При изучении исторических материалов иногда возникают вопросы на которые не можешь сразу найти тот или иной ответ, или разумное объяснение. Причем это могут быть довольно сложные вопросы, связанные с важными тактическим решениями, или простейшие жизненные ситуации с последствиями. Предлагаем рассмотреть несколько из них в этой рубрике.
Как уже было отмечено, в истории было большое количество мелких происшествий, которые могут вызывать удивление, при этом они не особо значимы, или на них просто не обращали внимание из-за их малозначительности. Но такие моменты увлекают, заставляя разобраться, однако они так и остаются не решенными. А иногда в их основе просто человеческое несовершенство и слабость. Итак дело было так.
16-го сентября 1862 года 9.30 пополудни пароход «ХХХХ» снялся с якоря при тихом SW, с Большого Кронштадтского рейда и отправился к Кальбоденгрундскому маяку, для оказания помощи американскому купеческому судну "Император" с грузом тика, часть которого принадлежала морскому ведомству. В половине 5-го часа закричали с бака: «Бурун перед носом!». Сразу же была остановлена машина, приказали дать задний ход, и руль положили право на борт. Но пароход, несмотря на остановленную машину, имея 8 узлов хода, выскочил на плоский камень Малого Соммерса. Корпус пробоин не получил и течи не было. С рассветом 17 сентября к нему подошел английский барк «Хелли» и предложил помощь. Но капитан, желая сэкономить казенные средства и не уронить престиж, предпочел ждать помощи из Кронштадта.
Пока на помощь шли пароходы «Смелый» и «Храбрый», ветер сменился, уровень моря опустился, и корабль плотно сел на скалу носовой частью. Попытка снять его двумя пароходами оказалась безрезультатной. Для облегчения носа команда выбрасывала за борт уголь, а все имущество перенесли в корму. 19 числа в 3 часа пополудни пароходы сделали сигнал, что, вследствие засвежевшего SO не могут взять на буксир «ХХХХ», поэтому, пользуясь попутным ветром, продолжали отправлять на Соммерс пароходное имущество, а на ночь отправили и всю команду с офицерами. Командир остался на пароходе с 30-ю матросами и одним офицером.
В продолжение 20-го числа предпринимали все меры к снятию парохода с камня: срубили фок-мачту, продолжали свозить с парохода медные и железные вещи. 21 сентября продолжали свозить груз. При этом не учли возникновения изгибного напряжения корпуса, и листы обшивки начали расходиться, открылась течь. Водонепроницаемых переборок на нем не было, и вода свободно перетекала в корму, еще более утяжеляя ее. В течение дня корабль опустился под воду кормой, а за несколько последующих дней он полностью ушел в глубину вниз по склону.
Этот случай произошел с русским колесным пароходом (пароходофрегатом) "Гремящий", числящимся в составе Балтийского флота.
Для справки: "Гремящий": заложен 15 сентября 1849 года на Адмиралтейской верфи в СПб. Спущен 18 августа 1851 года. Строитель И.А.Амосов. Длина 190 футов, ширина с обшивкой 36 футов 6 дюймов, осадка носом и кормой - 13 футов 6 дюймов. Водоизмещение - 18\501 т. Скорость - 11 узлов. Машина мощностью 400 номинальных л.с. Вооружение: 2-36-фунт, 4-24-фунт., 3-1-пуд. орудия. Стоимость корпуса - 177144 рубля, машины - 936 рубля (данные из документов того времени).
Вопрос: насколько капитан сэкономил казенные средства и удержал престиж?
Кстати, в 2008 году корпус был обнаружен. Он находится на небольшой глубине и хорошо сохранился.
А какие подобные случаи вам известны, дорогие читатели? Делитесь в комментариях, покажите эрудицию.