Бронепалубные крейсера. Вся жизнь-мечта."Элизабета".
Королевские Военно-морские силы Румынии ( «Marina Regală Română») появились в виде первоначально речной флотилии 22 октября 1860 года, объединив в «Корпус флотилии» речные силы Молдавии и Валахии- 3 корабля из Валахии и 3 из Молдавии, укомплектованные 275 моряками. Штаб и база этого соединения-Измаил. Морские офицеры были отправлены на обучение во Францию. В 1861 году была введена новая темно-синяя униформа. и утвержден новый флаг — горизонтальные полосы национальных цветов с гербом и надписью «Честь и отечество».
Корабли румынского Королевского флота имели префикс NMS, «Nava Majestăţii Sale» (или « His / her Majesty Ship »).
В 1865 году во флотилии, базировавшейся в Браилове, было 15 офицеров, 2 врача, 8 барабанщиков, 4 унтер-офицера, 23 гражданских служащих и 360 старшин и рядовых; корабельный состав - колёсный пароход «Румыния»(первое приобретение румынского флота-бывший « Prin steamul Nicolae Conache Vogoride »(1861),переоборудован в военный корабль в Линце) и восемь речных канонерских лодок, к которым в 1867 году добавили построенный в Линце второй пароход «Штефан чел Маре» (королевская яхта).
17 ноября 1872 года в Галаце начала работу первая школа для офицеров и младших офицеров. В 1873 году флотилия получила первый современный корабль — канлодку «Фульджерул», построенную в Тулоне (через проливы прошла без оружия, в Галаце получила крупповскую пушку). В 1875 году флотилия пополнилась минным катером «Рындуника», построенным на верфи Ярроу в Великобритании.
Русско-турецкая война 1877-1878 года стала для вассальной к Османской империи Румынии стала Войной за независимость. Румынская флотилия перешла под командовании русских и воевала под русским флагом. На кораблях румынскими экипажами командовали русские офицеры. Например лейтенант Дубасов ( будущий адмирал) командовал катером «Рындуника», потопившим турецкий речной монитор «Сейфи». "Замом" у него был румынский майор. Другими кораблями русской Дунайской флотилии стали пароходы «Румыния» и «Штефан чел Маре», канлодка «Фульджерул» (как «Великий князь Николай»). Вторым успехом румынских моряков стало потопление турецкого речного монитора "Подгориче »( Подгорица ) румынской береговой артиллерией 7 ноября 1877 года.
В 1880 году Румыния приобрела построенную в Триесте канонерскую лодку NMS Grivița, свой первый морской военный корабль.
Румынский Черноморский флот был основан летом 1890 года, он состоял из небольшого бронепалубного крейсера NMS Elisabeta , учебного корабля NMS Мирча , трех миноносцев типа "Nǎluca" (французской постройки) и канонерки Griviţa .
В 1896 году флот был реорганизован-образованы Морская дивизия (Divizia de Mare) и Дунайская дивизия (Divizia de Dunre).
Согласно Брокгаузу и Эфрону, Военный флот Румынии невелик, но постоянно увеличивается, в особенности с тех пор, как морской арсенал перенесен из Галаца в Циглин, а Кюстенджи (Констанцы) обращено в военный порт. В 1898 г. флот Румынии состоял из 25 судов, в том числе крейсер, 1 учебное судно, 7 канонерских лодок, 6 судов береговой обороны, 6 первоклассных и 2 второклассных лодок и т. д.
В 1899 году была принята амбициозная кораблестроительная программа (6 броненосцев береговой обороны, 4 больших и 12 малых миноносцев, 8 речных мониторов и 12 речных миноносцев), но лишь 4 монитора (построенные в Австрии тип «Ион Братиану», 680 тонн, с пятью 120-мм и четырьмя 47-мм орудиями) и 8 речных миноносцев английской постройки (51 тонна, скорость 18 узлов ,одна 47-мм пушка и две шестовые мины) было реально получено.
С 8 по 10 июля 1905 года румынский флаг реял над самым мощным боевым кораблем в своей истории. В Констанцу пришел сдаваться мятежный броненосец "Потемкин" Командир порта капитан Негру торжественно поднял румынский триколор над броненосцем перед тем как ввести его в порт и отпустить экипаж. Уже 10-го Черноморский флот забрал мятежника.
