Американский сериал «Ферзевый гамбит» осенью 2020 года ураганом пронесся по телеэкранам мира, покорив миллионы сердец, и вызвавший справедливую критику критически настроенных личностей.
Последних понять можно. Зрителям показали очередную спортивную мелодраму, скроенную по шаблону да еще с многочисленными огрехами. Шаблон (он же канон, он же литературная схема) выглядит следующим образом. Одаренный новичок приходит в спорт, где его не ждут. Однако наперекор обстоятельствам он, несмотря на тяжелые поражения, карабкается на вершину. Кульминацией является финальная схватка, где спортсмен (боксер, футболист, хоккеист, бейсболист, баскетболист, велосипедист или тот же шахматист) в тяжелой борьбе вырывает победу! Триумф, финальные кадры, конец фильма.
Зрителям этот поджанр нравится, поэтому «спортивные» фильмы снимаются регулярно. И «Ферзевый гамбит» из этого бесконечного ряда. И как почти любой спортивный фильм, он напичкан условностями, натяжками и даже нелепостями. Потому что «спортивные» фильмы – не о спорте, как таковом, а о Преодолении и Успехе, который манит на уровне подсознания обывателя. И если серьезного успеха нет в жизни, то почему бы не сопереживать ему в кино – этом царстве иллюзии?
Сценаристы и режиссеры фильмов все это знают, и делают продукт по давно сформированному и оправдавшему себя канону. Но это не причина большого успеха сериала. Не может вызвать ажиотаж то, что зрители в 11 раз увидели то, что десять раз видели до этого.
Режиссер сериала Скотт Фрэнк был, казалось, обречен сделать очередной трафаретный фильм. И он его сделал! За что критики поругали его, показав на многих примерах огрехи сериала. (Меня лично пришибла советская стюардесса в погонах и папахе). Но…
Режиссер может плыть по течению, а может – против него. Если это возможно. В сериале о шахматистке это было невозможно. Шаблон должен был соблюден и американка должна была победить советского гроссмейстера, а не наоборот (как было бы на самом деле). Но режиссер решил сделать «ход конем» - вставить в фильм нечто такое, чего еще не было. (Собственно, это и называется творчеством…).
Режиссер поставил в центр визуального ряда глаза. Нет, непросто глаза – а Глаза!
Есть выражение: «Глаза – зеркало души». И режиссер реализовал это выражение в видеоряде.
Мне понравился один из комментариев. Покритиковав сериал, он сказал затем, что можно было снять еще одну серию, чтобы просто смотреть на актрису. Последнее замечание - в точку!
Убери глаза актрисы – и все, сериал превратился бы в обычную спортивную мелодраму. Попереживали бы, и забыли, как о множестве других «спортивных» фильмах.
А, казалось бы, чего проще – снять актрису с выразительными глазами. Потому я специально посмотрел предыдущие работы Ани Тейлор-Джой. В других картинах таких глаз не было. Была просто глазастенькая девушка, коих много в кино. И только Скотт Фрэнк разглядел то. что не увидел никто, хотя оное, как говорится, лежало под носом.
А еще, ей сделали нужную прическу.
В многочисленных интервью Аня сверкает своими огромными глазами, но… то просто большие глаза, факт анатомии. По моему мнению, все нивелирует прическа. На удивление, немногие актрисы (что странно для женщины) знают, как с помощью прически подчеркнуть свою индивидуальность, сильные стороны своего лица. А Режиссер понял и нашел единственно верные фасоны прически. Они «закруглили» лицо: сферическое обрамление волос, а в центре Глаза. Такой «иконописный» подход полностью оправдал себя. Теперь зритель видел только то, что хотел Режиссер. А видеть такой взгляд - стоило потраченного у экрана времени.
Тейлор-Джой – мастеровитая, отличная актриса, и может придавать глазам любое выражение. То, что художники называют «палитрой» относится и к актерам. Палитра Ани многогранна и многоцветна. Через глаза она смогла передать движения мятущейся, жаждущей любви, души своей героини.
Но если бы режиссер только остановился на «ходе» с глазами Тейлор-Джонс, то можно было констатировать удачную, и, возможно, почти случайную находку. Но у него в запасе оказался еще один «ход» с героиней. Элизабет в детстве не Королева, а «гадкий утенок». И в тоже время, пешка, потенциально могущая стать ферзем (королевой).
У Айлы Джонстон была чрезвычайно трудная задача – сыграть драму личности при минимуме слов и эмоций. Даже для опытной актрисы, закончившей театральный вуз, это не простая задача, ибо не за что ухватиться: надо лишь смотреть и произносить односложные фразы. Чтобы выйти из положения требовалось играть состоянием души. Но в вузах этому учат годами – по методу Станиславского и прочим техникам. А тут подросток без существенного театрального опыта. Но Айла справилась с задачей блестяще. На нее, как и Аню, достаточно смотреть. И все понятно.
Будем надеяться, что на киношном небосклоне появилась новая звезда. Дай бог ей только умного Сценариста и Режиссера. Сколько надежд не оправдалось по причине отсутствия ролей нужного уровня. Достаточно вспомнить Эмму Уотсон, у которой роль Гермионы в «Гарри Потере», вероятнее всего, так и останется единственно звездной. А ведь из всей троицы она была самой интересной.
Успехи Скотт Фрэнка при выборе актрис тем более удивительны, что сериал наполнен средними по качеству актерскими работами, а подбор иных актеров вызывает недоумение – неужели нельзя было найти поинтересней? Видимое исключение – Марчин Дорочинский, сыгравший (тоже почти без слов) советского гроссмейстера с несуществующей фамилией Боргов (Голливуд жжет, когда доходит до России).
Что доказал успех сериала? Что дело не в сюжетных схемах, а в Образах. Образах нас – людей. Самых противных и самых прекрасных творений на Земле.