетены в стенки первого слоя изделия. При этом особое внимание обратите на то, чтобы лычки в бортике были заплетены таким образом, чтобы появилась сплошная прочная линия. Концы лычек несколько раз пропустите по кругу, что дополнительно уплотнит бортик. В процессе работы не забывайте об уплотнении всего плетева.

...

Возможности декорирования бересты достаточно велики. Ее украшают резьбой, аппликацией, тиснением. А изготовить из нее можно очень многое – вазы, заколки, бусы, шкатулки, игрушки, посуду, сумки и т. д.

Есть еще один вариант придания бортику монолитности. Сохранение формы обеспечит стальной ободок (кольцо или квадратная рамка), концы которого нужно наложить друг на друга и обмотать ниткой в цвет изделия. Установите его на намеченную высоту с наружной стороны изделия, попарно перегните через него оставшиеся свободными концы лычек 3 и 1, 4 и 2 следующим образом: конец лычки 3 вплетите в тот квадратик, где проходит лычка 1, и наоборот, т. е. конец лычки 1 вплетите в наружную сторону изделия туда, где проходит лычка 3. Точно так же поступите с лычками 2 и 4. Ободок окажется внутри плетения, а чтобы его не было заметно, следите за уплотнением лычек. Схема плетения прямого края представлена на рисунке 23. В таком же порядке оформите бортик по всему изделию.

-12

Рис. 23. Последовательность выполнения прямого края; 1 – проволочный ободок.

Завершив укрепление бортика изделия, продолжите плетение второго слоя, который должен покрыть всю солонку. При выполнении наружного слоя направляйте лычки навстречу друг другу. Когда они сомкнутся, заправьте концы под верхний квадратик, а излишек обрежьте.Поскольку довольно трудно угадать, какой именно длины нарезать лычки, случается, что их не хватает и один-два квадратика оказываются незаплетенными. Чтобы закончить работу, отрежьте ленту такой длины, чтобы можно было ввести ее и доплести до соединения с другой лычкой.Готовое изделие показано на рисунке 24.

-13

Рис. 24. Солонка.

У берестяного изделия дно, как правило, выпуклое и поэтому поделка не отличается устойчивостью. Этот дефект необходимо устранить, для чего есть два пути. Первый состоит в том, чтобы приготовить дощечку или шаблон, соответствующие размеру изделия, вложить в него, пригрузить и оставить в таком положении не менее чем на несколько часов (если позволяет время – на ночь), после чего дно станет плоским.Второй заключается в том, чтобы выполнить ребра жесткости, согнув руками стенки от одного угла до другого. Благодаря граням, солонка приобретет устойчивость.Мы рассмотрели наиболее простой вариант оформления края берестяной поделки. Прямой край в большей степени подходит для таких изделий, которые имеют крышки, например для коробок, сундуков, а также для корзинок.Но это не единственный способ, которым можно не только придать изделию завершенность, но и украсить его (согласно логике повествования, мы поместим материал об этом именно здесь, а не в следующем разделе). Поэтому рассмотрим различные способы плетения, которые придадут корзинкам, вазам, блюдам и другим емкостям оригинальность и даже изысканность.

...

Берестяные шаркунки – это первые игрушки ребенка. Их использовали в качестве оберегов, способствовали они и развитию интеллекта. Потом ребенка окружали берестяные фигурки животных, людей, мячи. Простейшие из них ребенок мог сделать сам.

Для оформления края изделия используют разные приемы плетения, чтобы в результате край получился мыском, двойным мыском и тупым мыском.

При оформлении края берестяного изделия (конфетницы, блюда и т. п.) украсьте его мысками (зубцами, уголками).

Основное отличие оформления края мыском от описанного выше прямого края состоит в том, что концы лычек надо перегибать не через проволочный ободок, а поочередно друг через друга. Делается это так: перегните вторую лычку (она располагается ближе к внутренней стороне изделия) через боковую сторону первой лычки, которая, проходя поперек второй лычки, находится у проволочного ободка. После этого по краю перегните конец первой лычки, который должен лечь поверх второй. Свободные концы первой и второй лычек вплетите под ленты, которые поперечно пересекут их путь. В такой же последовательности перегните очередную и все последующие пары лычек.

Схема плетения мыском показана на рисунке 25.

-14

Рис. 25 а, б. Последовательность оформления края мыском: 1 – проволочный ободок.

-15

Рис. 25 в, г, д. Последовательность оформления края мыском: 1 – проволочный ободок.

Более затейливо выглядит край изделия (декоративной вазы, блюда и пр.), если он не плоский, а объемный, чего можно добиться, выполнив двойной мысок (рис. 26). Технология изготовления двойного мыска практически не отличается от описанной выше, за исключением одного момента: изогнув пересекающиеся вторую и первую лычки, свободные их концы не вплетайте, как при выполнении мыска, а прижмите к внутренней поверхности изделия так, чтобы они были ориентированы вверх. После этого сделайте еще один мысик, первым перегнув конец первой лычки, что находится ближе к внутренней стороне, а потом на него перегните конец второй лычки. Таким образом оплетите весь край изделия.

-16

Рис. 26. Последовательность оформления края изделия двойным мыском: 1 – проволочный ободок.

