Делать покупки в интернет-магазинах становится уже чем-то обыденным. Под натиском онлайн-торговли и ситуации с пандемией коронавируса традиционные магазины начали сдавать свои позиции. Так, российский рынок интернет-торговли, если верить статистике Data Insight, за прошлый год вырос на 23% — до 31 миллиарда долларов, сообщается на сайте 360°.
Это столько же, сколько в Индии, и немного меньше, чем в Канаде.
В текущем году на интернет-продажи приходилось уже 10% российского рынка. Показатели, по прогнозу Data Insight, будут стремительно увеличиваться. В период с 2021-го по 2024-й темпы роста могут возрасти до 33,2% в год. Онлайн-ретейлер Ozon уже успешно вышел на американскую биржу.
Эта новость, а также анонс запуска маркетплейса Сбербанка возобновили дискуссию о скором уходе традиционной розничной торговли.
Такие разговоры сподвигнут многих ретейлеров переориентироваться и уйти в онлайн-торговлю, тем более, что современные технологии позволяют сделать это качественно и в кратчайшие сроки.
«На сегодняшний день механизмы интернет-продаж настолько отработаны, что запустить красивый, функциональный сайт-магазин можно за одну-две недели, а то и меньше. При этом есть кейсы, когда сначала запускается интернет-магазин, активно продаются предзаказы и только потом налаживается взаимодействие со складами и производствами. Таким образом, для запуска интернет-магазина требуются минимальные вложения», - рассказывает Дмитрий руководитель студии Bananaweb, специализирующейся на разработке интернет-магазинов.
При этом стоит задуматься о гарантиях и безопасности для потребителей, так как рынок становится настороженнее к интернет-магазинам из-за большого количества мошеннических сайтов и сайтов-дублеров, добавляет Дмитрий Виноградов. По его мнению, именно этот фактор сильно тормозит полный уход традиционного ретейла в онлайн. Но, не смотря на сложности, время для перехода бизнеса в онлайн или открытия своего онлайн-магазина сейчас наиболее удачное.
Сооснователь Fix Price Сергей Ломакин уверен, что говорить о полном переходе торговли в онлайн будет рано еще лет десять. Несмотря на значительный прирост интернет-сектора, основные деньги еще долго будут находиться офлайн. Доказательство этому — резкое восстановление трафика в торговых точках сразу после снятия ограничений Сергей Ломакин.
«Складывается впечатление, что люди, вынужденно перенесшие покупательную активность в онлайн на два-три месяца, с удовольствием вернулись в магазины ради полноценного шопинга», — рассказывает Сергей Ломакин.
Привычка экономить
В третьем квартале этого года Росстат зафиксировал рекордный рост потребительской уверенности. Всего за последние шесть лет ее индекс уходил в значительный минус трижды. Колебания цен на углеводороды роняли показатели в 2015 и 2016 годах. Еще один антирекорд наметился во втором квартале 2020-го, когда традиционные переживания по поводу падения курса рубля сопровождались ростом неопределенности на мировом и внутреннем рынках. Август снизил тревожность по поводу будущего: россияне не столкнулись ни с массовой безработицей, ни с разгоном инфляции. Самыми оптимистичными выглядят представители наиболее активной и платежеспособной категории населения — в возрасте от 30 до 49 лет.
«Потребительские настроения — это лакмусовая бумажка состояния экономики. И если на вопросы о доходах граждане вольно или невольно немного лукавят, то о своих настроениях могут говорить смело», — считает доцент кафедры экономической статистики РЭУ имени Плеханова Ольга Лебединская.
Число оптимистов не увеличилось, но снижается число тех, кто говорит об ухудшении своего материального положения в прошлом или в будущем, а также число тех, кто оценивает будущие или случившиеся изменения нейтрально. Результатом таких изменений должен стать рост показателей в ретейле, сервисе и общепите. Однако центрами оптимизма, по словам Ольги Лебединской, становятся крупные агломерации, в то время как в регионах все по-прежнему сложно.
Психологическая зависимость
Доля онлайн-канала в ретейле во время пандемии достигла 10%. При условии сохранения рисков распространения коронавируса объемы могут увеличиться до 20%. Но цифра не будет постоянной из-за психологической неготовности отказаться от традиционных покупок. Об этом рассказал Сергей Ломакин.
«Одна из причин популярности традиционных магазинов заключается в том, что покупателю важно посмотреть в глаза другому человеку, чтобы удостовериться в правильности своего выбора, особенно если приобретается сложный товар. Именно поэтому чемоданы продаются в онлайне лучше, чем, например, различные гаджеты», — рассказывает Сергей Ломакин.
Он также подчеркнул, что шопинг — это «способ снятия напряжения, релакс, поэтому от него сложно отказаться».
Фиджитал-будущее
Эксперты уверены, что будущее ретейла за фиджитал.
«Сочетание физической дистрибуции и цифровых технологий может дать требуемый клиентский опыт. Покупателю сегодня важны скорость, отсутствие лишних действий для совершения сделки, он хочет, чтобы ретейлер предугадывал его желания», — Сергей Ломакин.
Потребитель постоянно перемещается между онлайн и офлайн. Он может выбрать продукт бренда в интернет-магазине, прочитать отзывы о нем в социальных сетях, сходить пощупать продукт и заказать его на маркетплейсе. Это новые условия игры, которые определяют выход конкуренции за традиционные ретейл-рамки. На рынок e-commerce выходят сами производители и IT-компании. О желании занять сильные позиции в электронной коммерции заявил и Сбербанк. По словам первого зампреда правления банка Льва Хасиса, Сбербанк рассчитывает войти в топ-3 или топ-5 игроков онлайн-продавцов с оборотом порядка 500 миллиардов рублей. При этом три предыдущие попытки выйти на этот рынок топ-менеджер Сбербанка признал провальными.
«Интересных проектов в ретейле становится все больше. Думаю, вскоре мы увидим любопытные трансформации из офлайна в онлайн, а также уникальные фиджитал-проекты, например, с использованием технологий дополненной реальности. Искренне завидую тем, кто пользуется моментом, чтобы войти в это новое технологичное будущее интернет-ретейла», — подчеркивает разработчик интернет-площадок Дмитрий Виноградов.