Проповедник должен знать как можно больше о своей общине. За красивой одеждой, улыбающимися лицами и дружескими приветствиями может скрываться огромное количество проблем.
Вот, например, в последнем ряду сидит мужчина средних лет, душа которого разрывается от горя, потому что месяц назад скоропостижно умерла его жена. А вон там сидит образцовая с виду христианская семья, но дело в том, что муж и жена практически не разговаривают друг с другом. Слева - девочка-подросток, настолько охваченная чувством неуверенности в себе, что уже даже думала о самоубийстве. Справа - женщина с расстройством психики, из-за чего ее жизнь превратилась в постоянный кошмар. Вон тот мужчина пытается лечиться от алкоголизма, а тот молодой человек - наркоман, а шестидесятилетний мужчина рядом с ним недавно узнал, что у него рак. Иными словами, проповедники проповедуют, а руководители руководят в общине, где люди и находятся при смерти, и терзаются душевной болью. Этот факт больше, чем какой-либо другой, говорит о том, что руководители церкви, которые обязаны помогать христианам и в подобных проблемах, должны развивать в себе умение консультировать.
ЧТО ЗНАЧИТ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ?
Определения слова “консультировать” различаются в зависимости от того, кто является консультантом и какова степень его подготовленности. Доктор Пол Сазерн утверждает, что консультировать - это не указывать, учить, наказывать или говорить, а, главным образом, слушать. Ему также принадлежит высказывание о том, что консультант - это “слушающее ухо и понимающее сердце”. Сазерн составил перечень того, что не должен делать консультант. Он (1) не дает советов, (2) не принимает решений за того, кто обратился за советом, (3) не осуждает обратившегося за советом, (4) не хвалит обратившегося за советом, (5) не игнорирует чувств или отношения обратившегося за советом к тому, о чем он рассказывает, (6) не сочувствует, (7) не выясняет чрезмерно пытливо факты и обстоятельства, (8) не навязывает собственное мнение тому, кто обратился за советом, (9) не спорит, (10) не поучает, (11) не становится на чью-либо сторону, если за советом обратилась пара, (12) не преуменьшает и не преувеличивает серьезность проблемы, (13) не разъясняет поведение человека ему же самому, (14) не упрощает чрезмерно восстановительный процесс, (15) не приводит примеров того, как с подобными проблемами справились другие.
Напротив, говорит он, цель консультирования по личным вопросам в религиозной сфере - помочь людям самим найти в себе силы справиться с трудностями, разобравшись в своих проблемах, предоставить им слушающие уши и понимающее сердце. Такое консультирование присуще самой природе церкви. Во-первых, в Новом Завете изложены все действующие принципы психологии. Во-вторых, консультирование всегда затрагивает религиозные и нравственные проблемы. В-третьих, консультант должен “терпимо относиться” к тем, кто слаб (Рим. 15:1; Современный Перевод). Ключом к этому, согласно Сазерну, является понятие эмпатии (то есть, сочувствия, сопереживания, умения поставить себя на место другого): эм означает “в”, патос - “чувство”, даже страдание. Исходя из этого, “эмпатия” буквально означает “вчувствование”, “проникновение собственными чувствами в чувства другого человека”. Тогда можно сказать, что консультирование по личным вопросам есть взаимодействие личности одного человека с личностью другого (эмпатия), пока не наступит терапевтический эффект.
КТО ДОЛЖЕН КОНСУЛЬТИРОВАТЬ?
Выполнять роль духовных консультантов, так или иначе, придется старейшинам и проповедникам. Они могут думать, что не обладают достаточными навыками для консультирования вообще, или что они не сведущи в данном конкретном вопросе, но как бы там ни было, готовы они или нет, они рано или поздно обнаружат, что люди ждут помощи именно от них. Поэтому даже небольшая подготовка в этой области лучше, чем полное ее отсутствие.
У руководителей церкви может и должно быть положительное отношение к консультированию. Они должны осознавать, что консультирование будет способствовать достижению целей, поставленных ими в церкви. Например, многие (не все) душевные или эмоциональные проблемы вызваны грехом. Когда старейшина или проповедник помогают человеку справиться с грехом, они тем самым помогают ему преодолеть эмоциональные проблемы; а когда старейшина или проповедник помогают человеку разрешить эмоциональные проблемы, они помогают ему покончить с грехом. В любом случае, они помогают человеку обрести спасение. В других случаях, только справившись с горем, одиночеством, унынием и т.д., человек может начать расти духовно. Иногда такие ситуации, когда люди нуждаются в консультации (например, при вступлении в брак), могут открыть дверь для последующей евангелизации.