Еще один вариант оформления края – тупой мысик (рис. 27).Для тупого мысика необходимо задействовать не два пересекающихся конца лычек, как во всех описанных способах, а четыре, т. е. все манипуляции совершаются поочередно с двумя парами лычек:1) сначала перегните конец первой лычки и пропустите его под встречающие ему поперечные квадратики;2) конец второй лычки перегните по линии, которая на рисунке 27 показана пунктиром, наложите его на уже заплетенный конец первой лычки и подсуньте его под квадратик, отмеченный на рисунке 27 плюсом, после чего пропустите его под все квадратики, оказавшиеся на его пути;3) возьмите конец третьей лычки, перегните его через вторую лычку по пунктирной линии, пропустите под квадратик, отмеченный на том же рисунке плюсом, и вплетите под все квадратики, которые встретятся на его пути;4) конец четвертой лычки перегните по жирной линии через край третьей лычки, пропустите под квадратик с плюсом и вплетите под все квадратики, поперечно пересекающие его путь.Представленные способы оформления края могут сочетаться в одном изделии, предоставляя дополнительные возможности для его декорирования. При этом следует определить число элементов, которые впишутся в отделываемый периметр.

-17

Рис. 27. Последовательность оформления края изделия тупым мыском: 1 – проволочный ободок.

Есть еще один способ оформить край изделия, но прежде чем мы остановимся на нем, необходимо научиться делать убавления и прибавления, благодаря которым вы сможете изменять пропорции изделия и, следовательно, его назначение и превратить, например солонку, во флакончик.

...

Из бересты изготавливали детские гармошки (конечно, они были беззвучны, но доставляли ребятишкам немало удовольствия), мячи диаметром не более 80 мм.

Не каждое изделие должно иметь строго вертикальные, одинаковые по ширине стенки, да это и не нужно. Овладение навыком убавления поможет разнообразить форму изделия, делая его, например, у края уже. При этом необязательно обрезать кончики – их надо вплетать в общую ткань, благодаря чему будет образовываться угол (помните, как это было на дне солонки?). Выполняйте убавление в последовательности, показанной на рисунке 28.

Определите, с какого квадратика полотна вы будете суживать изделие. Допустим, что это вы начнете делать после квадратика, образованного концами восьмой и первой лычек (на рисунке 28 он отмечен плюсом). Это означает, что убавлять следует концы седьмой и второй лычек. Для этого расплетите лычки до этого места. Далее действуйте так:

1) Отрежьте кончик седьмой лычки до уровня края кончика первой лычки, т. е. по жирной линии, как показано на рисунке 28;

2) Вплетите конец второй лычки в седьмую лычку;

3) Подтяните конец таким образом, чтобы край первой лычки сомкнулся с краем восьмой лычки (ведь необходимо замаскировать отверстие, образованное на месте отрезанной седьмой лычки), из-под которой выглядывает конец второй лычки. Следите за тем, чтобы плетение не ослабилось и кончик второй лычки хорошо лег на кончик первой. Несмотря на то, что седьмая лычка отсутствует, ее конец остался и находится поперек конца первой лычки. Место седьмой лычки должна занять вторая, которую надо направить поперек первой лычки и вплести в полотно по направлению седьмой лычки. Если все операции прошли безошибочно, то на изделии образуется уголок;

4) Заплетите все концы, которые были вначале распущены. Чтобы на месте убавления не появилось отверстие, осторожно сблизьте все квадратики и, продолжая плетение, аккуратно подтяните концы всех лычек. Сказать об этом проще, чем сделать, поскольку при отсутствии навыка и опыта можно распустить все изделие. Чтобы этого не допустить, сосредоточимся на последнем этапе. Подтяните конец шестой лычки так, чтобы конец третьей лычки пододвинулся вплотную к концу первой лычки и лег параллельно ей. Зафиксируйте шестую лычку, прикрепив ее зажимом к четвертой лычке.

-18

Рис. 28. Последовательность выполнения убавления.

Конец пятой лычки, который пропущен под концом третьей, немного подтяните и прикрепите зажимом к концу четвертой лычки сверху. Остается только подтянуть все лычки, если плетение ослабилось, и продолжить работу. И последнее замечание: чтобы изделие не деформировалось в процессе выполнения убавлений, располагайте их симметрично.

...

Не одно поколение выросло в берестяных люльках, которые подвешивали к жерди под потолком. А вот берестяные коврики не получили широкого распространения.

Для тренировки сплетите небольшой флакончик с основанием 4 × 4, для которого вам понадобятся лычки толщиной 0,8–1,0 мм, шириной 15 мм и разной длины – по 4 штуки по 500 мм (для крайних полос), 400 мм (для средних), 300 мм (для 2-го слоя); ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка.

Поскольку многие этапы работы вам уже известны, то мы не будет останавливаться на них подробно, а просто перечислим их:

1) Сплетите полотно 4 × 4;

2) Выполните четыре угла;

3) Поднимите стенки на уровень трех клеток в высоту и закрепите их зажимами;

4) Начните делать убавления. При этом вы можете действовать, как было описано выше, или поступить следующим образом. Отступив вверх на две клетки от нижнего угла, сожмите пальцами смежные стенки. Это будет вертикальная линия сгиба. Третья пара лычек по ней свободными от плетения поверхностями наложатся одна на другую. Одну из них, перегнув через поперечную лычку, обрежьте, а вторую пропустите поверх первой, вплетая ее в оказавшиеся на ее пути поперечные лычки стенки флакона. В результате появится «плечико». Аналогично надо выполнить еще три таких убавления напротив оставшихся углов основания.

