Найти тему
Социальный гуманитарий

Персональные компьютеры в СССР были созданы раньше, чем в США: в 1948 г.

Как вы думаете: когда и где появились 1-ые компьютеры?

(Если не брать в расчет прообразы искусственного интеллекта – античный и древнекитайский абак V в. до н. э. и 1-ую арифметическую машину «Паскалина», созданную Блезом Паскалем в 1642 г.)

В США в 1969 г. в виде 1-го домашнего «кухонного компьютера» H316?

Нет, 1-ые компьютеры появились в СССР на 21 год раньше: в 1948 г.

Нашу страну в ряд пионеров компьютеризации никто никогда не ставит. Максимум – помнят, что в 1980-х гг. у нас был разработан любительский 8-разрядный «Микро-80». Его узнали потому, что схему этого «доморощенного» агрегата опубликовали в журнале «Радио». А это было популярное в советское время издание, имевшее миллионный тираж.

Также некоторые могут помнить историю с советским изобретателем Арсением Гороховым, создавшим в 1968 г. некий аппарат, сейчас компьютером не признаваемый. Он и запатентован был как «устройство для задания программы воспроизведения контура детали». Да и дальше патента дело не пошло, аппарат так никогда и не изготовили.

Однако еще в 1948 г. в СССР была зарегистрирована заявка на получение патента на полупроводниковую ЭВМ.

Башир Рамеев, ранее изгнанный из МЭИ как сын «врага народа», заинтересовался американской вычислительной машиной ЭНИАК, спроектированной в 1945 г. По большому счету, это еще не был полноценный компьютер. А наш изобретатель зaгopeлся мыслью создать полноценное устройство.

При поддержке Исаака Брука из советской Академии наук Башир Рамеев начал работать в академической лаборатории и представил проект 1-го программируемого компьютера.

Разумеется, это устройство тоже мало походило на современные ПК. Но «Москва не сразу строилась».

Кадр с penza-post
Кадр с penza-post

Компьютер Рамеева и Брука был более coвepшенным, чем американский, и с бОльшим правом мог быть назван именно компьютером, чем простым счетным агрегатом.

Так, наш компьютер имел упрощенную конструкцию (за счет использования полупроводниковых деталей, а не ламп, как в США) и, как следствие, был:

  • более быстрым, чем американская машина (вычисления на нем можно было проводить оперативнее, поскольку не нужно было прогревать лампы, как у американцев);
  • более экономичным и практичным;
  • более надежным и долговечным.

Через несколько месяцев после подачи заявки на патент Рамеев ушел служить в армию. В результате оставшийся «на хозяйстве» Брук так и не смог найти достойную замену и исследования были замедлены.

Компьютер М-1 был представлен научной публике в 1950 г.

Кстати, через пару недель после этого был протестирован компьютер МЭСМ в Украине.

Созданный на этот раз советский компьютер М-1 также был лучше американского ЭНИАКа, поскольку:

  • для него требовалась меньшая мощность;
  • он был менее громоздким;
  • он уже имел то, что сейчас можно было бы назвать оперативкой и жестким диском.

Серийные ЭВМ в Союзе стали выпускать в 1950-х гг. для научных, военных, промышленных и метеорологических организаций.

Кстати, можно назвать и такие разработки Рамеева:
советская ЭВМ 1-го поколения «Стрела» с производительностью 2000 операций в секунду (очень продуктивно для того времени!);
серия цифровых ЭВМ «Урал».

А вот при создании микропроцессоров в 1970-х гг. дело в СССР застопорилось. Причины были как технологические (сложные процессы), так и политические (изменение особенностей соревновательной научной «войны» СССР и стран Запада).

В итоге у нас стали больше воспроизводить чужое, чем создавать собственное. Советская техника, дополнительно тормозящаяся в развитии бюрократическими проволочками, быстро устаревала и отставала от мировых трендов.

Кроме того, руководство страны просто не видело будущего за такой техникой. Так в свое время был зapyблен на корню проект, который в Минрадиопроме просто назвали «epyндой» (в терминах замминистра Николая Горшкова: «ЭВМ – это 100 кв. м площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 л cпиpта ежемесячно!»).

И вот вместо того, чтобы заниматься собственно разработками, наши исследователи тратили время на убеждения чиновников.

Не зря в 1969 г. на совещании в Минрадиопроме Башир Рамеев отказался работать с ЭВМ.

Россия начала путь отставания от Запада в кибернетике.

В конце 1960-х гг. была свернута программа разработки ЭВМ в СССР. В то же время в США были вложены большие деньги в развитие квантовых разработок. Исследователи, а вслед за ними политики понимали: тот, кто получит квантовое превосходство, будет пpaвить миpoм. Остальные направления компьютеризации в США бодро подтягивались следом.

1-й дисплей на ЭЛТ (CRT). Взято  с  interface
1-й дисплей на ЭЛТ (CRT). Взято с interface

Сейчас наши компьютеры, по некоторым данным, работают в разы медленнее, чем американские. А ведь в США самые мощные компьютеры были запущены лишь в 1955 г.

Так почему же СССР оказался в числе отстающих?

Что такое решили в 1969 г., после чего наша страна поменяла курс, сошла с дистанции компьютеризации?

Вот ведь большая электронная счетная машина у нас была создана в апреле 1953 г. В 1950–1960-е гг. советские ЭВМ превосходили зарубежные. А в декабре 1969 г. работа с компьютерами была заморожена.

Решили, что лучше закупать за границей, чем создавать самим. Просто сваляли дypaка?

В советской Академии наук просчитались: взяли курс не на создание своего, а на копирование чужого – серии IBM-360. Многие наши ученые (например, Анатолий Дородницын, Сергей Лебедев, Андрей Ершов и Михаил Сулим) выступили против этого решения. Но их голоса проигнорировали.

Также начал ощущаться недостаток по многим направлениям: финансирование исследований, наличие специалистов в вычислительной технике и проч. Деньги просто не выделяли, а специалистов просто не обучали.

Итак, сворачивание своих разработок как «epyндовых» и переход к копированию чужого завел отечественное компьютеростроение в тупик и сделал ЭВМ-отставание нашей страны от Запада xpoническим.

П. с. Также читайте пост «1-ой клонировали не овечку Долли в Англии, а мышку Машу в СССР».