Найти тему
Пути-дорожки

Сколько ребёнку надо кружков?

Оглавление

На днях на материнском форуме, который я читаю ещё со своей первой беременности, разгорелся спор: зачем родители так старательно записывают своих детей в кружки и секции - на "допы", как сейчас принято их называть? Да ещё и с раннего дошкольного возраста?

В наши дни выбор дополнительного образования очень широк - бесплатные кружки и секции в домах детского творчества и платные клубы.
В наши дни выбор дополнительного образования очень широк - бесплатные кружки и секции в домах детского творчества и платные клубы.

Мамы, которые никак не занимаются дополнительным образованием своих отпрысков, разразились бурей презрения по отношению к своим товаркам, которые "заточены" на разнообразную занятость детей.

"Хотят с 1 класса, чтобы уже дополнительно шахматами, программированием, математикой на 5 классов вперед занимался ребёнок. Если спорт, танцы, так лет с 4-х, чтобы уж точно не поздно.
Для чего это? На моей памяти - раннее развитие не предопределяет выдающихся успехов в дальнейшем, высшее образование получили все, и разница в вузах или специальностях не стала решающим фактором в карьере. С детства занимающиеся танцами или спортом побросали их в переходном возрасте и спортсменами не стали. Примеры можно приводить бесконечно. Тогда зачем так нервы тратить?" -

спрашивает автор топика про излишнее допобразование.

Многие мамы уверены, что дети только страдают из-за того, что родители сызмальства заставляют их заниматься спортом или чем-то другим.
Многие мамы уверены, что дети только страдают из-за того, что родители сызмальства заставляют их заниматься спортом или чем-то другим.

Вариантов на этот вопрос нашлось несколько - мамы всегда готовы поспорить друг с другом по самым разным поводам, касающимся их детей.

Мнение "против"

"Маме тоже надо чем-то свой мозг занять
Можно занять кружками. Не все умеют жить свою жизнь",

- отвечает ей другой пользователь. Ей вторит ещё одна мама, но уже выражает свою мысль более прямо:

"Чтоб самой задолбаться и ребёнка задоблать. Ну и перед людями опять же не стыдно".
Этих взглядов на занятость детей придерживается и ещё одна женщина: "Не умеют жить своей жизнью, плюс нереализованные амбиции. Нечего делать им, мне кажется, бедные дети некоторые к 4 классу так задрючены, что всю охоту от учебы с такими мамами отбивает напрочь, а учиться-то еще 7 лет, и впереди самое интересное так-то, но после началки сил не остаётся".

Анонимный пользователь развивает тему:

"Это всё от стресса наверное, всё боятся не успеть куда-то. У всех свои критерии счастливой жизни. Для кого-то это успех в профессиональной деятельности, для кого-то просто наслаждаться каждым днём и никуда не спешить (и да, так можно даже при низких доходах. Человеку немного надо для счастья. Большинство из того, что кажется нужным навязано). Главное - найти свою нишу".

Автор все 15 страниц топика пытается в споре отстоять свою мысль, что дополнительное образование - все эти спортшколы, музыкалки, художки и танцы только нервируют детей и их родителей - приводят лишь к ссорам в семьях и скандалам. А толку-то от них? Мол, в итоге - один лишь вред.

Мнение "за"

Однако в споре этой позиции противостоят родители с противоположной точкой зрения: "А ссоры есть и у тех, кто ничем, кроме планшета, не занят. Там как раз ссоры из-за него".

Родители, отстаивающие занятость детей, считают, что она позволяет ребятам развиваться. Так, ученики художественных школ на пленэрах не только рисуют, но и учатся видеть прекрасное и наслаждаться жизнью. На фото: пленэр юных художников в Крыму.
Родители, отстаивающие занятость детей, считают, что она позволяет ребятам развиваться. Так, ученики художественных школ на пленэрах не только рисуют, но и учатся видеть прекрасное и наслаждаться жизнью. На фото: пленэр юных художников в Крыму.

