Меня заинтересовала дыхательная практика.
Прежде чем заняться ею на регулярной основе, я решил основательно разобраться с ней.
Достойно ли это занятие того, чтобы уделять ему 15 или даже 30 минут каждый день?
Я проработал 5 книг на эту тему. Сегодня поделюсь ответами из книги профессора Джона Кабат-Зинна «Куда бы ты не шел, ты уже там».
Вопросы:
1. Почему «встать с кровати» еще не значит «проснуться»?
2. Мне даже на важные дела времени не хватает, почему я должен тратить полчаса на ничего не делание?
3. Я вроде умею дышать, 30 лет этим занимаюсь, зачем мне этому учиться?
4. Дать в морду обидчику или позволить измываться над собой дальше?
5. Мозг работает на нас или мы работаем на наш мозг?
1-й вопрос. Почему «встать с кровати» еще не значит «проснуться»?
Бодрствующего человека мы легко можем отличить от человека спящего.
Человека осознанного от человека «летающего в облаках» иногда бывает отличить сложнее. Между тем, между ними разница больше, чем между человеком трезвым и человеком, находящемся в недельном запое.
Находясь в конкретное время в конкретном месте мы летаем в мыслях о будущем или бродим по прошлому, словно смотрим сны наяву. Каждую секунду своей жизни мы стремимся занять лентами социальных сетей, совещаниями, сериалами, любой занятостью, лишь бы не встретиться с самим собой. Это понятно. Других мы судим по поступкам, а себя лишь по намерениям. А если мы посмотрим на себя трезво, то, возможно, увиденное нас не порадует. Поэтому мы так усердно «забиваем эфир» своей жизни чем попало. И пока мы заворожены придуманными картинками с надуманной важностью, из-под самого нашего носа уходит тот единственный момент, в который мы способны как-то повлиять на свою жизнь.
Как говорится, восходит лишь та заря, к которой пробудился ты сам. В своей книге Джон рассказывает нам как пробудить себя и не проспать свою жизнь.
2-й вопрос. Мне даже на важные дела времени не хватает, как можно тратить полчаса на «ничего не делание»?
Все, что мы делаем, мы делаем ради чего-то, ради какой-то цели, ради какого-то результата. Я далеко не с первого раза смирился с мыслью, что у медитации нет и не может быть какого-либо результата. Представь, что ты в походе. Ты движешься по маршруту уже не первый день, имеешь четкое представление о предстоящем пути до лагеря. Привал в такой ситуации не уменьшит расстояние до места назначения, не увеличит остаток светового дня. Остановка лишь поможет тебе лучше познакомиться с тем местом, в которым ты находился и до остановки. А еще ты получишь возможность оглядеться, внимательно посмотреть по сторонам и насладиться видом, сделать несколько фотографий на память, заметить горного козла на ближайшей сопке, почувствовать запах дикой смородины и т.д.
Если съесть два пирожка с картошкой, они дадут равное количество калорий. Но если один из них съесть «внимательно», то получишь больший спектр ощущений и эмоций. Дыхательная практика не дарит никаких ощущений, но позволяет получить их от того, что происходит вокруг.
Если цель жизни — как можно быстрее добежать до ее конца, то останавливаться не стоит, нужно так погрузиться в дела и заботы, чтобы перестать замечать как пролетают недели и месяцы. Если цель прожить счастливую жизнь, нужно относиться к ней не менее внимательно, чем к пирожку с картошкой.
Кроме того, «ничего не делание» и «бездельничество» абсолютно разные вещи. Ничего не делание требует максимальной концентрации, а это утомляет сильнее, чем наши любимые деловые дела.
3-й вопрос. Я вроде умею дышать, 30 лет этим занимаюсь, зачем мне этому учиться?
Дыхание отлично демонстрирует нам нашу способность делать что-то, не замечая этого.
Дыхательная практика не избавляет от стресса, вопреки расхожим мнениям. Стресс такое же естественное явление, как волны в море. Их невозможно остановить. Зато можно научиться не только уверенно держаться на них, но и использовать их себе во благо. И с этой получасовая ежедневная медитация справляется прекрасно.