Между «плечиками» вы имеете по две пересекающиеся лычки, которые удерживают зажимы. Приплетая к ним лычки поочередно то слева, то справа, по кругу выполните горлышко, уплотните плетение и закончите его бортиком с прямым краем на высоте одной клетки, после чего приступите ко второму слою плетения (если это не принципиально, то второй слой можно и не делать);

5) Из деревянного брусочка изготовьте фигурную пробку. Вырежьте ее с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко флакона. Позаботьтесь о том, чтобы пробка имела удобную для использования форму.

Готовое изделие представлено на рисунке 29.

-19

Рис. 29. Флакон.

Изменить форму берестяного изделия можно не только путем убавления, но и посредством прибавления добавочных лычек, которые для краткости иногда называют прибавками. Их можно вводить в различных местах (например, по дну) и заплетать в разных направлениях (различаются прибавки с разведенными и перекрещивающимися концами), причем они не только призваны изменить форму изделия, но и служат в качестве декора. Кроме того, можно задействовать разное количество квадратиков. Рассмотрим наиболее простой случай, когда в прибавление вовлекается один квадрат (рис. 30), и более сложный – с большим количеством клеток:

-20

Рис. 30. Последовательность выполнения прибавления с разведенными концами на примере одного квадратика.

1) Сначала на полотне наметьте место, в котором будет осуществляться прибавление, и расплетите до него концы лычек;2) отогните перпендикулярно полотну две взаимно пересекающиеся лычки;3) приплетите добавочную лычку, предварительно согнув ее пополам, к приподнятым лычкам ребром, примкнувшим к полотну;4) перегните отогнутые лычки через добавочную лычку и заплетите их.При продолжении плетения вводите добавочную лычку наравне с остальными лентами.Для прибавления (рис. 31), которое должно расширить изделие, и в котором участвует более одного квадратика, сначала наметьте место (на рисунке 31 оно обозначено плюсом), в котором это будет происходить, расплетите до этой точки все концы и отогните их перпендикулярно к полотну.

...

Из бересты изготавливали расписные маскарадные маски, к которым привязывали усы и бороды из кудели. Костюм дополняли шуба, вывернутая мехом наружу, треух и пр.

Итак, в нашем случае прибавление намечено между шестой и первой лычками. Действуйте так:

1) Именно сюда вплетите добавочную лычку (ее концы обозначены буквами А и Б), прикрепите ее к шестой и первой лычкам зажимами или скрепками;

-21

Рис. 31. Последовательность выполнения прибавления с разведенными концами.

2) Остальные лычки, которые были расплетены и отогнуты, переплетите, придерживаясь такого порядка: конец первой лычки перегните через край конца Б добавочной лычки (на рисунке 31 это показано стрелкой); на конец первой лычки наложите конец шестой лычки (на это также указывает стрелка), зафиксируйте это место зажимом, чтобы плетение не утратило своей плотности; конец пятой лычки перегните через край конца А добавочной лычки, проведите его под концом первой лычки и зафиксируйте; конец четвертой лычки пропустите под концом А добавочной лычки, поместите на конец первой лычки и зафиксируйте;3) конец второй лычки наложите на конец шестой лычки, протяните под концом пятой лычки, проведите поверх конца четвертой лычки и зафиксируйте; конец третьей лычки перегните через край конца Б добавочной лычки, подведите под конец шестой лычки, наложите на конец пятой лычки, проведите под концом четвертой лычки и зафиксируйте. На этом прибавление с разведенными концами (такое название обусловлено тем, что концы добавочной лычки (А и Б) идут налево и направо соответственно) завершено.Чтобы не выплетать еще одно основание, вы можете продолжить работать с прежним, тем более что непосредственно на нем можно показать, как будет выполняться прибавление с перекрещивающимися концами (рис. 32).

-22

Рис. 32. Последовательность выполнения прибавления перекрещивающимися концами.

Для этого измените ориентацию конца Б добавочной лычки на противоположное, т. е. направьте его налево, чтобы переплести его с концами шестой, пятой и четвертой лычек:1) конец шестой лычки перегните через край третьей лычки и положите поперек концу Б добавочной лычки;2) конец Б добавочной лычки накройте концом пятой лычки;3) на конец четвертой лычки положите конец Б добавочной лычки и зафиксируйте.С концом А добавочной лычки поступите так:1) переплетите его навстречу концу Б, пропустив через концы первой, второй и третьей лычек;2) перегните конец А дополнительной лычки через край четвертой лычки;3) конец первой лычки поместите на конец А, перегнув конец второй лычки через край четвертой;4) на конец второй лычки положите конец А добавочной лычки, потом на него – конец третьей лычки и опять конец А добавочной лычки – на конец Б той же лычки. В результате концы А и Б добавочной лычки пересекутся.

...

Для художественных работ можно использовать бересту, снятую с упавших деревьев, поскольку даже при сгнившей древесине кора остается неповрежденной и без труда снимается. Она становится рыхлой, если оставить ее на некоторое время в горячей воде.

Интересно смотрится прибавление зигзагом, в котором можно задействовать разное количество квадратиков. Разберем этот способ расширения полотна на примере зигзага на двух квадратиках (рис. 33).

-23

Рис. 33 а, б. Последовательность выполнения прибавления зигзагом с разведенными концами.

-24

Рис. 33 в, г. Последовательность выполнения прибавления зигзагом с разведенными концами.