В 1908 году в составе речных сил Румынии уже свыше тридцати кораблей и катеров разных классов (4 монитора, канонерские лодки, миноноски, сторожевые катера, один полицейский пароход и семь моторных катеров полиции). Численность штата речных сил достигла 65 офицеров и 1212 нижних чинов.
В 1912 году правительство Румынии утвердило новую программу, еще обширнее предыдущей, она включала строительство 6 легких крейсеров по 3500 т, 12 эсминцев по 1500 т и одной ПЛ. До начала Первой мировой войны успели заказать в Италии только 4 больших эсминца (лидера), но их реквизировали итальянцы с началом войны. Они вошли в состав итальянского флота как «Спарвьеро», «Ниббио», «Аквила» и «Фалько». После войны Румыния выкупила два из них, переданные Румынии 1.7.1920, «Спарвьеро» и «Ниббио» были переименованы в «Марашти» и «Марашешти». Уже во время войны румыны заказали в 1917 году в союзной Франции 3 подводные лодки типа «О'Бирн», но они также были реквизированы и вошли в 1921-22 годах в состав французского флота.
К началу первой мировой войны, в августе 1914 года военный флот Румынии насчитывал четыре 560-тонных канонерки 80-х годов, крейсер "Элизабета" 1888 года рождения, три старых миноносца типа"Nǎluca" , восемь минных катеров и ещё несколько устаревших судов. Дунайская флотилия состояла из достаточно современных кораблей и была более боеспособной.
В мировой войне симпатии Румынии были на стороне Антанты, но она довольно долго торговалась и вступила в войну лишь 27 августа 1916 года только для того, чтобы потерпеть чудовищное поражение от немцев и их союзников.
От скромного морского флота помощи румынской армии практически не было, активно действовала только Дунайская флотилия. Румыны передали русскому Черноморскому флоту свои самые современные гражданские суда («Романия», «Дакия», «Император Траян», «Реджеле Карол I»), которые были переоборудованы русскими во вспомогательные крейсера.
После войны Румыния получила три бывших австро-венгерских речных монитора, переименованных в Ардеал , Басарабия и Буковина. В 1921 году у итальянцев было куплено еще 4 патрульных катера. В итоге румынская Дунайская флотилия стала самым мощным речным флотом в мире вплоть до второй мировой войны.
Но основное внимание было уделено Черноморскому флоту . Помимо полученных в 1920 году, наконец, из Италии эсминцев «Марашти» и «Марашешти», во Франции были приобретены 5 канонерок. Причем пятая-сразу на запчасти, а четыре-Стихи , Думитреску , Лепри и Сублокотенент Гикулеску.
По репарациям от австро-венгерского флота румынам досталось семь миноносцев, правда миноносец FULGERUL перевернулся и затонул в Босфоре при транспортировке в 1922 году. В 1926 году в Италии были заказаны два эсминца: Regele Ferdinand и Regina Maria, а также первая подводная лодка Румынии Delfinul и база для подводных лодок Constanța. Эти корабли вошли в строй в 1930-1936 годах.
Растущему флоту требовалось больше специалистов. В 1920 году в Констанце было основано еще одно военно-морское училище. Для обучения курсантов в Германии было заказано учебное парусное судно Mircea (1938). Традиционно, как дополнительный резерв ВМФ укреплялся и государственный торговый флот (SMR ( Serviciul Maritim Român), в 30-х годах он получил из Германии грузовые Ардил , Пелеш , Алба - Юлия , Сучава , пассажирские лайнеры Бессарабия и Трансильвания. Из Италии четыре новых грузовых судна было получено как раз перед началом Второй мировой войны: Balcic , Cavarna , Мангалия и Сулина. В 1940 году у SMR было 17 торговых судов на более чем 72 000 тонн водоизмещения.
В 1937 году румынский флот вышел на новый уровень- была предложена новая программа вооружения. Благодаря построенному в Галаце новому сухому доку, на отечественных верфях румыны собирались построить крейсер, четыре малых эсминца, три подводные лодки, два заградителя и десять торпедных катеров.
Правда вместо крейсера построили минный заградитель Amiral Murgescu (он успел войти в строй до войны). Из четырех запланированных достроен был только он один. Еще один достраивался в Германии, но о вступлении в строй информация не точная.