Медитация требует дисциплины. Сидеть как дурак ты должен прямо сегодня, а эффект от этой практики получишь лишь когда-нибудь, и проявится он совсем не явно. Аналогично практике ежедневных пробежек.
Длительность ежедневных занятий имеет второстепенное значение. В одном сантиметре бесконечное количество точек, за одну минуту можно прожить неограниченное число моментов. Каждый из моментов — это то самое, чем бы оно ни было.
Медитирующий человек как гора — уравновешенный, стабильный, его ничто не расстраивает. Никакие бури и невзгоды не могут его взволновать. За своим гневом он способен наблюдать со стороны, как за закипающим чайником на кухонной плите. Я решил, что ради такого эффекта стоит заняться дыхательной практикой. Саму практику Джон Кабат-Зинн в своей книге не описывает, но мне удалось найти его 8-ми недельную программу MBSR. Если она тебе нужна, напиши мне об этом. Я поделюсь PDF-файлом. Он на английском, зато это первоисточник.
4-й вопрос. Дать в морду обидчику или позволить ему продолжать измываться над собой?
Ответ на этот вопрос написан в книге между строк. Я не сразу его разглядел. Он описан через такое явление, как терпение.
Терпение — это важная добродетель. С религиозной точки зрения люди для Бога, как дети. Никакому родителю не понравится, когда кого-нибудь из его детей кто-то обижает. Отношение к обидчику родного ребенка нам вполне понятно. А вот человек снисходительный, терпеливый к выходкам окружающих, всегда получает вознаграждение в виде удачи, любви, здоровья или чего-либо еще. Терпение держится на сострадании к тем, кто тебя тиранит. Медитация позволяет развить в себе чувство сострадания.
Меня удивил ответ Далай-Ламы в одном из диалогов книги. Его спросили, как он относится к китайцам, которые фактически разграбили его Родину. Он ответил: «Они отняли у нас все. Должно ли позволить им отнять у меня разум?». Вот бы все были такими вразумительными. Особенно те, кого я случайно подрежу на дороге, или кому я когда-нибудь наступлю на ногу в людном месте.
Нетерпимость рождается из непонимания. Все происходит по своим законам. Мы можем их не знать, но они действуют. Если пропустить в школе урок о гравитации, она не перестанет на тебя действовать. Вода падает вниз, пар поднимается вверх. Бессмысленно на это злиться. Нужно просто не забывать о том, что все происходящее закономерно, даже если причинно-следственные связи нам не понятны.
5-й вопрос. Мозг работает на нас или мы работаем на наш мозг?
Осознанность — это не когда нам в голову приходят адекватные идеи. Осознанность — это когда мы способны подмечать, когда мысль пришла, насколько она нас заняла, какие эмоции она вызвала. Часто этот процесс никак нами не контролируется. Мозг играет с нами, как с котятами. Он светит лазерной указкой направо и налево, а мы бездумно несемся туда, куда он хочет. Наше сознание очень ограничено. Оно такое же незначительное как крохотный солнечный зайчик в большой комнате подсознания. В этой комнате происходит невероятное количество вещей, как во время бурной вечеринки, а мы можем лишь довольствоваться тем, что подсвечивает нам мозг этим маленьким лучиком — осознанностью.
Быть осознанным, значит самостоятельно управлять лучом сознания, взять фонарь в свои руки. Мы привыкли к тому, что мозг управляет нами. Мы привыкли настолько, что потеряли способность управлять им. Спасибо, товарищ Джон Кабат-Зинн, что напомнил об этом.
Рекомендую
Ценность книги для меня составила 2558 слов. Именно такой объем собственных мыслей подарила мне эта книга. В одном я уверен точно, глубина этой книги явно превосходит мои когнитивные способности) Вам она подарит больше мыслей, чем мне. Читайте книгу Джона Кабат-Зинна «Куда бы ты не шел, ты уже там» и рассказывайте, на какие вопросы она ответила вам.