При прибавлении зигзагом придерживайтесь такого порядка:1) определите место, где пройдет прибавление, расплетите до него концы лычек и отогните их перпендикулярно полотну;2) добавочную лычку с концами, обозначенными буквами А и Б, положите поперек конца четвертой лычки, конец пятой лычки – поперек конца А добавочной лычки;3) согните конец А под углом 90°, поместите его на конец первой лычки, перегнув добавочную лычку под таким же углом в обратном направлении;4) поверх добавочной лычки положите конец шестой лычки, опять перегните лычку под углом 90°, но в другом направлении, и поместите эту лычку поверх конца второй лычки;5) последним должен оказаться конец третьей лычки, примкнувший к концу Б добавочной лычки, зафиксируйте его зажимом.Когда вставите добавочную лычку, переплетите все концы, которые были распущены, для чего:1) перегните конец пятой лычки через край конца А, а конец первой лычки поместите поверх конца пятой лычки;2) наложите на конец первой лычки конец четвертой лычки и зафиксируйте его;3) конец шестой лычки перегните через край изогнутого края Б добавочной лычки;4) поверх конца шестой лычки поперек положите конец второй лычки;5) заведите конец второй лычки под конец пятой лычки и поместите его поверх конца четвертой лычки, зафиксируйте его;6) перегните конец третьей лычки через край конца Б добавочной лычки, пропустите его под конец шестой лычки, положите поверх конца пятой лычки, пропустите под конец четвертой лычки и зафиксируйте его.

...

Береста красива и с наружной, и с внутренней стороны. Последний мастера чаще выводят наружу. Но, например, в объемных игрушках оригинально смотрятся и белая поверхность, и покрытая наростами (капами) береста.

Выполнив прибавление, продолжите плетение, вводя в него и добавочные лычки.

Зигзаг может быть и с пересекающимися концами, выполнение не отличается от описанного ранее.

В зависимости от того, в каком месте будет располагаться прибавление, форма изделия может кардинальным образом изменяться (поначалу, возможно, не сразу станет понятно, как именно).

Представленные способы прибавления лычек размещают на боковых плоскостях изделия, например такой емкости, которая может служить вазочкой для конфет. Для нее нарежьте 16 лычек толщиной 0,8–1,0 мм, шириной 10 мм и произвольной длины (в зависимости от желаемого размера изделия). Набор инструментов стандартный: ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка.

Выполняйте работу в такой последовательности:

1) Сплетите полотно 8 × 8;

2) Выполните средними лычками четыре угла;

3) Поднимите стенки на уровень двух клеток в высоту и закрепите их зажимами;

4) Начните делать прибавления на высоте одной клетки между углами коврика, введя в полотно по одной добавочной лычке с каждой стороны. Действуйте так же, как было описано выше, т. е. определите нужную точку; расплетите до нее концы лычек; найдите взаимно пересекающиеся лычки, отогните их перпендикулярно относительно наружной стенки изделия; согните добавочную ленту пополам, приплетите ее в точках отогнутых лычек; последние перегните через добавочную лычку и продолжите плетение изделия. Концы добавочных лычек, располагаясь параллельно другим лычкам, расширяют диаметр вазочки (рис. 34) и одновременно образовавшиеся уголки украшают изделие;

5) В завершение работы оформите край мысками.

Рис. 34. Вазочка.

Не менее интересным получится изделие, если выполнить прибавления по его дну (рис. 35).Чтобы осуществить подобное прибавление, действуйте так:1) сплетя коврик под будущее изделие, наметьте траекторию, по которой проляжет добавочная лычка, которую нужно приготовить и концы которой обозначить буквами А и Б, что сделает путь, который ей предстоит пройти, более наглядным;2) концы всех лычек отогните, чтобы они приняли вертикальное положение и оставались перпендикулярными основанию (хотя это достаточно трудно, ведь береста – материал мягкий);

-25

Рис. 35. Последовательность выполнения прибавления по дну.

3) Проведите добавочную лычку по намеченному пути слева направо: конец А добавочной лычки проплетите поверх конца четвертой лычки; согните конец А добавочной лычки под прямым углом и прижмите к концу первой лычки; согните еще раз конец А добавочной лычки под углом 90°, но в обратном направлении, и прижмите к концу пятой лычки сверху; в третий раз согните конец А добавочной лычки под прямым углом и прижмите к нему конец второй лычки; повторите то же самое, но в противоположном направлении, и наложите конец А добавочной лычки к концу шестой лычки; в четвертый раз повторите операцию с прямым углом на конце А добавочной лычки и приложите его поверх конца Б добавочной лычки на конец третьей лычки (при выполнении этих действий обязательно сверяйтесь с рисунком 35); зафиксируйте добавочную лычку, чтобы не дать плетению разойтись.После того как добавочная лычка заняла положенное ей место, заплетите все концы в обратном порядке:1) перегните конец первой лычки через край конца А, поверх конца первой лычки положите конец четвертой лычки и зафиксируйте;2) конец второй лычки перегните через край конца А добавочной лычки и поместите поверх конца четвертой лычки, при этом конец пятой лычки прижмите поверх конца второй лычки и зафиксируйте его;3) конец третьей лычки перегните под углом 90° через край конца Б добавочной лычки, проложите его поверх конца пятой лычки, заверните под конец четвертой лычки и зафиксируйте его;4) конец шестой лычки проведите поверх конца третьей лычки.На этом одна из прибавок завершена. Подобные прибавки можно расположить на противоположных сторонах или на всех четырех. Когда все прибавления будут выполнены, переходите к плетению дна. Независимо от наличия или отсутствия прибавления, углы изделия размещайте по центру каждой стороны.

...