Однако, малый опыт в психологии и консультировании может таить в себе опасность. Например, имея неглубокие познания в психологии, нельзя заниматься психоанализом. Не следует также заострять внимание только на одной причине, вызывающей определенное поведение. Человек - слишком сложное существо, чтобы предполагать, что проблема может возникнуть только по одной какой-то причине. Очень важно, чтобы старейшина или проповедник правильно осознавали свои возможности, избегали давать советы, основанные на поверхностном понимании ситуации, а также знали, когда и к кому направить людей, нуждающихся в более квалифицированной помощи, чем они могут предоставить сами.
Хотя всем старейшинам и проповедникам приходится выполнять роль консультантов, не все из них в равной мере обладают этим талантом. Поэтому старейшинам или проповедникам, равно как и всем членам церкви, не следует думать, что эти доверительные беседы будут занимать у них одинаковое количество времени.
Старейшины и проповедники не должны быть единственными в церкви, компетентными в духовной помощи. Других христиан тоже нужно поощрять к этой работе (а также к приобретению ими профессиональной подготовки в области консультирования). У “рядовых” членов церкви может быть особый талант помогать тем, кто потерял душевное равновесие. Руководители церкви должны выявлять их, вдохновлять на применение своего таланта, а также помогать им получить подготовку для более плодотворного служения в этой области. Если мы как христиане будем “признаваться друг перед другом в поступках и молиться друг за друга” (Иак. 5:16), если мы будем “вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, [быть] долготерпеливыми ко всем” (1 Фес. 5:14), если мы будем “сносить немощи бессильных и не себе угождать” (Рим. 15:1), и особенно если мы будем относиться друг к другу с такой нежной и любящей заботой, какая завещана нам в той заповеди, где Христос призывает нас возлюбить друг друга так, как Он возлюбил нас (Ин. 13:34, 35), то мы будем оказывать такую поддержку и создавать такую атмосферу, в которых нуждается большинство из нас для того, чтобы продолжать жить и возрастать как в чисто человеческом плане, так и в плане нашей принадлежности к Божьей семье.
Поэтому, в определенном смысле, у каждого христианина есть как возможность, так и обязанность служить другому христианину, предоставляя ему “консультационные услуги”.
Для выполнения этой обязанности требуется отзывчивость к нуждам и положению других, способность к сопереживанию и, как говорил Сазерн, слушающее ухо и понимающее сердце.
КОГО ДОЛЖЕН КОНСУЛЬТИРОВАТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Возможностей для доверительных бесед много. Может случиться и так, что христиане не проявят особого желания заниматься этим, так как боятся “утонуть” в этой работе, того, что им придется консультировать людей, чьи проблемы окажутся для них непосильными. Однако далеко не все проблемы, с которыми обращаются к руководителям церкви, совершенно не разрешимы или представляют угрозу для жизни. Не все они связаны с алкоголизмом, употреблением наркотиков, с надвигающимся разводом, самоубийством и т.д.
Люди любят поговорить, когда больны, потеряли работу, когда у них горе или хандра. Зачастую они не нуждаются в длительных доверительных беседах; им нужна помощь только на короткое время, когда они испытывают какой-нибудь стресс. В таких случаях и при таких обстоятельствах присутствие руководителей церкви и их готовность выслушать оказывает на людей целительное воздействие.
Очень важно, чтобы руководители осознавали пределы своих возможностей, особенно, когда проблема действительно серьезная или безнадежная, и знали, к кому можно направить обратившихся за помощью. Не всякому психологу или психиатру следует доверять. Некоторые из них работают, исходя из антихристианских принципов. Если, например, жена несчастлива, такой психотерапевт может быстро посоветовать ей оставить своего мужа и семью, поскольку считает, что личное счастье человека превыше всего. Поэтому руководители церкви, прежде чем направлять людей к тому или иному терапевту, должны располагать о нем необходимой информацией. Для того, чтобы овладеть искусством духовного консультирования, руководители должны очень много читать и, по возможности, пройти специальное обучение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше общество преисполнено страданий. Люди повторяют за псалмопевцем: “Никто не заботится о душе моей” (Пс. 141:4). В каком-то смысле, они задают тот же вопрос, что в свое время задавал Иеремия: “Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача?” (Иер. 8:22). Последователи Иисуса должны показать, что есть все-таки тот, кто заботится о нас! У нас есть бальзам для кровоточащего сердца. Наш Господь “исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их” (Пс. 146:3). Мы можем воспользоваться Его бальзамом.
Остерегайтесь говорить тем, кто пришел к вам со своей душевной болью: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, - ничего не сделав, чтобы помочь им в их страданиях (см. Иак. 2). Иисус творил добро. Давайте же будем делать все, что в наших силах, чтобы помогать страждущим.