Пользователь Татьяна удивляется:

"Почему заниматься чем-то - это нервы тратить? Все же в удовольствие".

Действительно, всё же следует исходить из здравого смысла - обычно родители выбирают кружки и секции, исходя из интересов своих детей. Есть ещё случаи, когда занятия физкультурой "прописывает" врач.

"Доп. занятия - для здоровья, общего развития, кругозора и полезного времяпрепровождения", - считает Астра. Пользователь Пух делится собственным опытом:

"Мы по здоровью ходим, врач настоятельно рекомендовала.
Поэтому приходится напрягаться, результаты есть. Была задержка развития. Сейчас все в норме. На глазах исчезло то, о чем говорили врачи. Например, была координация с задержкой, походка не очень для его возраста. Исправилось на глазах..."

Юлия поясняет свою материнскую точку зрения: "Занятия, направленные на достижения, развивают дисциплину, умение взаимодействовать в коллективе, самодисциплину. Развивают кругозор и дополняют общение, чего очень не хватает детям без занятий. Как правило, в хороших коллективах важен педагог, который также играет роль в развитии личности ребенка. Дополняет родителей".

Даже 5-летних детей записывают в кружки - например, дошкольников берут на занятия цветоводством в Экоцентр.
Даже 5-летних детей записывают в кружки - например, дошкольников берут на занятия цветоводством в Экоцентр.

Так кто же прав?

Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии образования Уральского государственного педагогического университета Елена Баринова считает, что если занятие не найти для ребёнка, то оно найдёт его само. И это ещё хорошо, если таким занятием будет сидение в телефоне, планщете или за компьютером (хотя завистмость от гаджетов вредна для здоровья детей - садится зрение, начинается искривление осанки, появляются психологические проблемы...). Опаснее, если ребёнок, не знающий, как себя занять, выберет неподходящую компанию с вредными занятями.

"Маленький ребёнок ещё не знает, какие виды занятости существуют на свете. Задача родителей - показать ему эти полезные занятия, дать ему попробовать себя в них. Однако не надо настаивать на том, что, раз заплатили за кружок за три месяца, то теперь надо ходить в него пожизненно. Ребёнок - живой человек и может меняться, меняются и его интересы, увлечения, мамы и папы должны это понимать".

Психолог полагает, что если родители будут следовать интересам детей, то ссоры и конфликты в семье на этой почве вряд ли появятся.

"Лучше прислушиваться к ребёнку, а не реализовывать собственные мечты за его счёт, - добавляет Елена Баринова. - Часто мы встречаемся с обратным: папа в детстве хотел стать боксёром, поэтому записал сына в бокс, хотя мальчик хотел играть в шахматы. Или мама всё детство мечтала о фигурном катании, поэтому дочь занимается им, а не любимым рисованием".

Между тем альтернатива для кружков и секций есть: хобби, занятия, которыми ребёнок может заниматься дома совместно с родителями. Например, походы - родители-туристы сами идут в поход и берут с собой ребёнка. Или вышивание: мама садится за вышивку и дочка учится у неё вышивать. Или рисование: старишие устанавливают мольберт, берутся за краски - рядом пишут картины дети. Такое бывает, и эти занятия ничуть не хуже организованного допобразования.

А что же с количеством кружков и секций? У меня есть несколько знакомых семей, где дети учатся в спортшколе, в музшколе, да еще и английский мзучают на курсах...

"Какой-то универсальной рекомендации о количестве кружков не существует, - считает специалист. - Этот вопрос лучше решать индивидуально в отношении данного конкретного ребенка. У всех нас, в том числе, и у детей, разное количество энергии и жизненных сил. У всех разный темперамент. Кому-то достаточно одного вида хобби: будет Маша ходить на макраме два раза в неделю - и достаточно. А кто-то захочет заниматься сразу несколькими направлениями, и он имеет на это право. Если справится, и энергии хватит на всё, если интерес остаётся устойчивым - пожалуйста".

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.