В разных уголках России бересту в древности именовали по-разному – «скала», «скалина», «скалба», «скальё», «скалка». Названия возникли не случайно – в них нашел отражение способ, с помощью которого заготавливается этот природный поделочный материал.

Освоив такие приемы плетения, как убавления и прибавления, вернемся к оформлению края изделия и научимся плести объемный мысок. Для этого в него надо ввести добавочную лычку, которая в виде гармошки пройдет по всему краю изделия.

Край изделия отделывается объемным мыском (рис. 36) после того, как определена высота изделия и установлен проволочный ободок.

Далее оформляйте край изделия следующим образом:

1) Из концов первой и шестой, второй и седьмой лычек выполните два мысочка, прижмите их пальцами достаточно сильно, чтобы перегиб лычек был заметен;

-26

Рис. 36. Последовательность выполнения объемного мыска на изделии.

2) Не вплетая концы первой, второй, шестой и седьмой лычек в изделие, приподнимите их и проведите между ними изогнутую добавочную лычку;3) чтобы закрепить дополнительную лычку, переплетите концы лычек – второй с седьмой, первой с шестой. При переплетении концов первой и шестой лычек сначала перегибайте через край добавочной лычки конец первой лычки. Это позволит уложить конец шестой лычки сверху и поперек конца первой лычки. Так же поступите и с концами второй и седьмой лычек. Все концы вплетите в изделие в качестве второго слоя;4) закончив первые два мысочка, перейдите к очередной паре – концам третьей и восьмой лычек, которые прищипните, отогните, вплетите добавочную лычку;5) таким образом действуйте дальше, работая с парами лычек. При этом концы добавочных лычек сразу вводите в изделие, иначе может возникнуть неразбериха.

...

Для разрезания бересты вдоль ствола мастера использовали пазило (внешне оно напоминает широкое долото) – приспособление на длинной ручке. После этого бересту осторожно, чтобы не повредить нижние слои, скалывали.

При добавлении дополнительных лычек не исключено нарушение переплета. Непосредственно под мысочками в первом и втором рядах шахматный порядок, в котором обычно располагаются квадратики, будет нарушен – один ряд будут образовывать прямоугольники (рис. 37).

Чтобы это не было слишком заметно, рекомендуем придерживаться правила: если один из концов вы вплели правильно, то второй конец лычки вплетайте на клеточку дальше. Далее переплет вернется в норму. Кроме того, постарайтесь сориентировать прямоугольные переплеты в одном направлении (разнобой смотрится хуже).

Рис. 37. Сбой в расположении элементов.

Есть еще один выход – заранее нарушить переплет внутри изделия, тогда введение добавочной лычки не изменит ритма плетения. Мы привыкли, что изделие имеет четыре угла и соответственно стороны. Но очень интересные поделки можно изготовить с большим или меньшим количеством углов. Просто надо знать, как это делается. Например, пятиугольная шкатулка или коробочка будут смотреться очень оригинально. Рассмотрим такой вариант. Первоначально сплетите обычный коврик с четырьмя сторонами, который можно разбить на четыре квадрата (рис. 38). Для наглядности обозначим их буквами – ДЕЖЗ; ДЗИК; ДКЛМ; ДМНЕ.

Рис. 38. Полотно, состоящее из четырех квадратов.

Перед нами стоит задача вплести в полотно дополнительный квадрат такого же размера. Для чего необходимо расплести четверть коврика (на рисунке 39 это место обозначено жирной линией) и ввести еще четыре лычки.

Рис. 39. Расплетенная четверть полотна.

Расплетите концы лычек с первой по восьмую до центра коврика, обозначенного буквой Д, отогните концы лычек относительно полотна на 90° – просто по жирной линии перегните лычки, чтобы образовался угол. Чтобы лычки не расплетались, зафиксируйте их зажимами.

...

На месте срезанной бересты со временем нарастает новая. Тем не менее, дереву наносится вред, поскольку ствол, лишенный защиты, страдает от насекомых и болезней. Помните об этом, приступая к заготовке этого материала.

Между концами пятой, шестой, седьмой, восьмой и первой, второй, третьей, четвертой лычек вставьте четыре дополнительные лычки. При плетение слева направо дополнительная лычка с концом А пройдет за концом пятой лычки, поверх конца шестой лычки, зайдет за конец седьмой лычки и окажется поверх конца восьмой лычки. Согните добавочную лычку под углом 90°, поверх добавочной лычки А пропустите конец первой лычки, под нее протяните конец второй лычки, над ней – конец третьей лычки, поверх нее – конец четвертой лычки. Зафиксируйте полотно зажимами и точно так же введите добавочные лычки с концами Б, В, Г (рис. 40).

Когда последнее действие будет завершено, на полотне появятся два дополнительных квадрата – ДЕОЖ, ДЖРЗ, что и видно на рисунке 40.В результате каждая из сторон, как и в четырехстороннем полотне, сохранила по восемь концов, четвертая и пятая стороны, помимо уже имеющихся концов, получили новые за счет введения добавочных лычек – концы с двадцать девятого по тридцать второй плюс концы лычек А, Б, В, Е и с двенадцатого по девятый плюс концы добавочных лычек А, Б, В, Е соответственно. Углы можно выплетать в точках М, Е, Ж, 3, К и выполнить в высоту столько рядов, на сколько хватит длины лычек. Если у изделия предусмотрена крышка, то таким же способом на ней можно сделать пять углов.Чтобы убавить количество сторон и углов до трех, нужно осуществить противоположные действия – не вплетать добавочные лычки, а убрать часть имеющихся. Это удачное решение для конусообразной крышки для какого-либо изделия.Если первоначально было набрано полотно из шестнадцати лычек, то четыре из них следует удалить, чтобы получить прямоугольное полотно, состоящее из двух квадратов. Последовательность плетения полотна с тремя сторонами показана на рисунке 41.

