В сети Интернет есть публикации на эту тему, но мало информации для пользователей, которые по ошибке или невнимательности позволили сделать снимок.
С такой ситуацией столкнулась и наша героиня, когда покупала сим-карту.
На вопрос, зачем МТС ее фотография, сотрудник уклончиво ответил: «Чтобы доказать, что номер купил реальный человек». Такая вот политика. В итоге новая клиентка салона возражать не стала. Но, уже оказавшись на улице, начала думать, а верно ли поступила.
После звонка на горячую линию оператора выяснилось, что фотографирование не является условием покупки номера. Но тогда для чего оно? «На этот вопрос не могу Вам ответить. Возможно, действительно для проверки Вашей личности», - сказали в ответ.
Договор на сим-карту
Наша героиня более внимательно изучила его пункты. Оказалось, что она присоединилась к Общим условиям комплексного банковского обслуживания ПАО «МТС-Банк». А все потому, что не поставила галочки напротив тех пунктов, с которыми НЕсогласна. Ловкая формулировка, которую легко пропустить.
Служба поддержки Банка заверила, что владелец номера автоматически его клиентом не стал. Однако фотография, сделанная в салоне МТС, и персональные данные были ему переданы.
Изображение человека относится к биометрическим данным, на сбор которых требуется обязательное письменное согласие.
Заметим, что отдельного согласия на их обработку не подписывалось. По логике банка, достаточно было присоединиться к вышеупомянутым Общим условиям, а также НЕ поставить галочку в договоре с оператором. В тех же документах находим, что такое согласие исходит именно от КЛИЕНТА. А теперь посмотрим, о ком идет речь:
Т.е. клиент имеет с банком, как минимум, ДВА договора: о комплексном обслуживании и открытии счета. В рассматриваемой ситуации есть только первый. Поэтому считаем, что МТС фотографирует своих абонентов незаконно, однако доказывать или обосновывать это – не наша задача.
Несмотря на гарантии защиты персональных данных, хранить их в кредитной организации без надобности не было смысла. Для их удаления (изъятия) советуем руководствоваться положениями закона, которые также прописаны во внутренних документах банка.
Удаление персональных данных
В нашем случае было принято решение расторгнуть договор на сим-карту. Кроме того, в том же салоне МТС подано заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных, а также об отказе от всех договоров с банком. Его можно скачать на нашем сайте.
В течение нескольких дней пришло СМС-уведомление о принятии положительного решения. Отметим, что владельцы счетов в кредитных организациях даже после их закрытия не могут сразу же изъять свои персональные данные, поскольку законодательством предусмотрены определенные сроки их хранения. Но об этом мы подробнее скажем в следующих публикациях.
P.S. Если Вы оказались в аналогичной ситуации, но хотите сохранить номер МТС, можно использовать заявление следующего содержания:
Фирменные бланки можно найти на сайте оператора в Вашем регионе.