Уж кого-кого, а итальянский военно-морской флот перед началом войны захудалым назвать никак невозможно. Скажем, крейсеров на Средиземном море у итальянцев было больше, чем у французов и англичан, вместе взятых . Сейчас посчитал по справочникам - выходит, что у немцев на сентябрь 1939 года подводных лодок в строю было 57, а у итальянцев - 100 с небольшим. Хотя некоторое их число было уже в хорошем возрасте.
Надо не забывать, что Италия вышла из войны уже в сентябре 1943 года, так что подводник граф Карло Фечиа ди Коссато, успевший потопить 16 вражеских судов, выглядит совсем неплохо даже на фоне немцев, что они и оценили по достоинству, это видно на фото:
И всё-таки, итальянцы - это итальянцы. Посмотрим действия их подводных лодок в Красном море и Аденском заливе (ах, знакомые места...) в начальный период войны. База находилась в порту Массауа на территории тогдашней итальянской колонии Эритрея на берегу Красного моря. В июне 1940 года четыре лодки вышли на охоту. С охоты вернулась только одна, "Galileo Ferraris", названная в честь известного итальянского электротехника, изобретателя многофазного генератора переменного тока, создавшего силовой трансформатор.
Эта лодка была представителем второго поколения носителей его имени. А вернулась она всего через три дня потому, что вышли из строя аккумуляторные батареи. И она позже смогла вернуться в Европу. Однако 25 октября 1941 года в очередном боевом походе была потоплена артиллерийским огнем английского эскортного миноносца "Lamerton" и летающей лодкой "Catalina"
Счёт потерь открыла "Macallè". На снимке её систершип "Dessiè"
Беды начались вскоре после выхода в море. Лодку преследовали выматывавшие людей жестокие штормы, а потом началось массовое недомогание, как считают, из-за утечек хладагента из системы кондиционирования воздуха. Лодка находилась в районе Порт-Судан (именно там теперь вроде бы планируется создание пункта материального обеспечения нашего флота наподобие Тартуса), когда во время зарядки батарей 14 июня налетела на подводную скалу Барр-Муса-Сегир (ведь и название даже есть, значит вполне известная скала). Корпус был пробит, вода стала заливать батареи, начал выделяться хлор, лодка опасно накренилась. Что же делать - на единственной шлюпке переправились на безводный островок. Про лодку пишут по-разному, но итог один: "она утонула". И только 22 июня полуживых итальянцев подобрала другая лодка - "Gugliemotti"
В то время, когда они ещё сидели на острове, 16 июня лодка "Galileo Galilei" недалеко от Адена остановила норвежский танкер James Stove, дала его команде время покинуть судно, а потом торпедировала его. И тут в первый раз на сцене появляется британский тральщик "Moon stone", прибывший на место событий и принявший на борт норвежцев.:
ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 568 т., полное – 649 т.; длина – 53 м, ширина – 8 м; осадка – 4 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 600 л.с; экипаж – 18 человек; Вооружение: 1х1 — 102-мм орудие; 3х1 – 7,62-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 2 бомбомета.
Так подробно потому, что уже через два дня тральщик задал этой лодке жару и взял в плен. Все эти подвиги происходили совсем близко от берега и когда лодка остановила артиллерийскими выстрелами следующее судно - югославский "Drava", пальбу услышали с суши. Вскоре прилетели английский истребитель и бомбардировщик, правда, сброшенные бомбы в цель не попали. До Адена (год я там пробыл, но таких вещей, конечно, не знал) было всего 26 миль. Быстро прибыли эсминец "Kandahar" и шлюп "Shoreham"
Но лодка была уже на глубине, опоздали. Однако, связь со штабом - святое дело, ночью лодка всплыла и тут же была запеленгована. Шлюп кинулся в атаку, но лодка успела уйти под воду и уклониться от атаки глубинными бомбами. И тут подключился "Moon stone". Он оказался удачливее и наложил лодке так, что она была вынуждена всплыть и отважно вступила с ним в артиллерийскую дуэль. Однако англичане стреляли из своего орудия точнее - двух попаданий в рубку оказалось достаточно, чтобы итальянцы спустили флаг и стали размахивать белыми тряпками.