Рис. 41. Последовательность убавления одной из сторон полотна.

Третью грань выплетайте на стороне с восемью концами, а посередине полотна по линии АБ выполните точно такой же угол, как, например, при изготовлении солонки, переплетя концы лычек между собой. Третью грань вы получите, переплетя концы лычек первой, второй, третьей, четвертой с концами лычек пятой, шестой, седьмой и восьмой. В итоге каждая из сторон будет состоять из восьми концов: первая из концов 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13; вторая – из концов 21, 23, 23, 24, 5, 6, 7, 8; третья – из концов 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12.

...

Никогда не применяйте варварские способы заготовки бересты. Например, некоторые надевают «когти» – приспособление для лазания по столбам, забираются повыше на дерево и сдирают бересту. При этом повреждают ствол и обрекают березу на гибель.

Чтобы получилась крышка с тремя углами, на каждой стороне выполните углы в точках Б, В, Г, соблюдая правила переплетения, и доведите до необходимой высоты.

Есть изделия, например сундучок, шкатулка, которым по конструкции полагается иметь ножки. Размещайте их по углам и приплетайте после того, как изделие будет закончено, работая по схеме, представленной на рисунке 42.

Рис. 42. Последовательность выполнения ножек.

Определите квадратики, к которым надо приплести ножки, введите добавочные лычки, вставив их изнаночной стороной вверх, и переплетите в указанном на рисунке 42 порядке. Полученная ножка выполняется так же, как тупой мысок при отделке края изделия. Излишек лычек обрежьте.Чтобы плетеное изделие приобрело необходимую прочность и хорошо держало форму, используют ободки из проволоки, которые прикрепляют к верхней части поделки. Легче всего справляться с алюминиевой проволокой диаметром от 3 до 3,5 мм, в зависимости от размеров изделия.Для изготовления ободков надо иметь шаблон. Для ободка круглой формы начертите окружность соответствующего диаметра (100, 115, 150, 215 мм) на доске или чурбаке, по линии вбейте гвоздики длиной 30 мм (рис. 43), по которым потом вы будете сгибать проволоку (для ободка диаметром 100 и 115 мм нужно 400 мм, для ободка диаметром 150 мм – 500 мм). Ее концы соединяйте встык способом холодной пайки.

Рис. 43. Шаблон для круглого ободка.

Чтобы стык был менее заметным и не прорезал плетение, для него вырежьте пластину из жести 30–40 × 20–25 мм, обогните соединение, излишек обрежьте (рис. 44).

Рис. 44. Отделка стыка ободка жестью.

Примерно так же можно выполнить овальный или прямоугольный ободок, т. е. начертите прямоугольник размером 210 × 140 мм (если это будет овал, то углы закруглите), по периметру вбейте гвоздики. Для такого ободка потребуется 700 мм проволоки, которую следует загнуть вокруг гвоздиков, соединив на длинной или короткой стороне (это зависит от месторасположения ручек) и замаскировать жестяной пластинкой.

...

Бересту нередко называют древнерусским папирусом. Большое количество берестяных грамот нашли при раскопках древнего Новгорода. Для письма использовали сделанные из кости писала, которыми на податливом материале выдавливали буквы.

Некоторые изделия имеют ручки (их количество бывает различным), которые надо правильно прикрепить. Действовать можно по-разному – прикреплять к ободку предварительно отделанные ручки или декорировать их вместе с ободком.

Предположим, что ободок имеет диаметр 115 мм. Найдите на нем точки крепления двух ручек, выдержав между ними расстояние в 30 мм. Для каждой ручки подготовьте отрезок проволоки длиной 320 мм и с припуском на крепление 30–40 мм. Последние заточите с одной стороны напильником (это не позволит им сломаться). Придайте проволоке нужную форму (над ободком они должны возвышаться на 100 мм) и прикрепите к ободку с помощью круглогубцев. В центре соедините ручки кусочком проволоки. Обратите внимание на то, чтобы точки крепления ручек не совпали со стыком на ободке.

Если изделие имеет овальную или прямоугольную форму, то ручки можно прикрепить либо к коротким, либо к длинным сторонам, поэтому и длина ручек будет разной (продольных – 460 мм, поперечных – 380 мм плюс 20 мм на припуск). Сначала на противоположных сторонах найдите середину и прикрепите описанным выше способом центральную дужку, после чего, отступив от нее на 20–30 мм в обе стороны, прикрепите оставшиеся ручки. Они должны соединиться с центральной и отстоять от ободка на 130 мм (для продольных) или 120 мм (для поперечных).

Разные конструкции представлены на рисунке 45.

Для оплетки ручек требуется нарезать лычки из самой тонкой бересты шириной 6–8 мм по цвету (желательно такой длины, чтобы ее хватило на всю дужку), совпадающему с внутренней стороной изделия. Для ободка подготовьте лычки шириной 15–20 мм. Потребуется белая лычка длиной примерно 90–100 мм.

Чтобы оплести ручку, смажьте ее и лычку клеем и, начиная от ободка, оплетите дужку по спирали. Таким же образом можно отделать и ободок.

Рис. 45. Ободки: а) круглый с двумя ручками; б) прямоугольный с тремя продольными ручками; в) прямоугольный с тремя поперечными ручками.

Есть и другой способ: отрежьте тонкую узкую лычку длиной, равной длине ручки, смажьте ее клеем и обтяните ею ободок (рис. 46). Когда клей высохнет, излишек лычки обрежьте. Постарайтесь выполнить работу как можно аккуратнее и следите за тем, чтобы металлическая часть ободка и ручек нигде не проступила.

Рис. 46. Обтягивание ободка.

Если изделие имеет две или три ручки, то оплетите их по отдельности, прикрепите к ободку, соедините по центру и декорируйте так:1) наложите на них белую полоску;2) заведите один конец темной лычки за одну из ручек, смажьте ее клеем;3) выполните обмотку ручек, не позволяя смещаться белой полоске и проводя темную лычку то над, то под белой полоской (рис. 47);4) оплетите ручки примерно на 60 мм, конец темной лычки смажьте клеем, замаскируйте между дужками;5) когда клей высохнет, лишнюю ленту аккуратно обрежьте.

Рис. 47. Оплетение нескольких ручек.

...

Новгородцы владели секретом предварительной обработки бересты, при котором та превращалась в эластичный, некоробящийся материал. Писчую бересту покупали так же, как мы сейчас приобретаем бумагу.

1. Изделия из цельного пласта бересты по сравнению с плетеными отличаются более простой формой и не так трудны в исполнении. С цельнопластовой берестой работали многие мастера разных народов, но сохранилось не все. Из такого материала изготавливали черпаки, ковши, обувные стельки, всевозможные чуманы, набирушки, шердыны. Цельная береста шла на изготовление лодок, временных жилищ вроде шалашей и т. п.

Поскольку при изготовлении изделий из пласта приходится его перегибать, то для таких поделок требуется свежая, буквально снятая дерева береста, так как она в меньшей степени склонна к образованию трещин. Этому препятствует и особая обработка материала, в частности нагревание на огне или выдерживание в горячей (60–70 °C) воде. Правда, необходимо не допустить скручивания бересты. Известна такая технология, при которой свернутую в рулон бересту кипятили по несколько часов, после чего она больше напоминала кожу и была легка в использовании. Из нее получались сложные изделия, а составляющие их слои бересты соединялись шовным материалом (узкими берестяными ленточками, бечевкой и пр.).

Из цельного пласта бересты можно за пару минут сделать, например, черпачок, которым в походе и воду можно набрать, и уху разлить по мискам и т. д. Если вы окажетесь без кружки или ложки, то оглядитесь вокруг. Если на глаза попадется береза, то считайте, что ваша проблема решена. Выберите подходящий участок коры на стволе (на нем не должно быть каких-либо дефектов), снимите его, очистите ото мха, вырежьте круг произвольного диаметра, сложите его в виде воронки лицевой стороной внутрь (береста не растрескается, если сгиб пройдет поперек чечевичек).

Для удобства оснастите черпачок ручкой, в качестве которой выступит обычный прутик, срезанный с черемухи или ивы. Окорите его, расщепите конец и вставьте в него воронку, причем складочка должна попасть в расщеп, который желательно обмотать берестяной лычкой, бечевкой или корнем дерева, растущего неподалеку. Это придаст изделию прочность и продлит срок его службы.

2. Конструктивно более сложными являются сшивные изделия, которые состоят из нескольких деталей и скрепляются между собой с помощью шовного материала или посредством замкового соединения. Примером сшивной поделки может служить так называемая рубашка, надеваемая на туес, выполненный из сколотня. Края рубашки можно сшить разными способами (рис. 48) либо узкой лентой бересты, либо корнем, что придаст изделию дополнительную декоративность.

Рис. 48. Разновидности соединительных швов.

...

Несмотря на то, что бумага повсеместно вытеснила бересту, но были времена, когда о ней вспоминали. Например, в Великую Отечественную войну партизаны выпускали на ней боевые листки.

Замковое соединение также широко используется. Образующийся при этом рисунок бывает различным (рис. 49), но чаще всего предпочтение отдают треугольному замку (рис. 50), особенно для небольшого по размеру изделия.

Рис. 49. Типы замкового соединения.

Рис. 50. Треугольное соединение: 1 – выкройка; 2 – в готовом виде.

Для выполнения треугольного замкового соединения действуйте так:1) подберите для рубашки не имеющую дефектов пластину толщиной 1 мм. Ее концы с изнаночной стороны срежьте на ус (под углом 45°);2) на одном из краев на лицевой стороне разметьте шилом и вырежьте треугольные окошки. Удобнее всего это сделать на куске линолеума;3) наденьте рубашку на сколотень, плотно прижмите и перенесите разметку на противоположный конец пластины;4) вырежьте окошки на другом краю рубашки, но не напротив первого ряда, а сместив их на одно отверстие. В результате на одном краю окажутся треугольные отверстия, на другом – соответствующие им по количеству лепестки;5) чтобы лепестки свободно вошли в отверстия, немного подержите их в теплой воде и заправьте в окошки.

...

Бытовые предметы мастера охотно декорировали прорезным ажуром. Этим особенно славились жители Великого Устюга и его окрестностей, где и поныне сохраняют и развивают традиции изготовления берестяных кружев старых умельцев.

Декорирование изделий.

