Найти тему
Вечерний Лошманов

Что не так с национальным конкурсом продуктов «Вкусы России»

Оглавление

Недавно Министерство сельского хозяйства провело национальный конкурс «Вкусы России», который получил заметную долю информационного шума.

Возник он в повестке дня как-то внезапно: я, например, узнал о нём из случайной ссылки в телеграме, а потом косяком пошли в социальных сетях призывы голосовать то за одно, то за другое.

Мне стало интересно, и я после подведения итогов изучил сайт конкурса, чтобы понять, что это вообще такое.

Вроде бы дело хорошее: пропаганда интересных российских продуктов. Но устроено всё так, что идея дискредитирует себя с самого начала: конкурс очень сырой и сделан по большей части для галочки.

Дело в том, что региональным продуктовым брендом можно считать совершенно определённые продукты.

Во-первых, это именно продукты, что-то материальное. Что можно пойти и купить. Не рецепты, которые относятся к нематериальному наследию и воспроизводимы в любом другом месте, а не только у себя на родине.

Во-вторых, они имеют тесную связь с регионом, в которых производятся. Это может быть традиционная технология, свойственная определённой территории, где живут носители определённой культуры. Или такие продукты делают только в этой местности и больше нигде. Или, допустим, делают много где, но именно в этом конкретном регионе они отличаются от всего подобного своим вкусом и качеством — и это обусловлено традициями, историей, местом продукта в региональной вкусовой карте.

Вместо этого «Вкусы России» свалили всё, что более-менее относится к региональной еде и продуктам, которые производят в разных частях нашей необъятной родины, в одну большую и бессистемную кучу.

В ней есть действительно интересные или по крайней мере любопытные продукты — смоленские конфекты, фетовский бульон, ялтинский лук, пошехонский пряник, татарский вяленый гусь. Но очень много того, что к делу вообще не относится.

Вот несколько примеров.

Блюда, то есть рецепты

Скриншот сайта конкурса «Вкусы России»
Скриншот сайта конкурса «Вкусы России»

При всей любви к буузам, донской ухе, пожарской котлете и другим подобным вещам — это не продуктовые бренды. Местные рецепты взаимосвязаны с местными продуктами, особенно в контексте региональной идентичности и туризма, — но это не одно и то же.

Обычные промышленные продукты, которые производят где угодно

Скриншот сайта компании «Агрокультура Групп»
Скриншот сайта компании «Агрокультура Групп»

Помидоры, которые вырастили а) в промышленных теплицах на гидропонике, б) по купленным в Европе технологиям, в) из семян гибридов, выведенных крупными зарубежными корпорациями, — никак не могут считаться брендом «Каширские томаты». Охотно верю, что помидоры качественные, — но они такие же, как у других подобных производителей.

Точно так же не может быть региональным брендом ветчина «Алексеевская» из Марий-Эл с таким вот составом. Сунуть в колбасное изделие соевый белок, картофельный крахмал, каррагинан и глутамат натрия — дело нехитрое, но только ничего марийского в этом нет.

Скриншот сайта агрохолдинга «Йола»
Скриншот сайта агрохолдинга «Йола»

Продукты, которым сочиняют несуществующую историю

Это, например, относится к той же марийской ветчине, про которую на сайте конкурса сказано, что «легендарный вождь и военачальник марийцев, Чумбылат, живший приблизительно в ХIII–XIV веках, был большим поклонником ветчины». Может, и был, только совсем другой ветчины.

Ещё пример — башкирский выдержанный сыр, про который пишут, цитирую: «В далекие времена предки башкир вели кочевой образ жизни и отдавали предпочтение тем продуктам, которые можно было брать с собой в дорогу. Выдержанный сыр идеально подходил для этого». Если же открыть инстаграм производителя, то мы увидим козьи сыры, сделанные по европейским, а не по старинным башкирским технологиям.

Скриншот инстаграма ИП КФХ Янбердина Л. Р.
Скриншот инстаграма ИП КФХ Янбердина Л. Р.

Да и брали с собой башкиры в дорогу корот, он же курут — кисломолочные шарики.

Продукты, произвольно объединённые в региональный бренд

Наконец, перед вами — один из победителей народного голосования, сыры Подмосковья.

Скриншот сайта конкурса «Вкусы России»
Скриншот сайта конкурса «Вкусы России»

Сайт пишет про сотню крафтовых сыроварен и про то, что «подмосковные сыровары разработали свою уникальную рецептуру мягких фермерских сыров». Это просто смешно. Единственное, что объединяет всех этих сыроделов, — то, что они делают сыр рядом с основным рынком потребления, то есть Москвой. Технологии — европейские, сыры — абсолютно разные, а молоко для них часто производится вовсе не в Московской области.

Чем всё это плохо? Тем, что создаётся только видимость работы по развитию региональных продуктовых брендов. И тем, что такой сырой конкурс может перечеркнуть тот большой труд по этому развитию, которую много лет ведут люди в разных регионах России.

______________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про то, почему я покупаю суздальское молоко и сметану, или про вкус городецких пряников. Подписывайтесь!

______________________

По традиции в конце звучит хорошая африканская музыка. Сегодня, правда, не совсем африканская: в квартете Off the Meds люди не только из Южной Африки, но и из Швеции.