Гедонизм, эвдемонизм, эпикурейство, сибаритство, утилитаризм: философия наслаждения как стиль жизни.
Нам казалось, что есть мы и есть философия, каждый сам по себе. На самом деле у основателей разных философских течений можно подглядеть много чего интересного и привнести в свою жизнь. Ну или обнаружить, что оно там уже есть.
Всеобщая толерантность работает в пользу понимания, что каждый человек видит мир по-своему. Кто-то живет жизнь, потому что кому-то что-то должен. Иной целью жизни видит получений наслаждения.
Исходя из представления о том, ради чего он живет, у человека формируется стиль жизни. У каждого из этих стилей есть свое название, опирающееся на определенное философское течение.
Итак, краткий ликбез по разным жизненным философиям и начнем мы с гедонистов. В чем суть жизни на их взгляд? Гедонисты призывают жить ради удовольствия. Это про лорда Генри из "Портрета Дориана Грея".
Однако ж, эвдемонизм, эпикурейство, сибаритство и утилитаризм тоже про удовольствие, чем они отличаются?
Вообще гедонизм - это скорее общее понятие, остальные термины уточняющие. К примеру, эвдемонисты видят целью жизни личное счастье. Т.е. если вы выбираете между работой и семьей в пользу семьи, обнаружив что это вас наполняет, то вы - последователь эвдемонизма.
Эпикурейство - больше про отсутствие боли. Эпикуреец, выбирая между работой, где тяжело, но много денег, и где легко, но платят не очень, выберет второй вариант, и ругать его за это не получится.
Сибаритство между тем приветствует праздную жизнь. И, если вы ругаете своего мужа или сотрудника сами знаете за что, он может парировать, что он сибарит. И будет прав.
То ли дело утилитаризм, который преследует цель: счастье для всех! Т.е. не важно, какими средствами, но если пользу/наслаждение получают все участники процесса, что цель их оправдывает.
Итак, гедонисты наслаждаются, эвдемонисты ищут счастье, эпикурейцы против боли, сибариты за праздную жизнь, а утилитаристы за мир во всем мире.
В следующей заметке пробегусь по философии ангедонизма, там тоже много течений.