В итоге война для них закончилась, а лодка позже использовалась англичанами как учебная, а после и как мишень.
Через несколько дней, 23 июня, лодка "Luigi Galvani" в районе Оманского залива торпедировала шлюп "Pathan"
На её поиски направились шлюп "Falmouth" и эсминец "Kimberley"
Уже в 11 вечера того же дня шлюп обнаружил шедшую в надводном положении лодку. "Falmouth" приблизился к лодке примерно на 600 ярдов и запросил ее принадлежность; не получив отзыва, шлюп открыл огонь по лодке из носового орудия и попал в заднюю часть рубки. Потом таранил её в момент погружения и заполировал всё дело, сбросив три глубинные бомбы. Лодку выкинуло на поверхность к счастью для части её экипажа, которая успела выскочить на палубу опять же с белыми тряпками прежде, чем лодка затонула, унося с собой остальных. В живых остались 3 офицера и 27 матросов.
Четвёртая лодка, "Evangelista Torricelli" 21 июня была атакована глубинными бомбами у берега Восточного Сомали. Лодка выжила и сумела в надводном положении добраться до Баб-эль-Мандебского пролива, надеясь вернуться в Массауа, однако близ острова Перим была перехвачена британскими кораблями, в том числе всё тем же "Shoreham". Но тут ему не повезло. Командир лодки Сальваторе Пелози
решил дать бой, невзирая на подавляющее преимущество противника. И таки итальянцы влупили "Shoreham" так, что он вынужден был выйти из боя. А дальше начинаются легенды и их опровержения. Якобы снаряд лодки попал в торпедный аппарат эсминца "Khartoum" и вызвал там некие повреждения, в результате которых часов через пять произошёл взрыв, последовала цепь других взрывов, пожары и затопления отсеков, в результате которых эсминец был вынужден выброситься на мелководье и там ему окончательно пришёл кирдык.
К тому времени лодка была уже на дне, а на эсминце находилась часть её команды, - повезло ребятам в тот день на приключения. Позже англичане производили тщательное расследование и комиссия пришла к выводу, что причиной взрыва воздушного баллона была коррозия, а вовсе не противодействие итальянцев. Ну то такое. В докладе комиссии указывается, что по настоянию минного офицера ещё весной проводилось обследование воздушных баллонов по причине их сильного корродирования, но решили, что и так сойдёт. Меж тем, в выводах комиссии упоминается: "...следует отметить, что за годы войны аналогичные взрывы воздушных баллонов торпед имели место на крейсере "Ньюфаундленд" и эсминцах "Партридж" и "Тьерк Хиддес".
Как быто ни было, командир подводной лодки и его люди проявили настоящее мужество. Сальваторе Пелози, получивший ранение в том бою, был удостоен высшей военной награды, а его имя присвоили уже послевоенной подводной лодке.
В последние 8 месяцев (до февраля 1941 года) оставшиеся три лодки выполнили 21 поход на патрулирование, и все неудачные. Торпеды применялись дважды – в августе с субмарины "Ferraris" по английскому конвою в Египет (все торпеды прошли мимо целей), и в сентябре, когда лодка "Gugliemotti" потопила отставший от конвоя греческий танкер Atlas.
Неуспех итальянцев очевиден, если учесть количество английских конвоев, безопасно пересекавших Красное море с севера на юг и с юга на север. В августе прошло по 4 конвоя в каждом направлении, в сентябре 5 и 7 в октябре. Когда стало понятно, что англичане вскоре захватят Эритрею, оставшиеся лодки отправились в Европу. "Archimede", "Ferraris" и "Gulielmotti" достигли Бордо за 65 дней, а "Perla" – за 81 день.
В этом тексте использованы отрывки из статьи Юрия Юрьева "В глубинах Индийского океана"
Ещё об итальянских моряках:
Как и на чём воевали итальянские моряки
...........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь