По мотивам мансийской сказки
…А леса в наших краях славятся своей тёмной красотой. Древние, как сама жизнь, полные духов, играющих в ветвях деревьев. Не ты ли каждый день мечтаешь, как наступишь босыми ногами на толстый мох, находя утешение в том, что сделаешь новый шаг.
Мать-Тайга не выпускает из рук золотого веретена, и льются на землю нити, а из нитей тех сотканы леса: и растения, и звери, и птицы.
…Когда-то ездили по миру четыре всадника, четыре Больших Духа.
Научились люди отгонять Духа на черном коне, и стало в мире меньше голода.
Научились отгонять Духа на белом коне, и стали меньше умирать от болезней.
Дух на рыжем коне отложил боевой топор и стал большим и хитрым. Поселился он в сердцах и душах и научил людей убивать не оружием, а словом да монетой.
А Дух на седом коне царил над всеми, и встреча с ним была неизбежна…
Но сказка моя не об этом, а о том, что реже стали люди умирать молодыми, стали здоровее, стали лучше есть. А Дух раздора и злосчастия пел, разъезжая верхом на рыжем своём коне и становился всё больше, всё сильнее. И пел он о том, что в человеческих руках все нити матери-Тайги, что нет никакого золотого веретена, и только он, человек-человечек, владеет всем. Что он и главный, и сильнейший. Так поселил злой Дух в людях гордыню и кормился ею…
Человек бессчётно убивал зверей и рубил деревья… Он ехал в лес и оставлял там страшную отраву, что не гнила в земле... И вёл лживые речи о том, как любит природу, но отбирал у неё больше, чем мог съесть, хватал больше, чем мог унести. А благодарности по-прежнему не выражал.
Разгневалась тогда Мать-Тайга на человека. Почернели деревья, вода в реках стала тёмной и злой. Люди пили воду и заболевали. Болели они долго и тяжело, винили в этом соседей, и началась большая война. Без стрел, но словом, монетой, предательством и ложью губили человеки друг друга, и не было тому конца.
Тёмное небо над ними нависло, но не шёл дождь, не выходило солнце, всё стало серым. Многие человеки боялись тогда выходить из дома. И кто выходил, тоже боялся. Но надо было кормить детей своих, и они шли.
Слова звучали всё громче, а голоса обвиняли друг друга. Никто не помнил о том, что все человеки – дети одной Матери, и вышло из того большое зло.
Долго думали люди, в чём причина их злоключений, и один шаман пошел в тайгу.
Попросил он духов, чтобы отвели его к Матери-Тайге, потому что открылось ему, что всё зло от её обиды. Вели его духи три дня и три ночи, а к четвёртому закату вышел шаман на берег большого озера.
Сидел там чёрный ворон Кутх, огромный, выше деревьев, и тело его было из звёзд. Спросил его шаман: «Где бы мне Мать-Тайгу найти?» А Кутх бьёт в бубен и отвечает: «Мать-Тайга в нижний мир ушла, а меня напоила своей кровью и оставила злиться на людей. И теперь я Гнев Тайги, и силён я, и чёрен. Не буду спасать вас от злого духа».
Тогда шаман спросил: «А где сердце Матери-Тайги?»
Кутх взял трубку, затянулся ею, выдохнул… И начал по земле стелиться густой туман, а в тумане появились очертания гор.
«Там, – говорит, – её сердце. За Солёной горой, за красным мхом, за болотными топями».
Шаман всё понял, заплакал и пошёл, и слезами своими омыл дорогу к Солёной горе. Поднялся на вершину и увидел в долине красную-красную землю… Спустился он вниз, а это мох такой, и растёт он так широко, насколько хватает взгляда.
Пошёл шаман по красному мху к болотным топям, и с каждым шагом появлялись кровавые раны на его босых ногах. Но не мог прекратить он путь, горело в нём ярким костром горе человеческое.
…Наконец увидел он сияние в сердце болотных топей. Израненный, с истерзанной душой устремился туда. А там сидела маленькая птичка, сияющая ярче, чем солнце. Она пела нежно и пронзительно.
Спросил ее шаман:
– Кто ты?
И птичка ответила:
– Я – Сердце Тайги.
– А почему гнев её так велик, а сердце так мало?
– Когда человек неблагодарен и порочен, – грустно ответила птичка, – гнев её растёт, а сердце сжимается, чтобы не чувствовать большой боли.
Сел шаман на землю и заплакал, потому что дошёл до края мира, а что делать, не знает. И там, где падали его слёзы, сразу вырастали большие белые цветы. Тогда птичка села к нему на плечо и сказала:
– Вижу, что сердце твое белее снега. Так вот слушай моё слово: можно помирить человеков с Матерью-Тайгой и унять её гнев. Если исправят люди причинённое ими зло и заберут отраву из лесов, тогда все поправятся. И не будет Кутх бить в бубен, не будет на людей злиться. Тогда погибнет злой Дух.
Так и осталась птичка сидеть у шамана на плече, и пошли они вместе к человекам, чтобы рассказать, как прекратить злосчастья их…
Кто-то от слов тех проснулся. Исправил то, что натворил.
Прочие же продолжают спать.
Об авторе
Ада Дакар, г. Санкт-Петербург. Писатель, сказочник, соавтор писательского курса «Дикие истории», владелец баров «Парабеллум» и «Нико».
Другая современная литература: chtivo.spb.ru