Четыре запланированных эсминца были заменены четырьмя немецкими тральщиками класса М, они были построены в Румынии из немецких материалов в 1943 году ( 500т, две 88-мм пушки, пять зенитных орудий (два 37-мм и три 20-мм) и два метателя глубинных бомб).
Две из трех запланированных подводных лодок были заложены на верфи Галац в 1938 году, спущены на воду в мае 1941 года и сданы в эксплуатацию в мае 1943 года. Первой была « Марсуинул» ( 620-тонн, одна 105-мм палубная и одна 37-мм пушки , шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых). Вторая- « Речинул»( 585-тонный подводный заградитель , одна 20-мм зенитной пушкой, четыре 533-мм торпедными аппарата и 40 мин). Третья запланированная подводная лодка была заменена пятью итальянскими CB, сверхмалыми подводными лодками, переданных немцами в 1943 году после капитуляции Италии. В 1941 году немцы передали румынам два небольших минзага типа OMm35 (60 тонн), захваченных ими в Чехословакии . Они были переименованы в V5 и V6.
Три из десяти запланированных торпедных катеров были построены Vospers в Великобритании и приобретены в 1940 году. Они получили названия Viforul , Viscolul и Vijelia . Еще шесть типа британского Power были построены на отечественных верфях как класс Vedenia . Они были заложены в 1939 году и сданы в эксплуатацию в 1943 году. В августе 1943 года после капитуляции Италии немцы отдали румынам еще семь итальянских МАS . В августе 1944 года румыны, когда перешли на сторону антигитлеровской коалиции, сами захватили в своих портах четыре 65-тонных немецких шнельбота.
На 1941 год румынский флот имел в составе Морской дивизии 2 вспомогательных крейсера, 4 эскадренных миноносца( Mărășești , Mărăști, Regele Ferdinand и Regina Maria ), 3 миноносца, 2 заградителя ( Amiral Murgescu и Cetatea Albă) подводную лодку ( Delfinul ), 3 канонерские лодки, 3 торпедных катера( Viforul , Vijelia и Viscolul ), 13 тральщиков и др.; в Дунайской дивизии-7 мониторов, 3 плавучие батареи, 2 броне и 4 сторожевых катера.
Учитывая соотношение сил на Черном море, планы румын были сугубо оборонительными- Констанцу, главную базу флота, защищали минные заграждения из 1000 мин и 1797 минных защитников, дивизион береговых батарей – шесть 280-мм немецких (батарея "Тирпиц"), шесть 152-мм и четыре 120-мм пушки.
В начале войны летчиками ЧФ был потоплен минный заградитель «Аурора» и несколько речных судов. Канонерку Lepri румыны потеряли сами еще в январе 1941 года на минах, выставленных тем же «Аурора».
Так как активно румынами использовался только транспортный флот, то к концу войны все суда SMR были потоплены или повреждены. Военный же флот практически не пострадал. В этот период, правда, только два эсминца ( Regina Maria и Mărășeti ), две канонерские лодки ( Dumitrescu и Ghiculescu ), один минный заградитель ( Amiral Murgescu ) и три торпедных катера все еще находились в рабочем состоянии. Остальные военные корабли находились в ремонте после эвакуации Крыма.
Когда в августе 1944 года советский тральщик Т-410 «Взрыв» в сопровождении Амирала Мургеску был потоплен немецкой подводной лодкой, советский флот обвинил румын в саботаже и 5 сентября 1944 года румынские корабли были захвачены.
Все румынские военные корабли были переведены в порты кавказского побережья. Старые корабли были возвращены в сентябре 1945 года, а более современные (например, типа Regele Ferdinand ) находились в Черноморском флоте СССР до начала 1950-х годов. Некоторые военные корабли так и не были возвращены.
Так в 1944 году эсминцы «Марасешти» , «Марашти», «Реджеле Фердинанд», «Реджина Мария» вошли в состав Советского ВМФ как «Легкий», «Ловкий», «Лихой», «Летучий». В 1945 году первые два были возвращены Румынии и сданы на слом в середине 50-хгодах. Остальные, более современные были возвращены в 1951 году.
Военно-морские силы Румынии были реорганизованы после войны и упразднения монархии в Румынский народный флот .
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.