Расплести косу да развязать поясок – нехитро! Вместо холщовой свиты накинуть на плечи пахучие звериные шкуры. А там за тыном – перевёрнутый мир - не досягнёт сюда и песнь петушиная.
- Сломала ты своё веретёнце, Айно, – думал я со страхом, глядя на то, как знакомая с детства, родная до кончиков перепачканных ноготков девчонка превращается в безликую дикарку.
Чёрный уголёк и белая охра заново нарисуют уже не лицо – личину! Длинно оплачет детство костяной варган, в шершавых пальцах старого жреца. Новая жизнь ещё не началась, а старая уже закончилась. Узнаем ли друг друга?
Спим вповалку, укрывшись шкурами в дымной гриднице. Айно теперь совсем близко. Нога не ошибётся - нашарит в темноте высокую ступень, ведущую в маленькую девичью горенку за лыковой дверцей и…
Спать невмоготу. Хлопотливыми белками скачут в голове мысли. Что ежели уйти? Ведь есть же где-то иная свободная земля! Пойдём с нею на лыжах след в след. Лук, да тул со стрелами, нож, да топор. Не пропадём? Наверное, так и жили далёкие пращуры? А ну как не захочет она отойти от рода? Убоится одинокой жизни? Вдали от кузницы! Без пегих коров, без сородичей, без богов?
Меня бросает то в жар, то в холод. Лишь к самой заре сморит ломкий сон.
***
Вольготно живётся красавицам у лесных братьев. Про то ещё в старинных сказах бают. И не зря! Всяк норовит удоволить, да угостить посытней славницу.
Молодцы наперебой зазывали пригожую, лёгкую на язык Умилу сесть рядышком да пригубить сладкий ишем.
Ишем – хмельной напиток на меду.
Добрая пчела в знойкий день не забудет ни про какой цветок! Так и Умила. Подмигнёт Немко, а сама уж шепчет что-то на ухо Ждану, от чего тот, раскрасневшись, щурит глаза – ни дать, ни взять камышовый кот. А то хлопнет по широкой спине Няжиту, и скорей потреплет ласковой рукой рыжий вихор Закея.
Айно ютилась ближе к печи, примостившись в углу щипала и потрошила добытую птицу или скребла серебристый рыбий бок. А я и не глядя ведал, чем заняты её руки и куда искоса посматривает круглый серый глаз.
Вот захмелевший Малко потянулся, метя ухватить за подол мою серую мышку, да непутём наскочил на острый кулак. И ладонь моя не спешила разгибаться, а взбешённый Малко уже стоял напротив с коротким охотничьим ножом в руке. Плечистая фигура Кощея выросла меж нами. Охапила Малко ласковая Умила, защебетала, засуетилась над ним точно над щенком. А во мне будто кто-то иной вздыбил шерсть.
- Ты, Малко, спрячь нож. Порежешься ещё ненароком! – я произнёс это тихо, но слышали все.
- А ты, Правый, ни чем не лучше меня, - зло заорал Малко в ответ, - все видели, как стрелял ты из лука, да мало не снёс себе головы!
Правду сказывал Малко. Два дня тому назад не проверил я тетивы. Красно-бурой ссадиной на лбу ответил резко щёлкнувший, рассерженный лук на мою оплошку.
Дружный хохот обращает распрю в забаву. Что ж бывает. Я украдом гляжу на Айно. Пожалеет ли о том, что не обняли её потные руки Малко?
***
На другое утро Кощей повёл нас с Малко на священный холм. Там - на холме жил Тот, кто сразился со Змеем. Это был Наш Бог. Он стоял по пояс в снегу. Одинокий и гордый. Смелые глаза на застывшем резном лике не прощают неправды и зла. В снежном саване утонуло и каменное кольцо алтаря, и ствол вечного дуба.
Старый жрец молча принялся разгребать снежную крупу. Показалось что-то круглое. Потом ещё и ещё. То были черепа, заботливо уложенные пирамидой.
