Летом 1879 года в российской газете появилось объявление о наборе всех желающих в группу по воздухоплаванию. Занятие для того времени экзотическое и даже экстремальное, ведь прототип первого самолета появится только в 1903 году.
Одним из постоянных участников кружка стал Огнеслав Костович выходец из Сербии, по роду деятельности моряк. Когда началась борьба с османами, он подался на войну, где перевозил русский десант и когда смолкли пушки, решил осесть в России. Огнеслав подал прошение императору Александру II и ввиду фронтовых заслуг получил русское гражданство, осев в Санкт-Петербурге.
В то время в Северной столице все грезили полетами. В 1881 году кружок воздухоплавателей, состоявший преимущественно из военных инженеров и моряков, выпустил первый номер. На обложке разместился чертеж аэроскафа – воздушного судна причудливой формы.
Это вытянутый аэростат, выполненный из дерева, с крыльями и хвостом. Проект так и остался проектом – не хватило денег на реализацию. А через три года во Франции дирижабль с электромотором совершил первый в мире длительный перелет – 8 км.
Успех французов всколыхнул Российское военно-техническое общество. Огнеслав к тому времени уже работал над проектом нового аэростата, названного «Россией». Это был грандиозный аппарат длиной свыше 60 м, а диаметром более 12 м.
Справка:
В 1884 году Огнеслав Степанович Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель. Двигатель Костовича был оппозитным, с горизонтальным размещением направленных встречно цилиндров. В нём впервые в мире было применено электрическое зажигание. Он был 4-тактным, 8-цилиндровым, с водяным охлаждением. Мощность двигателя составляла 80 л. с. при массе двигателя 240 кг, что существенно превышало показатели двигателя Г. Даймлера, созданного годом позже. Однако, заявку на свой двигатель Костович подал только 14 мая 1888 г., а патент получил в 1892 г., т. е. позже, чем Г. Даймлер и В. Майбах, разрабатывавшие карбюраторный двигатель параллельно и независимо от О. Костовича.
Одним из новшеств аэростата «Россия» стал бензиновый двигатель, обладавший невиданной доселе мощностью и легкостью. При 80 л.с. он весил всего лишь 240 кг. Для сравнения лучший в мире двигатель из Германии на то время обладал 14 л.с. и весил больше 400 кг. К тому же Огнеслав модифицировал немецкий двигатель – первым в мире добавил к ДВС электрическое зажигание.
Но судьба не позволила О. Костовичу воплотить задуманное. В 1889 году в ангаре, где стоял макет дирижабля, вспыхнул пожар. Значительная часть деталей была безвозвратно утеряна. Следом начались проблемы с арендой производственного помещения, а далее – проблемы с кредиторами.
Пытаясь спасти свое творение, изобретатель предложил военным выкупить технологию, но получил отказ. Несколько прототипов его двигателя были проданы, но наладить массовый выпуск получилось только через много лет. Со временем технология Костовича распространилась по всему миру и применяется до сих, а что касается дирижабля «Россия» – он так и не взлетел в небо.