Береста, бархатистая, покрытая редкими штрихами контрастного цвета, красива и без всякого декора, тем более что различные оттенки золотисто-медовых и красновато-коричневых тонов гармонично сочетаются между собой. Несмотря на это, за многие века практики умельцы разработали немало способов дополнительного украшения берестяных изделий, которые покрывают тиснением, прорезной резьбой, расписывают красками, на которых выжигают орнамент и т. д. Мелкий плетеный узор также придает изделию оригинальность. Рассмотрим различные способы декорирования поделок из бересты. Но хотим заметить, что применять их необходимо умеренно, чтобы не перегружать изделие.

Начнем с того, что поделку можно украсить берестяными лентами. В зависимости от того, каким образом она будет протягиваться по изделию, получатся:

1) Конвертики (треугольники). Возьмите ленточку, ширина которой соответствует той, из которой изделие выполнено, и заправьте ее в поперечный переплет, причем изнаночной стороной вверх. Лычка перегнется под углом 45° и ляжет в виде треугольника. Если лычка достаточно длинная, то ею можно декорировать изделие по всему периметру, располагая квадратика в один или два ряда, вертикально и горизонтально, навстречу друг другу (рис. 51);

Рис. 51. Конвертики: а) схемы изготовления; б) варианты компоновки декора.

2) Звездочка (рис. 52), которую можно образовать, если разместить треугольники в четырех квадратиках относительно общего центра;

Рис. 52. Звездочка.

3) Ромбики (рис. 53), для получения которых заправляйте лычку в два поперечных переплета, находящихся на одной линии. Элементы можно располагать в ряд, горизонтально и вертикально;

Рис. 53. Ромбики: а) схема; б) вариант компоновки.

4) Ступеньки (рис. 54) получаются так же, как ромбики, но при этом заполните двумя ромбиками диагонально расположенные клеточки;

Рис. 54. Ступеньки.

...

Еще влажная береста достаточно легко расслаивается. А чтобы отделить пласты высохшего материала, подержите его в теплой воде несколько часов. Распаренную бересту расслоите деревянным ножом. Тонкослойный материал используйте для мелких поделок, для крупных оставьте более толстую бересту.

5) Поясок (рис. 55). Чтобы выполнить поясок, заправьте длинную лычку другого цвета в диагональные переплетения. Для этого на уровне двух с половиной клеток перегните лычку под углом 45° – это будет край пояска, потом заправьте его в переплет под прямым углом относительно первого. Когда лычка дойдет до противоположного края, перегните ее, образуя бортик, и снова вплетайте ее зигзагообразно по периметру изделия. Таким же образом проложите вторую, третью и так далее лычки, пока весь поясок не окажется заполненным;

Рис. 55. Поясок: траектория движения лычки.

6) Веревочка (рис. 56). Этот элемент не только украшает изделие, но и делает более прочным его край, поскольку при плетении им охватывают не только стенку поделки, но и укрепляющий его бортик прутик. Пропустите лычку в переплет изнаночной стороной вверх наподобие петли, обхватите прут и заправьте ленту в следующий переплет, после чего затяните лычку и продолжите движение. Можно вместо прута проложить веревочку 2–3 раза. Веревочкой можно отделывать не только плетево, но и изделия из пластовой бересты. Но для этого по краю необходимо выполнить отверстия.

Рис. 56. Веревочка: а) на плетеном изделии; б) на поделке из пластовой бересты.

При этом шов может иметь как разную длину, так и различный наклон (рис. 57);

Рис . 57. Разновидности отделочных швов.

7) Рожок. Его легко сделать, следуя схеме, представленной на рисунке 58. Такие элементы можно размещать на любом квадратике.

Рис. 58. Схема плетения рожка.

Береста хорошо поддается окрашиванию анилиновыми и природными красителями. Например, коричневый цвет дает отвар коры, плодов, веток ольхи черной, дуба; зеленый – отвар волчьих ягод, прокипяченных в уксусном растворе; красный – сок брусники; фиолетовый – некрепкий раствор перманганата калия. Чтобы приготовить отвар из коры, листьев и иного, надо положить их в тканевый мешок, завязать, залить водой и прокипятить в течение 1,5–2 ч, регулируя насыщенность отвара количеством воды. В качестве закрепителя природных отваров используйте поваренную соль, уксус.

...

При заготовке берестяных лент следует помнить о том, что если оставить их нескрученными на несколько часов, то они окажутся непригодными для плетения. При их скручивании желательно придерживаться правила: с одной березы – один клубок.

Но предварительно необходимо освободить бересту от дубильных веществ, для чего достаточно выдержать ее в мыльной воде или в растворе пищевой соды. После этого надо развести краситель согласно инструкции и погрузить в него берестяной пласт на 2–3 ч. Чем больше вы будете держать материал в растворе, тем более плотным получится его цвет. После окрашивания просушите пласт, повесив его на веревку, как обычное белье, с помощью прищепок. Поскольку слегка влажная береста лучше поддается обработке, то не ждите, пока она полностью высохнет – снимите немного раньше. Если потребуется распрямить пласт, то можно прогладить его утюгом.

Вместо окрашивания можно покрыть бересту бесцветным спиртовым лаком, который сохранит ее естественный цвет. Перед обработкой очистите изделие от пыли и тщательно просушите. Для работы используйте чуть теплый лак и наносите его обычной кистью. После высыхания повторите лакирование поделки.

Окрашивание эмалями, масляными красками осуществляется без каких-либо особых условий. Необходимо заметить, что природные красители дают более стойкий цвет, чем краски.