Казачьи войска до Гражданской войны не имели своей авиации. В годы Гражданской войны в некоторых казачьих войсках была создана своя авиация. В ряде казачьих войск(Донское) войсках она применялась довольно успешно, в некоторых применение было очень редкое, в некоторых казачьих войсках она находилась в стадии создания. В некоторых даже не пытались создать свою авиацию. В этой статье, я постараюсь очень кратко рассказать об авиации казачьих войск в годы Гражданской войны.
Самым крупным войском, было Донское казачье войско. В этом войске было свое казачье военное училище в Новочеркасске, своя артиллерия, мощная конница, была своя пехота, были свои бронепоезда, был свой флот и самое главное были в наличии собственные военные кадры которые смогли собрать и создать боеспособные части. С авиацией было сложнее. Если с летчиками больших проблем не было(офицеры летчики в основном ушли на Юг России воевать против большевиков), то с обслуживающим самолеты техническим персоналом на первоначальном этапе проблемы были очень большие. Дело в том, что на Дону не было своей промышленности и технический персонал для обслуживания авиации набирался почти исключительно (до первых выпусков из школ мотористов) из неказаков.В 1919 году, в момент пика развития авиации Донского казачьего войска , казаков в авиации было около 15%. В августе 1918 года Донская армия насчитывала 25 аэропланов. В основном самолеты были привезены с Украины, подполковником Барановым(впоследствии полковник и генерал, руководил всей авиацией Донского войска). Часть самолетов составил авиаотряд Красной Армии, перелетевший на сторону белых в полном составе(9 авиационный отряд, под командованием поручика Снимщикова 6 самолетов). Авиация войска Донского состояла из 2 самолетных дивизионов(каждый по три авиаотряда), авиационного парка ( в составе двух авиационных подвижных мастерских, школы мотористов. В 1919 году Донские казаки потерпели поражение от большевиков. В конце 1919 года Донская область была оставлена . До марта 1920 года, несмотря на тяжелые условия, авиация Донского казачьего войска продолжала воевать. Кстати перехода на сторону большевиков среди летчиков не было. Видимо сказалась образованность и понимание чем все закончится. В Новороссийск прилетело всего 8 аэропланов, а в Крым прибыло уже 4 аппарата. 25 марта 1920 года авиация войска Донского прекратила свое существование.
В Кубанском казачьем войске свою авиацию стали формировать 12 декабря 1918 года. Основоположником авиации стал 1 Кубанский авиационный отряд. Первым командиром отряда был назначен полковник Вячеслав Михайлович Ткачев. Это был известный военный летчик. Первый георгиевский кавалер среди летчиков, первый среди тех, кто был награжден и георгиевским золотым оружием За храбрость. Впоследствии стал генералом. В составе отряда были 18 летчиков и 143 казака в обслуживающем составе. 28 марта 1919 года началось формирование 2-го Кубанского авиационного отряда. Штат был аналогичен первому отряду. Был сформирован авиационный парк. Авиация кубанских казаков проводила разведку, штурмовку войск противника. Участвовала совместно с летчиками Донского казачьего войска в нанесении ударов по красной кавалерии. Понесла большие потери. В августе 1920 года авиация Кубанского казачьего войска прекратила свое существование.
В Оренбургском казачьем войске первый авиационный отряд начал формироваться в августе 1918 года. В нем числились 5 офицеров и 24 человека технического состава. Казаков среди них практически не было. На вооружении было всего два самолета. Возглавлял отряд поручик Батурин. За весь период своего существования отряд совершил всего 6 боевых вылетов. Техническое состояние самолетов было плохое и через несколько месяцев отряд стал не боеспособным.
Авиация Уральского казачьего войска, была представлена 9-м авиаотрядом Народной армии( своей не было), этот отряд был передан в распоряжение Уральской армии и получил наименование «Уральский авиационный отряд». Поскольку собственных кадров лётчиков и наблюдателей в Уральском войске не имелось, все уральцы-наблюдатели были направлены в июле для обучения в Военно-авиационную школу Народной Армии в Самаре. Отряд был слабо укомплектован техникой и обслуживающим техперсоналом. существенной роли в боях не сыграл. В остальных Казачьих войсках собственной авиации не было или она находилась на стадии формирования. Все что нашел в открытом доступе. Я не ставил задачу рассказать о казаках летчиках, писал об организационном составе казачьей авиации.
PS. Уважаемые комментирующие, если дополните мой рассказ своими комментариями буду очень благодарен. Уважаемые читатели. Если Вам понравился мой рассказ, то будьте так добры, поставьте лайк за оценку моего труда. Это влияет на показы моих рассказов в ленте.