На днях на материнском форуме, который я читаю ещё со своей первой беременности, разгорелся спор: зачем родители так старательно записывают своих детей в кружки и секции - на "допы", как сейчас принято их называть? Да ещё и с раннего дошкольного возраста?
Мамы, которые никак не занимаются дополнительным образованием своих отпрысков, разразились бурей презрения по отношению к своим товаркам, которые "заточены" на разнообразную занятость детей.
"Хотят с 1 класса, чтобы уже дополнительно шахматами, программированием, математикой на 5 классов вперед занимался ребёнок. Если спорт, танцы, так лет с 4-х, чтобы уж точно не поздно.
Для чего это? На моей памяти - раннее развитие не предопределяет выдающихся успехов в дальнейшем, высшее образование получили все, и разница в вузах или специальностях не стала решающим фактором в карьере. С детства занимающиеся танцами или спортом побросали их в переходном возрасте и спортсменами не стали. Примеры можно приводить бесконечно. Тогда зачем так нервы тратить?" -
спрашивает автор топика про излишнее допобразование.
Вариантов на этот вопрос нашлось несколько - мамы всегда готовы поспорить друг с другом по самым разным поводам, касающимся их детей.
Мнение "против"
"Маме тоже надо чем-то свой мозг занять
Можно занять кружками. Не все умеют жить свою жизнь",
- отвечает ей другой пользователь. Ей вторит ещё одна мама, но уже выражает свою мысль более прямо:
"Чтоб самой задолбаться и ребёнка задоблать. Ну и перед людями опять же не стыдно".
Этих взглядов на занятость детей придерживается и ещё одна женщина: "Не умеют жить своей жизнью, плюс нереализованные амбиции. Нечего делать им, мне кажется, бедные дети некоторые к 4 классу так задрючены, что всю охоту от учебы с такими мамами отбивает напрочь, а учиться-то еще 7 лет, и впереди самое интересное так-то, но после началки сил не остаётся".
Анонимный пользователь развивает тему:
"Это всё от стресса наверное, всё боятся не успеть куда-то. У всех свои критерии счастливой жизни. Для кого-то это успех в профессиональной деятельности, для кого-то просто наслаждаться каждым днём и никуда не спешить (и да, так можно даже при низких доходах. Человеку немного надо для счастья. Большинство из того, что кажется нужным навязано). Главное - найти свою нишу".
Автор все 15 страниц топика пытается в споре отстоять свою мысль, что дополнительное образование - все эти спортшколы, музыкалки, художки и танцы только нервируют детей и их родителей - приводят лишь к ссорам в семьях и скандалам. А толку-то от них? Мол, в итоге - один лишь вред.
Мнение "за"
Однако в споре этой позиции противостоят родители с противоположной точкой зрения: "А ссоры есть и у тех, кто ничем, кроме планшета, не занят. Там как раз ссоры из-за него".
Пользователь Татьяна удивляется:
"Почему заниматься чем-то - это нервы тратить? Все же в удовольствие".
Действительно, всё же следует исходить из здравого смысла - обычно родители выбирают кружки и секции, исходя из интересов своих детей. Есть ещё случаи, когда занятия физкультурой "прописывает" врач.
"Доп. занятия - для здоровья, общего развития, кругозора и полезного времяпрепровождения", - считает Астра. Пользователь Пух делится собственным опытом:
"Мы по здоровью ходим, врач настоятельно рекомендовала.
Поэтому приходится напрягаться, результаты есть. Была задержка развития. Сейчас все в норме. На глазах исчезло то, о чем говорили врачи. Например, была координация с задержкой, походка не очень для его возраста. Исправилось на глазах..."
Юлия поясняет свою материнскую точку зрения: "Занятия, направленные на достижения, развивают дисциплину, умение взаимодействовать в коллективе, самодисциплину. Развивают кругозор и дополняют общение, чего очень не хватает детям без занятий. Как правило, в хороших коллективах важен педагог, который также играет роль в развитии личности ребенка. Дополняет родителей".
Так кто же прав?
Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии образования Уральского государственного педагогического университета Елена Баринова считает, что если занятие не найти для ребёнка, то оно найдёт его само. И это ещё хорошо, если таким занятием будет сидение в телефоне, планщете или за компьютером (хотя завистмость от гаджетов вредна для здоровья детей - садится зрение, начинается искривление осанки, появляются психологические проблемы...). Опаснее, если ребёнок, не знающий, как себя занять, выберет неподходящую компанию с вредными занятями.
"Маленький ребёнок ещё не знает, какие виды занятости существуют на свете. Задача родителей - показать ему эти полезные занятия, дать ему попробовать себя в них. Однако не надо настаивать на том, что, раз заплатили за кружок за три месяца, то теперь надо ходить в него пожизненно. Ребёнок - живой человек и может меняться, меняются и его интересы, увлечения, мамы и папы должны это понимать".
Психолог полагает, что если родители будут следовать интересам детей, то ссоры и конфликты в семье на этой почве вряд ли появятся.
"Лучше прислушиваться к ребёнку, а не реализовывать собственные мечты за его счёт, - добавляет Елена Баринова. - Часто мы встречаемся с обратным: папа в детстве хотел стать боксёром, поэтому записал сына в бокс, хотя мальчик хотел играть в шахматы. Или мама всё детство мечтала о фигурном катании, поэтому дочь занимается им, а не любимым рисованием".
Между тем альтернатива для кружков и секций есть: хобби, занятия, которыми ребёнок может заниматься дома совместно с родителями. Например, походы - родители-туристы сами идут в поход и берут с собой ребёнка. Или вышивание: мама садится за вышивку и дочка учится у неё вышивать. Или рисование: старишие устанавливают мольберт, берутся за краски - рядом пишут картины дети. Такое бывает, и эти занятия ничуть не хуже организованного допобразования.
А что же с количеством кружков и секций? У меня есть несколько знакомых семей, где дети учатся в спортшколе, в музшколе, да еще и английский мзучают на курсах...
"Какой-то универсальной рекомендации о количестве кружков не существует, - считает специалист. - Этот вопрос лучше решать индивидуально в отношении данного конкретного ребенка. У всех нас, в том числе, и у детей, разное количество энергии и жизненных сил. У всех разный темперамент. Кому-то достаточно одного вида хобби: будет Маша ходить на макраме два раза в неделю - и достаточно. А кто-то захочет заниматься сразу несколькими направлениями, и он имеет на это право. Если справится, и энергии хватит на всё, если интерес остаётся устойчивым - пожалуйста".
Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.