- Вот многие те, кто искал данников в нас, - негромко и просто изрёк Кощей, заботливо отряхивая снег с черепов, - Они алкали холопов, земли и женок наших. Называли нас дикарями. Мол в лесу живём звериным побытом. Градов не строим. Не верим новым заморским богам...
Он замолчал. Поднял голову и долго смотрел в резные очи Нашему Богу.
А налетевший ветер ерошил седые пряди.
- Сурова земля наша лесная и нравы наши. Своё не удержишь - иные охапят. Ложью ли, лестью уловят, сведут под корень леса наши и нас самоё. Будет и вам черёд встать спина к спине. И не осилите того, коли будете делить да которовать из-за жёнки ли, из-за иного чего!
Сверкнул на солнце двурогий жреческий нож. Кощей велел нам оголить по локоть руки. Едва коснувшись кожи, острое лезвие оставило на руке древний знак огня - крест. Две тонкие чёрточки – палочки, через кои является к людям Огонь Земной – брат молодший Огню Небесному.
Щекотно поползли по коже красные змейки. Несколько густых капель упало на мёрзлые черепа у наших ног. Жрец взял мою руку и с силой потёр об руку Малко, смешивая руду. Наш Бог взирал на нас из-под грозной бахромы заснеженных бровей, как-то ласково и устало, будто хотел о чём спросить у малых и слабых людей, да отдумал.
***
Они вышли гуськом на поляну. Сверкающий на солнце снег слепил глаза, но Малко вскинул лук.
Шесть волков, щетиня серую шерсть, скалили морды и глухо ворчали. Волчица держалась посторонь и уселась у подножья холма. То был час её торжества. За право стать отцом её выводка самцы готовились рвать друг друга до смерти. Она же выберет и не самого сильного и не самого крупного. Не обманет звериное чутьё. Отцом её детей станет тот, кто терпелив и надёжен. Малко прицелился в волчицу, Но Кощей твёрдо отвёл его лук.
- Не тронь!
Приспела пора яровать. Забыв обо всём, кроме подруги и ревнивых соперников, звери станут неистовствовать, покоряясь древней Ярилиной силе, чтоб в положенный срок вернулись на землю малыми слепыми щенками ушедшие предки. Возобновился бы род, легко и весело катилось бы колесо жизни!
Что-то волчье шевелилось и во мне. Я готов был грызться за Айно. Но не с братом! Оставалось одно – терпеливо ждать её знака: взгляда ли, вздоха ли, слова? Кощей потом сказывал, как в старину, когда не знали ещё люди железа, Праматери хранили род. Как у волков.
Первая иллюстрация - репродукция работы современной художницы Ольги Нагорной. Художницу вдохновляет история и образы Древней, (языческой) Руси.
(Продолжение следует)
О сказочных терминах.
Кто сразился со змеем? и Откуда вообще взялся Змей? Существует множество сказок про Змея, который похищает красавиц, либо девушек отдают чудовищу в качестве жертвы. Со Змеем сражаются герои-богатыри. Учёные считают, что это отголосок древнего опыта человечества, может быть это образ сохранённый коллективной памятью. Практически у всех народов есть сказы про Змея, похитившего невесту Бога-Героя. Сотни лет томится в плену женское плодородное начало. А на земле меж тем наступает вечная зима, гибнут скотьи стада и люди. Учёные полагают, что так в памяти человечества отразился некий крупный природный катаклизм.
В славянской мифологии со Змеем сражается громовержец Перун. Интересно, что у Бога имеются и смертные помощники - кузнецы. И в далёкой древности, видимо, люди уповали на "технический прогресс" Сказка - это миф, который перестал быть священным, для тех, кто его рассказывает и слушает. В миф уже не очень то верят. Он становится интересной историей. Место Перуна со временем занимает Иван-Царевич. И Змей, похищающий Солнце или запирающий воды, становится фантазией сказочника.... Фантазией ли?
Начало истории - тут!
2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!