Найти тему
Navygaming Channel

"Парадоксы" истории или вопросы без ответа: когда "лучшее" решение хуже хорошего

При изучении исторических материалов иногда возникают вопросы на которые не можешь сразу найти тот или иной ответ, или разумное объяснение. Причем это могут быть довольно сложные вопросы, связанные с важными тактическим решениями, или простейшие жизненные ситуации с последствиями. Предлагаем рассмотреть несколько из них в этой рубрике.

Как уже было отмечено, в истории было большое количество мелких происшествий, которые могут вызывать удивление, при этом они не особо значимы, или на них просто не обращали внимание из-за их малозначительности. Но такие моменты увлекают, заставляя разобраться, однако они так и остаются не решенными. А иногда в их основе просто человеческое несовершенство и слабость. Итак дело было так.

16-го сентября 1862 года 9.30 попо­лудни пароход «ХХХХ» снялся с якоря при тихом SW, с Большого Кронштадтского рейда и отправился к Кальбоденгрундскому маяку, для оказания помощи американскому купеческому судну "Император" с грузом тика, часть кото­рого принадлежала морскому ведомству. В половине 5-го часа закричали с бака: «Бурун перед носом!». Сразу же была оста­новлена машина, приказали дать задний ход, и руль положили право на борт. Но пароход, несмотря на остановленную машину, имея 8 узлов хода, выскочил на плоский камень Малого Соммерса. Корпус пробоин не полу­чил и течи не было. С рассветом 17 сентября к нему по­дошел английский барк «Хелли» и предложил помощь. Но капитан, желая сэкономить ка­зенные средства и не уронить престиж, пред­почел ждать помощи из Кронштадта.

Пока на помощь шли пароходы «Сме­лый» и «Храбрый», ветер сменился, уровень моря опустился, и корабль плотно сел на скалу носовой частью. Попытка снять его двумя паро­ходами оказалась безрезультатной. Для облег­чения носа команда выбрасывала за борт уголь, а все имущество перенесли в корму. 19 числа в 3 часа пополудни пароходы сдела­ли сигнал, что, вследствие засвежевшего SO не могут взять на буксир «ХХХХ», поэтому, пользуясь попутным ветром, продолжали отправлять на Соммерс пароходное имущество, а на ночь отправили и всю команду с офицерами. Командир остался на пароходе с 30-ю матросами и одним офицером.

Расположение пароходофрегата "Гремящий" на камне Малого Соммерса 16 сентября в момент посадки на него и после ухода под воду - после 21 сентября.
Расположение пароходофрегата "Гремящий" на камне Малого Соммерса 16 сентября в момент посадки на него и после ухода под воду - после 21 сентября.

В продолжение 20-го числа предприни­мали все меры к снятию парохода с камня: срубили фок-мачту, продолжали свозить с парохода медные и железные вещи. 21 сен­тября продолжали свозить груз. При этом не учли возникновения изгибного напряжения корпуса, и листы обшивки начали расходить­ся, открылась течь. Водонепроницаемых пе­реборок на нем не было, и вода свободно пе­ретекала в корму, еще более утяжеляя ее. В течение дня корабль опустился под воду кормой, а за несколько последующих дней он полностью ушел в глубину вниз по склону.

Пароходофрегат «Смелый» – один из спасателей, пришедших на помощь «Гремящему»
Пароходофрегат «Смелый» – один из спасателей, пришедших на помощь «Гремящему»

Этот случай произошел с русским колесным пароходом (пароходофрегатом) "Гремящий", числящимся в составе Балтийского флота.

Для справки: "Гремящий": заложен 15 сентября 1849 года на Адмиралтейской верфи в СПб. Спущен 18 августа 1851 года. Строитель И.А.Амосов. Длина 190 футов, ширина с обшивкой 36 футов 6 дюймов, осадка носом и кормой - 13 футов 6 дюймов. Водоизмещение - 18\501 т. Скорость - 11 узлов. Машина мощностью 400 номинальных л.с. Вооружение: 2-36-фунт, 4-24-фунт., 3-1-пуд. орудия. Стоимость корпуса - 177144 рубля, машины - 936 рубля (данные из документов того времени).

Вопрос: насколько капитан сэкономил казенные средства и удержал престиж?

Кстати, в 2008 году корпус был обнаружен. Он находится на небольшой глубине и хоро­шо сохранился.

А какие подобные случаи вам известны, дорогие читатели? Делитесь в комментариях, покажите эрудицию.